Вверх

Вы вошли на сайт, как Гость






Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Меню
п»ї

Замок Сан-Суси


Замок Сан-Суси Замок Сан-Суси Замок Сан-Суси Замок Сан-Суси Замок Сан-Суси

Замок Сан-Суси - один из самых известных дворцов Гогенцоллернов, расположенный в восточной части одноимённого парка в Потсдаме. Эскизы для своей летней резиденции прусский король Фридрих II создал сам, и дворец в стиле рококо был возведён в 1745—1747 годах по проекту архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа.

При Фридрихе Вильгельме IV в 1840—1842 годах дворец Сан-Суси подвергся реконструкции, в ходе которой по проекту Людвига Персиуса были достроены два боковых флигеля. На месте контроль за строительством осуществлял Фердинанд фон Арним.

В 1990 году Сан-Суси с его дворцами и большим парком внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО со следующим обоснованием: «Дворец и парк Сан-Суси, часто называемые "прусским Версалем", являют собой синтез художественных направлений в европейской городской и придворной архитектуре XVIII в. Ансамбль является выдающимся образцом архитектурного творчества и ландшафтного дизайна, возникшего на интеллектуальной основе монархической идеи государственного устройства».

Знаменитые виды на сады в Сан-Суси появились благодаря решению Фридриха Великого разбить виноградники на южных склонах Борнштедтских холмов. Когда-то на холмах росли дубы. При «короле-солдате» Фридрихе Вильгельме I деревья вырубили и использовали для укрепления болотистых почв в строящемся Потсдаме. 10 августа 1744 года Фридрих Великий повелел разбить на голых холмах виноградные террасы.

Центральная часть шести широких террас, разбитых на склоне холма, была углублена для того, чтобы максимально использовать солнечное освещение. На шпалерах вилась виноградная лоза, привезённая не только из Португалии, Италии, Франции, но и из Нейруппина, а в 168 застеклённых нишах рос инжир. Передняя часть террас, отделённая изгородью из фруктовых шпалер и украшенная формовыми тисами, засевалась газоном. По центральной линии на вершину холма вели 120 (сейчас 132) ступеней, разделённые на шесть пролётов в соответствии с количеством террас, а с двух сторон холм обустроен подъездной рампой.

Под холмом, в партере в 1745 году был заложен декоративный сад, центр которого в 1748 году занял «Большой фонтан». Фридрих не смог насладиться видом бьющего фонтана из-за того, что нанятые им специалисты плохо владели фонтанным делом. С 1750 года чашу фонтана окружают мраморные статуи Венеры, Меркурия, Аполлона, Дианы, Юноны, Юпитера, Марса и Минервы, а также аллегорическими изображениями четырёх элементов: огня, воды, воздуха и земли. Венеру и Меркурия работы скульптора Жана-Батиста Пигаля и две скульптурные группы на темы охоты, аллегории воздуха и воды работы Ламбера-Сигисбера Адама были подарены французским королём Людовиком XV. Остальные скульптуры были выполнены в мастерской Франсуа-Гаспара Адама, руководившего основанным Фридрихом Великим французского скульптурного ателье в Берлине. Дополнения в так называемую «французскую рондель» вносились до 1764 года.

Неподалёку находился и кухонный сад, Фридрих Вильгельм I приказал разбить его ещё в 1715 году. Свой огород «король-солдат» иронично называл «мой Марли», намекая на изящный сад Марли-ле-Руа французского «короля-солнца» Людовика XIV.

Идея гармонии между человеком и окружающей природой нашла своё отражение в расположении и декоративном оформлении дворца Сан-Суси, разместившегося на вершине виноградного холма. Виноградники появились в Бранденбургской марке ещё в XIII в., но никогда прежде они не занимали здесь центральное место в художественном оформлении декоративных садов монархов. Виноградные террасы Сан-Суси образуют ядро парка, которое венчает небольшой замок, который Фридрих Великий называл своим «маленьким виноградарским домиком».

Здесь на лоне природы, наслаждаясь прекрасными видами из окон дворца, прусский король мечтал без забот проводить летние месяцы, предаваясь своим увлечениям и художественным наклонностям и занимаясь государственными делами. Ветряная мельница, появившаяся на холме ещё в 1736 году, подчёркивала сельскую идиллию Сан-Суси и являлась по мнению Фридриха украшением дворца.

