Замок Пеньяфиель - возвышается на скале над маленьким городком Пеньяфиель, в 56 км. от Вальядолида, центра одноимённой провинции автономной области Кастилия-Леон на севере Испании.
Замок представляет собой сочетание мощного основания в стиле готической архитектуры с зубчатыми стенами и башнями, характерными для испанских крепостей XV столетия. Пеньяфиель сложен из белого известняка, добытого в карьерах Кампасперо (из того же камня выстроен главный собор в Вальядолиде).
Вытянутый вдоль узкого хребта горы с востока на запад, замок сверху напоминает огромный корабль с острым носом и тупой кормой, за что он и получил прозвище «большой корабль Кастилии». Высота скалы и её крутизна делали цитадель практически неприступной, позволяя гарнизону замка обозревать далеко окрест долину рек Дуэро и Дуратон, и контролировать старинный торговый тракт, связывавший эту местность с Сеговией. Длина замка составляет около 210 м., ширина колеблется от 35 м. в самом широком до 14-15 м. в самом узком месте. Толщина замковых стен от 3 до 3,5 м.
Донжон Пеньяфиеля похож на капитанский мостик корабля. Эта башня со сторонами 20х14 м. доминирует над остальными фортификациями замка. Высота её составляет 34 м., внутри башня разделена на три этажа со сводчатыми готическими потолками, на вершине расположена площадка, которую по углам и середине прикрывают башенки-эркеры, соединённые между собой зубчатыми стенами с навесными бойницами-машикули. Раньше попасть внутрь донжона можно было только по извилистой лестнице, которая приводила к подвесному мосту на уровне второго этажа с восточной стороны, а начиналась рядом с внутренними воротами восточного двора – вытянутого «кормового» прямоугольника. Этот двор прикрывают пять больших и четыре малых полукруглых башни, расположенные по углам и через равные расстояния на каждой из сторон.
Западный – «носовой» – двор на его остром конце замыкает большая круглая башня, на боковых сторонах находится по одной большой и четыре малых полукруглых башни. Здесь также располагались три огромных каменных цистерны, в которых хранили запасы воды (одна была в узкой части двора, но до наших дней не сохранилась; две другие примыкают к донжону). И западный, и восточный двор раньше имели крышу.
Вход в замок находится на северной стене восточного двора, рядом с внутренними воротами. Его защищают две полукруглые башни; кроме того, чтобы попасть во двор, нужно было миновать сперва цвингер (внешнюю линию тонких стен, ворота через которые также охранялись двумя круглыми башенками), а затем и основные укрепления. Даже в случае прорыва внутрь, враги попадали только в восточный двор. Чтобы добраться до западного, им нужно было выломать ещё одни ворота, но после этого защитники могли отступить в донжон и удерживать его до тех пор, пока не иссякнут запасы пищи и воды. В крайней западной башне имелась небольшая потайная калитка для выхода наружу, здесь же к замку, по-видимому, примыкали городские стены, составляя единый оборонительный комплекс.
В результате долгой и бурной истории к началу XX века Пеньяфиель представлял собой печальные руины, поэтому ничего из внутреннего убранства замка (которое к тому же в виду его первостепенной оборонительной функции никогда не было богатым) не сохранилось. Нынешний замок был восстановлен с использованием современных материалов, в том числе в некоторых местах применялся искусственный камень. Таким образом, это не целиком аутентичная реставрация, однако, тем не менее, Пеньяфиель производит очень сильное впечатление: на скале, похожая на белое облако, парит над местностью внушительная цитадель, памятник сложной и трагичной истории испанской земли.
Первые упоминания о замке датируются началом X века (943 г.), когда королевством Леон правил Рамиро II. Уже в 983 г. Пеньяфиель пережил первую в своей истории крупную осаду и был захвачен войсками Кордовского халифата под командованием прославленного визиря Альманзора. Однако долго удержать крепость мусульмане не смогли, и в 1008 г. граф Кастилии Санчо Гарсия отвоевал у них замок и прилегающие земли. По преданию, именно ему принадлежит название Пеньяфиель, с тех пор закрепившееся за крепостью. Войдя после осады и трудного штурма в замок, граф воткнул своё копьё в землю и произнёс: «Desde hoy en adelante esta sera la pena mas fiel de Castilla!» («С этого дня и навеки скала эта будет верна Кастилии!»). С тех пор бывшая «Скала Сокола» («Pena Falcon») превратилась в «Скалу Верности» («Pena Fiel»).
Спустя сто с небольшим лет, в 1112 г., замок Пеньяфиель стал полем битвы уже в междуусобной войне между королём Арагона Альфонсо I и его женой, наследницей трона Кастилии Урракой. Отец Урраки, Альфонсо VI, пользуясь возникшими между супругами разногласиями, решил вернуть отданный за дочерью в приданое замок в своё владение, что ему и удалось.
В XIII веке король объединённых Леона и Кастилии Фернандо III дал позволение на создание сеньории Пеньяфиель, сердцем которой стал замок. В начале XIV века крепость подверглась масштабной реконструкции по приказу дона Хуана Мануэля, лидера мятежных кастильских аристократов, находившихся в оппозиции королю Альфонсо XI. В 1336 г. после окончания восстания и подписания мира замок перешёл во владение короны, а вскоре после смерти короля его преемник Педро I приказал упразднить сеньорию Пеньяфиель.
В конце XIV столетия король Кастилии и Леона Хуан I подарил замок наследному принцу Арагона Фердинанду де Антехуера, будущему Фернанду II Арагонскому, мужу Изабеллы Кастильской, при которых началось объединение земель испанских королевств. Впрочем, ещё до объединения Пеньяфиель пережил очередную катастрофу – в 1451 г. его после подавления восстания снесли по приказу Хуана II Кастильского, отца Фердинанда, а в 1456 г. развалины замка были переданы дону Педро Теллесу де Хирону, магистру рыцарского ордена Калатрава, с разрешением восстановить крепость. Однако реконструкция замка началась лишь десять лет спустя.
К началу XX столетия на месте Пеньяфиеля были только развалины: заброшенный замок постепенно разваливался сам под действием времени и непогоды. В 1917 г. он был включён в список национального культурного наследия, однако восстановительные работы начались только во второй половине XX века. Были заново возведены или реконструированы стены и башни крепости, расчищены от обломков восточный и западный двор. Восточный под руководством архитектора Роберто Валле Родригеса был перекрыт и сегодня здесь расположена экспозиция Музея виноделия.
|