Уилл Сэмпсон -
Биография:Санни
Уилл (Уильям) Сэмпсон Младший – чистокровный маскоги (крик), чьё первое индейское имя Каскана (Kvskvna или Kvskvnv в написании на маскоги) означает Левша, – родился недалеко от г. Моррис, штат Оклахома. Он принадлежал к роду Тигра (или Пантеры в ином переводе), к Красной фратрии. Родственники и близкие друзья звали его Санни. Получив 8-летнее школьное образование, У. Сэмпсон отслужил в военно-морском флоте США, вернувшись, работал лесорубом, строителем, чернорабочим на нефтепромысле, подручным на ранчо.
Уильям Сэмпсон: наездник родео
С 14 до 40 лет, с конца 1940-х до начала 1970-х гг. У. Сэмпсон, "ковбой-индеец", выступал в родео и не раз становился чемпионом этой традиционной ковбойской игры в разных видах соревнований.
Сэмпсон предпочитал самый опасный вид родео: "буллрайдинг" - укрощение разъярённого быка. Задача наездника в этих соревнованиях или продержаться как можно дольше верхом на взрослом быке, или, на скаку пересев с лошади на спину бычку-двухлетку, повалить того наземь.
Конец карьере наездника положил сначала перелом ноги, а вскоре после выздоровления - тяжёлая травма спины, потребовавшая оперативного вмешательства.
КАС-КАНА: художник
До своих сорока лет Уилл Сэмпсон перепробовал много специальностей. Призвание же своё определил очень рано: с детства увлекаясь живописью, Уильям Сэмпсон преимущественно вёл образ жизни странствующего художника, что не помешало ему, периодически выставлявшему свои живописные и графические работы, добиться профессионального признания.
Художник-самородок рисовал постоянно, на первых порах чем и на чём придётся, осмысляя в творчестве культурные образы маскоги, обращаясь к сюжетам истории некогда могущественной Конфедерации криков. Динамичные, искрящиеся юмором зарисовки сцен родео, показывают, что художник действительно обладал "фотографической памятью".
Сэмпсон рисовал пейзажи Дикого Запада, исполненные философского постижения единства земли и неба. Реалистичные только на первый взгляд, существа (люди и звери), написанные художником, невесомо парят в многоцветных небесах Уилла Сэмпсона, небесах, сгустившихся до плотности земной тверди.
Начинающий индейский художник уже иллюстрировал такие издания, как «Куотэ Хорс Джорнэл» и «Аризона Хайуэйс», «Интернэшнл Петролиум Экспо» и «Хайлайн Хай-Лайтс/Сентрал Электрик» (последнему принадлежали права на издание «Клевис Браун»). Молодой Сэмпсон выполнял также индивидуальные заказы губернатора Оклахомы Джорджа Ная.
Свою первую награду как художник Сэмпсон получил в Филбрукском Центре искусств в 1951 году, и с тех пор ему постоянно доставались премии за акварели и живописные полотна. В марте 1967 года ему была присуждена высшая награда Культурного фонда Окмулги в номинации «Зрелищные и художественные искусства».
Творчество Уилла Сэмпсона получило общественное признание, что выразилось в премиях «Приз жюри» и в звании «Самый популярный художник», которые не раз присуждались ему на художественных выставках. Как живописец он был удостоен звания «Выдающийся индеец года» на Ежегодной выставке работ индейских художников в Анадарко, шт. Оклахома.
Уилл Сэмпсон оказался в числе лучших художников, которые получили право демонстрировать свои полотна в Смитсоновском Институте на выставке индейского искусства «Первооткрыватели Америки».
Работы Сэмпсона в разное время выставлялись не только в Смитсоновском Институте, но и в Библиотеке Конгресса, в Музее Эймона Картера, в Музее Джилкрис, в Центре искусств Филбрука, в Доме Совета Нации Криков в Окмулги. Сегодня большинство его работ хранится в частных коллекциях и в музеях шт. Оклахома.
В конце 1960-х гг. Уильям Сэмпсон занимал посты вице-президента Союза художников Оклахомы и директора Художественной Галереи Вождей в родном городе Окмулги.
Звезда Голливуда
В 1975 году судьба его сделала резкий поворот. Пройдя кастинг, Уилл Сэмпсон получил роль Вождя Бромдена в знаменитом впоследствии, оскароносном, фильме М. Формана по роману К. Кизи. Уилл Сэмпсон должен был быть номинирован на "Оскар" (как лучший актёр второго плана) за исполнение этой роли, но в последний момент номинантом был назван исполнитель роли Билли Биббита (премию, впрочем, получил и вовсе другой актёр).
К сожалению, в отечественный прокат долгое время запрещённый у нас к показу фильм «Пролетая над гнездом кукушки» вышел лишь 12 лет спустя, в год смерти Уилла Сэмпсона. Однако наш зритель к тому времени уже был знаком с актёром по более поздним его работам: в конце 1970-х в московских кинотеатрах шла «экологическая драма» «Cмерть среди айсбергов», а на XI Московском Международном кинофестивале в 1979 г. была показана в конкурсной программе психологическая драма «Индеец Ястреб» Д. Шебиба с Уиллом Сэмпсоном в заглавной роли.