13 января 1745 года указом своего кабинета Фридрих Великий распорядился о строительстве загородного дома в Потсдаме. По его эскизам архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф создал проект будущего Сан-Суси. Кнобельсдорф предложил Фридриху возвести цокольный этаж, оборудованный погребами, и перенести здание к самому краю верхней террасы, чтобы оно хорошо смотрелось из «партера», но Фридрих отказался. Ему требовалось не представительное здание, а уютный жилой дом в стиле рококо, соответствовавший его личным потребностям, где бы культура быта сочеталась с живой природой. По замыслу Фридриха дворец Сан-Суси должен быть одноэтажным, а цоколем ему должен был служить сам холм. Фридрих отказался от длинных лестниц, из внутренних помещений он хотел выходить непосредственно на широкую террасу, ведущую в сад.

Фридрих II принимал активное участие в процессе создания всех возводимых для него архитектурных сооружений как с административной, так и с художественной точки зрения. Эскизы создавались по заданным им параметрам, до начала строительства составлялась предварительная смета расходов. Работы начинались только с разрешения от короля. Он вмешивался во все дела и хотел знать обо всём до мелочей, что часто приводило к разногласиям между архитекторами и королём. Автократическая сущность Фридриха ограничивала творческие идеи Кнобельсдорфа, покорно следовавшего желаниям своего своенравного заказчика.

Спустя два года после начала строительства 1 мая 1747 года несмотря на то, что ещё не все залы дворца были готовы, состоялось торжественное открытие виноградарского дворца. В мирное время Фридрих жил во дворце с конца апреля до начала октября. Здание дворца предназначалось исключительно для короля и приглашённых им гостей. После вступления на трон в 1740 году Фридрих отдал своей супруге Елизавете-Христине Брауншвейг-Бевернской дворец Шёнхаузен под Берлином. Сан-Суси был дворцом «sans femmes» — без женщин.

Стиль рококо выделял частную и публичную зоны. Репрезентативным целям в соответствии с этим служил потсдамский Городской дворец, построенный при Великом курфюрсте Фридрихе Вильгельме в 1662—1669 годах и разрушенный в 1945 году. Реконструкция Городского дворца в Потсдаме, где Фридрих жил зимой, проводилась одновременно со строительством Сан-Суси. Потсдам превратился в настоящую королевскую резиденцию, в то время Берлин и дворец Шарлоттенбург, где Фридрихом был возведён с восточной стороны так называемый «Новый флигель», оказались на втором плане.

В Сан-Суси прусский монарх сочинял музыку, музицировал и предавался философии. Он сурово управлял своей страной и жил скромно и без роскоши. Его скромность с возрастом превратилась в скупость. Фридрих Великий запрещал ремонтировать дворец снаружи и с большим неудовольствием терпел ремонт внутри дворца. Фридрих пожелал быть похороненным в Сан-Суси и умер в Сан-Суси.

Старый Фриц, как его называли в народе, умер 17 августа 1786 года в кресле в своём кабинете во дворце Сан-Суси. В своём завещании он пожелал быть захороненным в могиле рядом со своими любимыми псами. В течение 46 лет своего правления Фридриха постоянно волновала тема смерти. Помимо своего «Политического завещания» 1752 года почти перед каждым сражением, перед каждой войной он составлял подробные завещания. Столь же часто он повторял свои указания касательно погребения: «Я жил как философ и хочу быть похоронен как философ, без пышности, без торжественной помпы, без роскоши. Я не желаю, чтобы меня вскрывали и бальзамировали. Пусть меня похоронят в Сан-Суси на холме с террасами в могиле, которую я повелел возвести для себя. Если я умру на войне или в пути, то пусть меня похоронят в ближайшем подходящем месте, а зимой перенесут в Сан-Суси» (1769). Племянник Фридриха и его преемник Фридрих Вильгельм II не выполнил эти указания и повелел захоронить Фридриха Великого в разрушенной в 1945 году потсдамской гарнизонной церкви рядом с его отцом, «королём-солдатом» Фридрихом Вильгельмом I.

Однако могила в церкви не стала последним пристанищем прусских королей. Спустя почти 160 лет во время Второй мировой войны солдаты вермахта вывезли гробы, спасая их от возможного разрушения. Сначала в марте 1943 года они были помещены в подземный бункер в потсдамском районе Айхе, в марте 1945 года перевезены в соляную шахту в тюрингском Бернтероде, откуда по окончании войны были отправлены американскими солдатами в гессенский Марбург. Там останки прусских королей находились в местной церкви св. Елизаветы, а в августе 1952 года перевезены в замок Гогенцоллерн близ Хехингена в Баден-Вюртемберге.

