Дубенский замок Дубенский замок построен князем Константином Острожским в 1492 году. Замковый комплекс состоит из трех дворцов: надвратного корпуса – XV в., дворца князей Острожских - XVI в., дворца князей Любомирских - XVIII в. Владельцами замка были князья Острожские, Заславские, Любомирские, Барятинские, Сангушки - каждый из них придавал замку определенный архитектурный стиль.
Замок защищен оборонным рвом и бастионами системы Вобана XVII века, в которых расположенные казематы.
Стены замка помнят Северина Наливайко, Ивана Мазепу, Петра I, Иова Почаевского, Герасима и Мелетия Смотрицких, Ивана Федорова, Иова Железо, Ивана Мазепу, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Тадеуша Чацкого, Тараса Шевченко, Оноре де Бальзака, Николая Костоманова, Николая Лысенко, Уласа Самчука, принца Конде и другие славные имена.
В основу герба было положено изображение Георгия Победоносца, святого Юрия. В правом поле - изображение всадника с мечом. Это герб "Погоня", от польского "Pogon" - "Витязь", который одно время был государственным гербом Великого княжества Литовского, его вводили в геральдические композиции магнаты, которые имели происхождение от великокняжеского рода.
Другие знаки герба ("Острога", звезда и полумесяц, и перекрещенная стрела в полукруге) вошли в герб Острожских через брачные связи с другими благородными семьями. Так знак "Острога" был составлен из двух гербов - "Огоньчик" (полудуга со стрелой в виде радуги золотого цвета), и "Лелива" (золотая звезда с полумесяцем, повернутым вверх на голубом фоне), символизирующая зарю победы над мусульманской экспансией. В нижнем поле изображенная крестообразная перечеркнутая стрела, выходящая из полукруга.
Сочетание "Огоньчика" и "Леливы" изображалось на давних дубенских печатях. Эти же элементы изображены на нынешнем гербе города. Об их толковании можно говорить условно, как о символе набожности княжеской семьи.
Основателем замка считается князь Василий Острожский. А его внук - Константин Иванович - перестроил замок, превратив в неприступную крепость из камня. Толщина замковых стен снизу достигала двух метров. Замок этот был одним из самых сильных, наиболее укрепленных замков на Волыни. В XVI веке он имел на вооружении 73 пушки. Во времена Острожских в замке был построен храм.
Эта твердыня была наибольшим форпостом на Волыни. Замок имел надежную хоругвь и никогда не был взят врагами приступом.
Зажиточный волынский город своим выгодным расположением на перекрестии торговых путей привлекал падких на наживу завоевателей, стремившихся захватить его. В 1577 году дважды приходилось защищаться от татар - в марте и в декабре.
В связи с первым из этих нападений существует предание о мужественной княжне Екатерине, дочке князя К. К. Острожского, которая дала обет покончить счеты с жизнью - кинуться из окна замка в Икву, если татары завладеют замком. И хоть этого не случилось, княжна Екатерина все же долго не прожила. Выйдя замуж за князя Радзивилла, она умерла в 1579 году.
Второй в 1577 году приход татар к Дубно породил легенду о Девичьей башне. В то время в Дубно происходила свадьба княжны Беаты Дольской, племянницы князя К. К. Острожского, выходившей замуж за князя Соломирецкого. Рассказывают, что княжна Беата, сняв свадебное платье и надев черную мантию, собственноручно выстрелила из большой пушки и попала точно
в... шатер татарского хана. Приступ татар был отбит, а башню с тех пор называют Беаткой, она стала символом девичьего мужества.
В давние времена замок имел несколько другой вид - это была суровая конструкция неприступной крепости. На протяжении веков его неоднократно перестраивали. Многие замковые укрепления если не заменили новыми, то заново укрепили в начале XVII века при последнем князе из рода Острожских - Януше. Достроили кирпичную часть эскарповых стен и сторожевые башни на бастионах, в которых были казематы, соединенные с подземельями. С востока к замку прилегала территория древнерусского городища с остатками прежнего замка Острожских. Между городищем и замком в низине был ров, он легко наполнялся водами Иквы. Другой, значительно более широкий оборонный ров, с западной стороны города, также мог наполняться ими. На нем стоял деревянный мост (сейчас он металлический, понтонный, установленный в 1963 году).
