Замок Сфорца - территориально расположен в поселение Виджевано, пригороде Милана. Замок был построен как резиденция герцогов династии Сфорца в Милане.
Этот замок – одно из самых известных мест не только в Италии, но, и далеко за её пределами. История замка Сфорца полна драматических событий, так же, как и история мест, где он расположен. По сути, Castello Sforzesco – исторический символ власти в руках князей. Лишь, в начале 20 века замок стал играть особую роль в культурном наследие Италии.
Своё название замок получил в честь Франческо Сфорца. Именно благодаря его стараниям, в 1450 году замок Сфорца стал резиденцией герцогов. Однако, к тому моменту, Castello Sforzesco уже был возведён. Начало его строительства относится ко второй половине 13 века, временам правления Галеаццо II.
Многие посетители отмечают внешнее сходство замка Сфорца с московским Кремлём. Дело здесь в том, что миланские архитекторы, выполнявшие проектные работы при строительстве Кремля, взяли за основу облик Castello Sforzesco. Особенно ярко сходство прослеживается в форме башен и «коронной» окантовке на стенах. Центральное строения замка – башню Филарете – спроектировал архитектор Антонио Филарете. Параллельно со строительными работами, замок «оживал», благодаря наполнению элементами декора и интерьера. Прошло совсем немного времени, и, Castello Sforzesco стал самым роскошным замком на территории Северной Италии. Наиболее яркие периоды в оформление замка были отмечены во времена правления Людовика иль Моро, когда к работе были привлечены известные личности эпохи – Леонардо и Браманте.
Кастелло Сфорцеско, во всем своём облике, преисполнен величия и торжества. Основной стиль архитектурного исполнения – готический. Центральный элемент фасада замка – башня Филарете, по обе стороны от которой располагаются две цилиндрические зубчатые башни. Стены башен украшены щитами с фамильными гербами Висконти и Сфорца. В том же стиле оформлены боковые стороны и задний фасад замка. Большую часть стен, выполненных из обожжённого кирпича, занимают окна с большими кирпичными карнизами. Две боковые башни – Фалконьера и Кастеллана (дель Тезоро), выполнены в форме квадратных столпов. Справа, от центральной части, над широким рвом, расположен мост, который соединяет строения замка с лоджиями, где находились комнаты Людовика иль Моро.
За время своего существования, замок на раз подвергался реставрации. Так случилось и после того, как в 1447 году, устав от постоянных репрессий и тирании правителя Висконти, народ Милана ополчился против воинственного правителя, и, создал протестантскую Амброзианскую республику. Было принято решение свергнуть Висконти и уничтожить замок Сфорца. Большая часть строений Castello Sforzesco была полностью разрушена. Камни, которые захватчики собирали на руинах замка, использовали для восстановления старых городских стен Милана.
Когда к власти пришёл Франческо Сфорца, то, он решил не просто восстановить замок, но, и сделать его главной достопримечательностью города, а так же, символом защиты Милана от возможных внешних врагов. Для реализации своих планов, Франческо Сфорца созвал лучших архитекторов и инженеров: Джованни да Милано, Якопо да Кортона и Марколеоне да Ногароло.
Франческо Сфорца приказал, чтобы, в конечном итоге, его роскошная резиденция не имела ничего общего со старой крепостью, построенной во времена правления Филиппо Мария Висконти.
Чтобы завершить строительство замка, Франческо Сфорца даже попросил разрешения Папы Римского снести старую церковь ("Кьеза дель Кармине"), которая находилась в районе, где строился замок. Однако, когда, в 1452 году, резиденция Сфорца была готова, замок так и не стал постоянным местом жительства для коронованных персон. В одной из цилиндрических башен жили лучники, охранявшие покой замка, и некоторые несчастные, заключенные в подземелья башни, продолжали оставаться в заточение. В те годы, было принято решение построить вокруг замка высокую стену, которая бы защищала жителей от нашествий диких животных, приходивших из окрестностей Варезе, Сеприо и озера Комо. Позднее, Франческо Сфорца и Бьянка Мария так и не переехали в замок. В Милане, они предпочитали жить в старом дворце Аренго, посещая Сфорца во время проведения торжественных приёмов.
Так же, на территории замка Сфорца, в 1473 году, была возведена часовня – Корте Дукале. Оформлена часовня фресками – творением рук таких известных художников, как Бонифачо Бембо, Джьякомино Висмара и Стефано Федели, чьи имена упоминаются в некоторых документах, которые, до сих пор, хранятся в архивах. Изысканная и роскошная часовня Корте Дукале принимала в своих стенах самых известных хористов, приезжавших на службы из разных стран.
Восстановления замка Кастелло Сфорцеско, как исторической ценности, началось в 1833 году под руководством миланского архитектора Луки Бельтрами. Архитектор предложил, своего рода, "филологическое" восстановление, основанное на информации из графических и литературных источников, хранящихся в архивах.
Во время проведения крупных исторических выставок, организовывались различные сборы на восстановление замка. В итоге, было собрано более 4 000 000 лир. Реконструкция велась с 1895 по 1897 годы.
В мае 1900 года на территории замка были открыты музеи искусства и археологии. Именно тогда, посещение замка стало доступно всем желающим. Однако, во время бомбардировок, в августе 1943 года, строения замка были серьёзно повреждены. Позднее, замок Сфорца, вновь, реконструировали и сегодня, когда Кастелло Сфорцеско полностью восстановлен, он представляет собой один из самых интересных и развлекательных центров искусства в Милане.
В настоящее время, в замке базируются стразу несколько музеев: музей древнего Египта, доисторический музей, музей посуды и музыкальных инструментов, а так же, музеи другой тематики.
Интерес ценителей искусства привлекают работы известных художников: Корреджо и Понтормо, Мантеньи, Джованни Беллини, Филиппино Липпи.
Представлена, так же, «Пьета Ронданини» – незаконченная скульптура – последняя из работ Микеланджело.
|