После объединения Германии завещание Фридриха Великого наконец-то было исполнено. «В остальном, что касается меня, я хочу быть похороненным в Сан-Суси ночью, без роскоши и помпы…» (1757). 17 августа 1991 года ровно через 205 лет после смерти Фридриха его останки в сопровождении почётного караула бундесвера были установлены для торжественного прощания на парадном дворе Сан-Суси. Погребение состоялось ночью. Фридрих был похоронен в могиле, подготовленной по его указанию на верхней террасе виноградника ещё в 1744 году.

Отец Фридриха II, «король-солдат» нашёл своё последнее упокоение в мавзолее императора Фридриха во Фриденскирхе в парке Сан-Суси.

После смерти Фридриха Великого в Пруссии наступила абсолютно новая эпоха, которая нашла отражение и в изменившихся архитектурных формах. Фридрих II игнорировал уже давно ставший популярным и господствовавший в 1770—1830 годах в Европе классицизм. С вступлением на трон Фридриха Вильгельма II классицизм получил распространение в Потсдаме и Берлине. По приказу нового короля в Потсдаме были построены Мраморный дворец и Новый сад, а в Сан-Суси преемник Фридриха жил лишь эпизодически до 1790 года. Ещё в год смерти Фридриха в Сан-Суси заменили мебель и отремонтировали кабинет и спальню короля.

Реконструкция Сан-Суси была поручена Фридриху Вильгельму фон Эрдмансдорфу. В то время, когда по приказу Фридриха Великого в 1763—1769 годах возводился барочный Новый дворец, дессауский архитектор создавал в Вёрлицском парке дворец Вёрлиц, первое классицистское сооружение в Германии. По его проекту в Сан-Суси появились первые в потсдамских и берлинских дворцах интерьеры в стиле классицизма.

Правивший с 1797 года Фридрих Вильгельм III останавливался в виноградарском дворце лишь от случая к случаю. Его семья проводила летние месяцы во дворце Парец либо на Пфауэнинзель. Сан-Суси во времена Фридриха Вильгельма IV

Почти спустя сто лет после того, как был построен дворец Сан-Суси, на прусском троне появился король, убеждённый в божественности своей короны и превосходстве абсолютизма и преклонявшийся перед Фридрихом II. Фридриха Вильгельма IV, прозванного «романтиком на троне», связывала с Фридрихом Великим общность разнообразных интересов: архитектура и активное участие в художественном творчестве. Через единение со своим почитаемым предком он пытался легитимизировать свои претензии на власть и роль правителя в новой политической обстановке середины XIX в., где он чувствовал себя неуютно. Это было бегство из реальности в мир грёз.

Ещё будучи кронпринцем, Фридрих Вильгельм проявлял большой интерес к замку и парку Сан-Суси, построенным его прадедом. Старший сын Фридриха Вильгельма III и Луизы Мекленбург-Штрелицской ещё в 1832 году попросил разрешения пользоваться дворцом своего предка, хотя для него и его супруги Елизаветы Людовики Баварской был построен дворец Шарлоттенхоф рядом с парком Фридриха.

После вступления на престол в 1840 году, ровно спустя столетие после прихода к власти Фридриха Великого, королевская чета окончательно поселилась в гостевых апартаментах в «божественном Сан-Суси», как его называл Фридрих Вильгельм IV. Сохранившаяся оригинальная обстановка дворца была дополнена мебелью эпохи Фридриха II. Фридрих Вильгельм собирался вернуть прежний вид отремонтированной при Фридрихе Вильгельме II комнате, где умер Фридрих II. Однако этому плану не суждено было реализоваться, поскольку оригинальные эскизы и проекты не сохранились. На своё прежнее место в 1843 году удалось вернуться только креслу, в котором умер Фридрих Великий.

Боковые флигели дворца Сан-Суси нуждались в ремонте, для размещения придворных не хватало места, и Фридрих Вильгельм IV поручил Людвигу Персиусу подготовить проект реконструкции Сан-Суси. Руководство строительством на месте возглавил Фердинанд фон Арним. С большим архитектурным чутьём были восстановлены элементы оформления фасада северной стороны, которые по представлению Кнобельсдорфа придавали ему более серьёзный репрезентативный характер по сравнению с более легкомысленным фасадом, обращённым в сад. Новое связывалось со старым с большим чувством стиля.