Въездные врата на территорию замка, обрамленные величественным ренессансным порталом привратного корпуса, сложенного из больших блоков светлого пещанника, украшает герб семьи Острожских. Надвратную башню неоднократно перестраивали, последний раз - в тридцатых годах XX века, раньше она имела купольную крышу. Когда готовились к реставрационным работам, в нижнем ярусе корпуса нашли фрагменты стен из камня, характерные для XV века. В корпусе всего три яруса, уходящих под землю на глубину до десяти метров. Там были казематы, служившие как помещение для надворной хоругви.
Особенностью юго-восточной части замка является дворцовый флигель конца XVI - начала XVII века. Сначала, возможно, этот флигель был одноэтажным. Здание имело гонтовую кровлю. Нынешний вид дворец приобрел в конце XVIII века, когда достроили второй этаж. Здесь хранились архивы князей Острожских, Заславских, Любомирских, Сангушков, а также богатства местной шляхты.
Вблизи дворца Острожских есть подземелье, стены которого выложены из камня-пещанника. Как рассказывали старожилы, когда-то здесь торчали металлические прутья, на которых были кандалы. Наверное, это были тюрьмы для непокорных. Сейчас эти ярусы замурованы.
В 1774 году Львов отошел к Австрии, а торговые контракты, которые были в этом городе, перенесли в Дубно. Это дало сильный толчок для развития. По фронту рыночной площади деревянные лавки заменили каменными двухэтажными зданиями, перестроили городскую ратушу.
Поскольку Любомирских не удовлетворял суровый стиль замковых стен, то их опять начали перестраивать. Бывшая неприступная оборонная крепость в итоге приобрела черты дворцового комплекса. Так в северо-восточной части замкового двора был построен дворец Любомирских. Касательно его датирования есть расхождения.
Известно, что вырос он на остатках давнего сооружения. На подвальной части старого замкового флигеля надстроили еще один этаж. Снаружи дворец смотрится трехэтажным, с окнами на широкие болотистые плесы Иквы. С внутренней стороны дворец имел два этажа.
С историей рождения замкового дворца связано имя известного итальянского архитектора Доминико Мерлини. Появилась и лепка дворца, в котором насчитывалось почти шестьдесят комнат.
Комнаты на первом этаже были высокими, большими, имели красивые сводчатые потолки - прекрасная продолговатая галерея на партере, где, обычно, обедали, и просторная терраса с открытым для обзора ландшафтом с речкой Иквой и лугами: большой округлый бальный зал с колоннадами, галерея наверху и эстрада для музыки. Дворец князей Любомирских был парадной резиденцией, которая использовалась для празднований, банкетов, приемов, концертов.
С востока за стеной замок и территорию древнерусского городища разделял ров. Со стороны замкового двора к стене прилегали здания, в которых были конюшни, оружейные и тому подобное.
Дальнейшую судьбу замка решили Иосиф и Ядвига Любомирские. Попав в затруднительное финансовое положение, они продали в 1871 году помещицкое Дубно вместе с замком и околицами княгине Борятинской, которая вскоре продала замок государственной казне.
"Иква" означает "бурная", "разрушительная". Речка течет с юга на север, берет начало на Львовщине и впадает в Стыр. Ее длина 155 километров. К ней Дубенщиной сбегало 20 прямых и опосредствованных притоков, в пределах города два - Липка и Сурмица. От окрестностей села Вербы речка была судоходной.
Весь исторический центр города почти со всех сторон окружала речка Иква и непроходимые трясины, которые фактически были уничтожены в середине XX века во время мелиоративных работ. В пределах города Иква имела тогда два притока, по ширине равнялась нескольким кварталам прилегающих застроек. На Икве было десять островов.