К своим 45 годам «новичок» оказался уже в числе наиболее снимаемых и высокооплачиваемых звёзд Голливуда, играл и на сцене. Правда, сам он к своему успеху относился скептически, полагая, что ни один из последующих его фильмов (около 30, включая телесериалы, за 12 лет) так и не достиг уровня картины «Пролетая над гнездом кукушки». Это несмотря на то, что многие фильмы с участием Сэмпсона номинировались на престижные премии и были удостоены некоторых из них. Уилл Сэмпсон продолжал живопись считать своим призванием.
В зените актёрской славы Уилл Сэмпсон осознавал ответственность перед наследием предков и соплеменниками. Этот двухметрового роста плечистый индеец с благородным профилем «краснокожих вождей» и умным взглядом совершил, по признанию критики, революцию в американском кинематографе, явив (на смену «дикарям» или «верным Пятницам») исполненный достоинства образ современного индейца.
Персонажи Уилла Сэмпсона мужественны и благожелательны, снисходительны и сдержанно ироничны. Обладающие независимой волей и свободой суждения, они сильны настолько, чтобы с состраданием, а не с ненавистью взглянуть, наконец, на мир «белого американца». В 1979 году канадские индейцы на специальной церемонии нарекли У. Сэмпсона новым именем - Owlman (Аулмэн, Человек-Филин), признав тем самым его мудрость. Это имя Сэмпсон с гордостью носил как титул.
Карьера в документалистике
Проблемы свободы и достоинства личности, поставленные Уиллом Сэмпсоном в его творчестве, носят общечеловеческий характер, выходя далеко за рамки "национального вопроса". Однако каждая роль Уилла Сэмпсона непременно включает мини-монолог, посвящённый той или иной проблеме «индейского мира». Вместе взятые, эти проблемы составляют суть актуальных претензий (экономических и юридических) со стороны «коренных наций» к властям США. Утверждают, что эта «публицистика» именно по настоянию кинозвезды вводилась в сценарии всех фильмов, где он снимался.
К чисто публицистическим работам Сэмпсона (попавшим в историю индейской журналистики) можно отнести короткометражные документальные фильмы, в которых он выступал в качестве рассказчика и соавтора. Фильмы эти, распространявшиеся на видеокассетах, поднимали наиболее острые вопросы взаимоотношений белого и индейского сообществ. Так, широкую известность получил документальный сериал индейского кинорежиссёра Ф. Лукаса «Образы индейцев»: пять получасовых фильмов об эволюции голливудских стереотипов «краснокожих».
Общественная деятельность
Уилл Сэмпсон посещал, проводя беседы, тюрьмы и школы в индейских резервациях. Однако в своей общественной деятельности словами он не ограничивался, передавая значительную часть актёрских гонораров на поддержку программ по профилактике алкогольной и наркозависимости среди индейцев, на содержание индейской наркологической лечебницы в Лос-Анджелесе, на развитие индейского культурного центра «Рассветная звезда» («Daybreak Star») в Орегоне.
Имя Сэмпсона – среди основателей такой уникальной некоммерческой организации как Институт индейского кино в Сан-Франциско (American Indian Film Institute), проводящей ежегодные фестивали индейского кино. По инициативе и при финансовом участии Сэмпсона и его друзей (в первую очередь Зои Эскобар, бывшего личного секретаря Сэмпсона и первого исполнительного директора новой организации) возник также Реестр индейцев-актёров и технических работников кинематографа в Лос-Анджелесе (American Indian Registry for the Performing Arts).
Реестр выполнял функции и актёрской картотеки, и национального бюро по трудоустройству. Получивший несколько премий «Оскар» фильм «Танцы с волками» – блестящее доказательство успешной работы этой организации: наконец-то индейцев в Голливуде стали играть индейцы, а не ряженые «бледнолицые». Сэмпсону, однако, не суждено было порадоваться победе.
Легенды
Неординарная личность, безвременно покинув сей мир, оставляет по себе память, со временем всё более обрастающую легендами. Так, об Уилле Сэмпсоне пишут, что был он (в жизни, не только на экране) могущественным, авторитетным шаманом в нескольких индейских общинах и пал жертвой злых сил, магическим образом спасая от проклятия съёмочную группу фильма «Полтергейст» (знаменитого проклятия, унесшего, как утверждала пресса, жизни нескольких человек, в том числе самой 12-летней исполнительницы главной роли). Намекают, что и кончина Сэмпсона несёт в себе некий ритуальный смысл: Сэмпсон настоял на пересадке сердца и лёгких в полном сознании того, что ослабленный болезнью организм такой операции не перенесёт.