В оформлении внутренних интерьеров западного флигеля по-прежнему использовался стиль рококо. «Второе рококо» стало в середине 20-х годах вновь одним из многочисленных популярных стилевых направлений XIX века, но для Фридриха Вильгельма IV в связи с Сан-Суси рококо было не просто явлением моды, а переосмыслением художественных ценностей Фридриха Великого. Поэтому этот виток рококо можно обнаружить только в Сан-Суси. Во многих других сооружениях, появившихся при Фридрихе Вильгельме IV, преобладают античный стиль, ренессанс и классицизм.

После тяжёлой болезни Фридрих Вильгельм IV умер 2 января 1861 года в своём любимом дворце Сан-Суси и был похоронен во Фриденскирхе, возведённой в парке Сан-Суси в 1845—1848 годах. Последней во дворце проживала его вдова Елизавета Людовика. В уединении она проводила здесь лето в течение тринадцати лет. В феврале 1861 года она писала своему племяннику, Оттону I, находившемуся тогда на греческом престоле: «Я продолжаю тихо жить в том месте, которое он так любил, которое он всегда украшал и где он провёл все последние годы своей жизни… Многочисленные грустные воспоминания о счастливом времени и особенно о его последних страданиях разбили мне сердце. Но я остаюсь. Ничто не поможет мне избежать боли, она остаётся со мной, а тоска вновь приводит меня сюда…». Елизавета Людовика умерла 14 декабря 1873 года и была похоронена рядом с Фридрихом Вильгельмом IV во Фриденскирхе.

После смерти последней его обитательницы королевских кровей дворец Сан-Суси был превращён в музей и тем самым стал одним из первых дворцов-музеев в Германии. После Первой мировой войны и ликвидации монархии виноградарский дворец сначала оставался в собственности Гогенцоллернов, а в 1927 году был доверен попечению созданного 1 апреля того же года Управления государственных музеев и садов. В комплекс Сан-Суси был открыт доступ публики.

После начала бомбардировок Берлина во Вторую мировую войну в 1942 году из соображений безопасности особо ценные предметы искусства из потсдамских и берлинских дворцов были вывезены на хранение в бранденбургский Райнсберг и тюрингский Бернтероде. Здание дворца уцелело в боях за Потсдам в апреле 1945 года, хотя в ходе боёв, проходивших у северной стороны дворца между подъездом к нему и исторической мельницей, сгорела галерея с ветряной мельницей.

После Второй мировой войны большая часть фондов, укрытых в Райнсберге, была вывезена в качестве «трофейного искусства» в Советский Союз и была возвращена в ГДР в 1958 году. Обнаруженные в Бернтероде американскими солдатами предметы искусства сначала были доставлены в Висбаден в центральный пункт сбора предметов искусства и в 1957 году переданы во дворец Шарлоттенбург в Западном Берлине. После объединения Германии в сентябре 1992 года собрание книг Фридриха Великого вернулось из дворца Шарлоттенбург на своё прежнее место в библиотеке дворца Сан-Суси, за ней в 1993—1995 годах в Сан-Суси переехало 36 живописных полотен.

По своим скромным для королевского дворца размерам Сан-Суси, из двенадцати помещений которого Фридрих Великий обитал только в пяти, соответствовал изменениям в придворной архитектуре, произошедшим в середине XVIII в. Барочные дворцы-резиденции, строившиеся с середины XVII в. по образцу Версаля, демонстрировали политическую и экономическую мощь своих владельцев. Размеры этих роскошно оформленных сооружений часто значительно превышали те, которые были собственно необходимы для резиденции и размещения соответствующего положению штата придворных. После роскоши и монументальности в архитектуре наметилось стремление к интимности и комфорту. Перемены проходили постепенно. Фридрих Великий, являвшийся всю свою жизнь приверженцем барокко и рококо, через двадцать лет после появления дворца Сан-Суси построил в западной части парка Новый дворец. Строительством дворца для размещения гостей в стиле барокко он отметил силу и мощь Пруссии после Семилетней войны. Сам Фридрих называл Новый дворец «фанфароннадой».