Древнеруський Дубен домонгольской эпохи раскинулся на крайней восточной части большого, повернутого на северу, рогоподобного полуострова. Весь полуостров был изрезан с юга и востока двумя притоками реки Иквы, а с севера и северо-запада его покрывало непроходимое болото, вместе с притоками оно создавало надежные естественные преграды на случай нападения врага. Первое деревоземляное замковое укрепление на месте старого городища было построено еще в XIV веке князем Федором Даниловичем Острожским. Это был небольшой замок с земляными валами и дубовым частоколом по периметру и деревянными наблюдательными башнями.
В 1872 году в замке разместился оборонный лагерь, поскольку замок был передан военному ведомству. Во время дислокации в замке одного батальона 41-го Селенгинского пехотного полка в бальном зале была военная церковь.
Значительный вред замка нанесла Первая мировая война. Во время военных действий 1914-1915 по замку ударила австрийская дальнобойная артиллерия. Большой пожар уничтожил междуэтажные перекрытия и крышу. Долгое время замок находился в состоянии руины. В двадцатых годах ХХ-го века по распоряжению воеводского управления консерваторов Польши начались обмерные работы, фотофиксация и реставрация замка, которая была закончена в 1938 году.
После Второй мировой войны замок передали военному ведомству. Что произошло с архивом, который был в замке, точно неизвестно. Возможно, вместе с картинами, портретами его раскупили местные лавочники, а, возможно, он был уничтожен во время немецкой оккупации. В советское время в замке располагалась воинская часть. Замок сильно пострадал от разнообразных перестроек, которые приводили к потере его самобытности, оригинальности. Сейчас замок имеет свою объемно-пространственную структуру, в некоторых помещениях остались элементы декора. Во дворце Любомирских сохранился цокольный подвальный этаж, перекрытый сводом, со двора очень углубленный в рельеф, со стороны реки цокольная часть фасада сохранила террасу, упоминаемую в описаниях дворца.
Первоначальная внутренняя планировка дворца была уничтожена. Хорошо сохранилась передняя часть вестибюля - прихожая. Ее украшает фриз, который изображает гербы Острожских и Любомирских. Изменены парадные лестницы, нет купола над лестничной площадкой, отдельных декоративных деталей.
Сохранился продолговатый зал в восточной части здания на первом этаже, это был бальный зал дворца. Северный зал декорирован высоким фризом с изображением мифологического сюжета праздника Вакха, проходившего по традиции после сбора винограда. На фризе в высоком рельефе - танцующие вакханки и сатиры, которые поддерживают гирлянды из виноградной лозы.
С целью обороны единственный свободный доступ к городу с суши на западном перешейке со стороны Луцка в конце XV - начала XVI века князь К. И. Острожский перекрыл могучей Надвратной ("Луцкой") башней с внутренним проездом. Город окружал высокий земляной вал, а там, где он был пониже, выдвигались каменная стена или дубовый частокол. Тогда же появился перед воротами глубокий ров, через который вел подъемный мост. Ров был настолько глубоким, что, по преданию, мог наполняться водами Иквы. Естественные защитные рубежи были дополнены оборонными укреплениями, что впоследствии дало городу славу одного из наиболее неприступных городов Волыни.
Луцкие ворота - одно из наидревнейших, если не наидревнейшее, сооружение в городе, аналогов которому нет нигде в Европе. Сначала ворота были двухъярусными, а в конце XVI - в начале XVII века надстроили третий ярус. Три века они охраняли сон и покой в городе. В 1772 году начались большие ремонтные работы. Ворота были обновлены в 1785 году, замуровали проезд через ворота, с тех пор дорога идет мимо них, под самой стеной. Луцкие ворота служили таможней, были единственным парадным въездом в город.
Ворота построены в стиле ренессанса из камня и кирпича. Это редкий вид барбакана (округлое здание с бойницами). Перестройка ворот значительно изменила их вид. Были растесаны бойницы, из которых когда-то выглядывали жерла пушек. На трех ярусах обустроили обычные комнаты. Перестройка ворот была связана, очевидно, с появлением в Дубно масонской ложи. Прежнее защитное сооружение превратилось в маловыразительное здание, которое выделялось разве что толщиной стен, они достигали почти двух метров.