Загадка личности
Достоверно известно лишь то, что, родившись в индейской семье баптистов, Сэмпсон, вопреки семейной традиции, не принял в отрочестве крещения и всю жизнь исповедовал индейский духовный путь, наставляя в нём неофитов. Он стал одним из признанных духовных лидеров национального возрождения коренных американцев.
Сэмпсон поистине был личностью неординарной. К каждому он поворачивался одной из своих граней, видимой только этому человеку. Он умел быть простым с незамысловатыми, интеллектуалам казался изощрённым, тем, кто помешан был на мистике, виделся гуру, прагматикам являлся циничным... Все признавали его авторитет, поражаясь начитанности и широте кругозора. Мужчины отмечали его дружелюбие и тонкое чувство юмора, женщины просто обожали, храня ему верность и после расставания, и после его ухода в мир иной...
Семья
Личная жизнь киноактёра всегда привлекала к себе особое внимание, будучи овеяна тайной. Количество детей Сэмпсона от разных жён с шести, впоследствии увеличилось в полтора раза. Отец принимал живейшее участие в воспитании всех девяти отпрысков.
Старший сын Тим, также чистокровный крик, вдали от отца и от собственной матери, воспитывался на ранчо Сэмпсона в Оклахоме под присмотром тёти и любимой бабушки, пробовал себя в качестве каскадёра, унаследовал от отца любовь к живописи и игре на акустической гитаре.
Закончив школу, Тим Сэмпсон перебрался к отцу и, начав с появлений в массовке за его спиной, выстроил впоследствии собственную голливудскую карьеру. Наиболее известный у нас фильм с участием Тима Сэмпсона – драма «На тропе войны» («War Party», 1988), в которой можно видеть, как легко проломить безопасную «корку» современности и сгореть дотла в хлынувшей лаве живой истории.
Посмертное признание
Несколько лет назад вдове актёра была вручена престижная награда, которой посмертно был удостоин Уилл Сэмпсон за создание неординарных образов на экране и общий вклад в развитие кинематографа.
Родственники и друзья Сэмпсона прилагают усилия к увековечению его памяти. Ходят слухи о создании документального фильма о Сэмпсоне, о публикации блистательных воспоминаний старшей сестры актёра Нормы.
Однако уже теперь на карте Оклахомы отрезок (между Престоном и безымянным хутором) трассы, прозаически называющейся E0900Rd, обозначен как Will Sampson Road, «Дорога Уилла Сэмпсона». Действительно именно по ней любознательный индейский мальчик шагнул когда-то из родного дома в большой мир. И последний путь Уилла Сэмпсона привёл его на родину: по завещанию, актёр похоронен на индейском кладбище в Оклахоме, недалеко от места, где родился.
В сентябре 2008 года, к 75-летию со дня рождения актёра, память о нём была увековечена в г. Талса: на Аллее Славы возле здания Circle Cinema состоялась церемония закладки медальона с именем Уилла Сэмпсона. Церемония состоялась в присутствии сенатора от шт. Оклахома (гражданина Нации Маскоги) и под председательством Второго вождя Нации Маскоги.
В 2009 году Зои Эскобар издала в Сиэтле, написанную ею биографию Уильяма Сэмпсона с его живописными и графическими работами в качестве иллюстраций
Статья Светланы Лютовой в журнале «Свой круг» от 2007 года: «Уилл Сэмпсон : индеец, актёр, художник».
Уилл Сэмпсон -
Фильмография:1987 Ковбои /The Gunfighters (ТВ) ... Train passenger
1986 Идущий в огне / Firewalker ... Tall Eagle
1986 Roanoak (ТВ) ... Wingina
1986 Полтергейст 2: Обратная сторона / Poltergeist II: The Other Side ... Taylor
1985 Ничтожество / Insignificance ... Elevator Attendant
1984 Мистический воин / The Mystic Warrior (ТВ) ... Wambli
1983 - 1984 Желтая роза / The Yellow Rose (сериал) ... John Stronghart
1980 Алькатрас: Потрясающая история / Alcatraz: The Whole Shocking Story (ТВ) ... Clarences Father
1979 Рыба Ястреб / Fish Hawk ... Fish Hawk
1978 Отныне и вовеки веков / From Here to Eternity (сериал) ... Cpl. Cheney
1978 - 1981 Вегас / Vega$ (сериал) ... Harlon Twoleaf
1978 Standing Tall (ТВ) ... Lonny Moon
1977 Cowboysan ... Indian Chief; короткометражка
1977 The Hunted Lady (ТВ) ... Uncle George
1977 Relentless (ТВ) ... Sam Watchman
1977 Смерть среди айсбергов / Orca, the Killer Whale ... Umilak
1977 Белый бизон / The White Buffalo ... Crazy Horse / Worm
1976 Джоси Уэйлс – человек вне закона / The Outlaw Josey Wales ... Ten Bears
1976 Баффало Билл и индейцы / Buffalo Bill and the Indians, or Sitting Bulls History Lesson ... The Interpreter
1975 Пролетая над гнездом кукушки / One Flew Over the Cuckoos Nest ... Chief Bromden