История Луцких ворот соприкасается с сих пор не разгаданной тайной Дубно, его подземелий, одно из которых соединяет ворота с замком, расстояние между которыми составляет почти тысячу метров. Вандальную реконструкцию Луцкие ворота претерпели в 1967 году; была уничтожена каменная таблица со старинной надписью, замурованны последние бойницы.
В XVII веке для православных на Волыни наступили трудные времена. Православная шляхта, соблазненная привилегиями, забыла свою веру, а простой люд принимать чужую веру принуждала силой. Издевательство над убеждениями православных христиан было одним из мотивов освободительной войны 1648-1654 годов. Летом 1648 года восставшее население города приветствовало полки Максима Кривоноса во главе с авангардным отрядом Богдана Хмельницкого. Однако казацким войскам не удалось долго продержаться в Дубно. Польская шляхта опять захватила город и начала там укрепляться. 2 июня 1649 года князь Заславский приказал принудительно привлечь всех жителей города к ремонту мостов и дамб. 5 июня 1651 года один из казацких отрядов под началом Шелудивого Боняка, не сумев взять неприступный Дубенский замок, напал на город, добыл харчи и фураж. Местный православный люд помогал казакам.
Позабыв свои украинские корни, князь Владислав Доминик Заславский стал борцом за католическую церковь. Он предложил свои услуги польскому королю. Владислав собрал 40 тысяч воинов и, возглавив их, сошелся с казацкими отрядами в кровавой битве под Пилявцами, которая длилась три дня. Польская армия была полностью разгромлена, а сам князь Заславский позорно бежал с поля боя. Казалось, уже ничто не могло спасти Польшу. Но во время битвы под Берестечком, когда татары, подкупленные польским королем, предали Богдана Хмельницкого, казацкое войско потерпело поражение. В начале июля 1651 года Иван Богун приказал одному из отрядов, примерно в 600 человек, задержать польско-шляхетское войско, преследовавшее казаков после поражения под Берестечком. Этот отряд занял круговую оборону на равнине между селами Плоской и Семидубами, вблизи от Дубно. Казаки и крестьяне насыпали земляной вал, из повозок сделали защитные сооружения и, героически защищаясь, сдерживали врага. По приказу короля их преследовал князь Иеремия Вишневецкий; имея многочисленное преимущество, он скомандовал не брать никого в плен, а всех убивать. В настоящее время место боя между Плоской и Семидубами называют Казацким редутом.
Более чем три века прошлого с того времени, как смолкли последние раскаты этой битвы. Многие сотни казаков сложили здесь свои головы. Но память народная свято хранит и передает из поколения в поколение воспоминание об одной из героически-трагических битв за свободу Украины.
Бурные события конца XVI-XVII ст. в районе Дубно были отображены Н. В. Гоголем в его произведении "Тарас Бульба". Главный герой повести, Тарас Бульба, которого за веру и безграничную любовь к Родине сожгли живьем, кажется, навсегда увековечился в Дубно. Даже прикованный цепями к дереву, охваченный огнем, он не потерял мужества и успел воскликнуть: "Разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила нашу веру?!" По мотивам повести "Тарас Бульба" создали свои оперы Николай Лысенко и Петр Сокальский, киносценарий - Александр Довженко, балет - Соловьев-Седой.
В начале сентября 1660 года российские и казацкие полки под командованием боярина В. Б. Шереметьева осадили Дубно, где пребывала шляхта, однако появление татар вынудило снять осаду.
В 1705 году Волынь становится театром активных боевых действий России со Швецией и Карл XII оккупирует Дубно. Российское командование посылает сюда отряды Меньшикова. Шведы, узнав о приближении московских войск, оставили город. В этом же году в Дубно побывал гетман Украины Иван Мазепа, он ездил в Белокриницу в гости, где и познакомился с княгиней Дульской. Гетман влюбился у нее. Княгиня подговаривала его покинуть московского царя и перейти к полякам. Когда гетман прибыл в Дубно, его ожидало письмо от Петра І: "если ты едешь в свое имение, чтобы выздороветь, то желаю тебе быстрее выздороветь, а если хочешь меня предать, то ожидает тебя жесточайшее наказание". Сам российский царь в 1707 году побывал в Дубно, где осмотрел бастионы и укрепления Дубенского замка.
|