В отличие от других королевских садов дворец Сан-Суси не является центром архитектурного ансамбля, а лишь частью виноградника, увенчивающей его. Одноэтажное главное здание с его бесшовно соединёнными с ним боковыми флигелями практически совпадает по длине с верхней террасой. Крытые аллеи, скрывающие боковые флигели со стороны сада, заканчиваются двумя отдельно стоящими сетчатыми павильонами, богато украшенными золотым орнаментом. Благодаря многочисленным стеклянным дверям во внутренние помещения дворца проникает много света. Анфиладу комнат сглаживает полуовальная центральная часть, которая слегка выдаётся своим куполом над плоской двускатной крышей. В купольной части выполненными в бронзе буквами нанесено название дворца.

Фасад, обращённый к винограднику, украшен скульптурными изображениями с пышными формами, которые, сгруппированные попарно между окнами, как атланты и кариатиды поддерживают крышу. Эти скульптуры из песчаника вакхов и вакханок, сопровождающих бога вина Вакха, были выполнены в мастерской скульптора Фридриха Христиана Глуме. В этой же мастерской были изготовлены вазы для окружающей крышу балюстрады и группы путто на купольных окнах.

Игриво оформленная садовая сторона дворца резко отличается от фасада северной стороны, в архитектуре которого царит деловая строгость. Панданом к полуовальной центральной части садовой стороны является прямоугольный ризалит с плоской односкатной крышей. Вместо атлантов и кариатид перекрытия поддерживают коринфские пилястры.

Колоннады, отходящие от здания дворца, окружают полукругом парадный двор и раскрываются вновь у расположенной к северу крутой подъездной рампе. 88 коринфских колонн в два ряда образуют крытую галерею. Как и южный фасад дворца, её украшает балюстрада, украшенная вазами из песчаника.

Дворец построен в соответствии с принципами французского загородного дома (фр. maison de plaisance), помещения дворца находятся на одном уровне для того, чтобы из них можно было легко попасть в сад. При планировке помещений большое внимание уделялось удобству и комфорту. По мнению современной для того времени архитектурной теории комфорту при дворе соответствовали «двойные апартаменты» (фр. appartement double), предусматривавшие размещение помещений в два ряда. Главные помещения находились на садовой стороне, как правило, обращённой к югу, а комнаты для прислуги находились с северной стороны здания. Таким образом «appartement double» состоит из основного помещения и примыкающего к нему помещения для прислуги, соединённых между собой дверью. Помещения расположены по прямой, анфиладой, что позволяло при необходимости легко увеличить их размер. Главный вход во дворец находится в центральной части, по виду которой сложно сразу судить об частном характере сооружения.

В соответствии с этими правилами придворной архитектуры Фридрих Великий сделал наброски чертежей, которые однако учитывали его личные пожелания и представления о комфортном жилье и в некоторых аспектах не соответствовали французской архитектурной теории. Фридрих Великий детально проработал и оформление интерьеров. Художники Иоганн Август Наль, братья Иоганн Михаэль и Иоганн Христиан Хоппенхаупты, Генрих Вильгельм Шпиндлер и Иоганн Мельхиор Камбли многие из своих произведений в стиле рококо для Сан-Суси создали по эскизам Фридриха Великого. Фридриху как человеку были чужды любые стремления к роскоши. Он мало заботился об этикете и моде и в старости ходил в грязной и изношенной одежде, но любил окружать себя дорогими вещами. Он любил всё красивое и оформлял свои личные покои в соответствии с собственным тонким вкусом и потребностями, часто игнорируя общеизвестные вещи. Эти «оригинальные композиции» в стиле рококо получили в искусствоведении название «фридерицианского рококо».

Центральное место во дворце Сан-Суси занимают вестибюль и обращённый к саду мраморный зал. К западу от него разместились пять гостевых комнат, а к востоку — королевские апартаменты, состоящие из зала аудиенций, концертного зала, кабинета и спальни, библиотеки и длинной галереи на северной стороне.

Вестибюль продолжает сдержанную атмосферу парадного двора с его колоннадой. Стены вестибюля делят десять пар коринфских колонн из белого гипса под мрамор, украшенных позолоченными капителями. Три десюдепорта на вакхические темы на входе напоминают о находящемся рядом винограднике. Позолоченные стукко созданы Георгом Францем Эбенхехом. Строгую элегантность нарушает лишь живописный плафон шведского художника Иоганна Харпера, на котором не небе изображены богиня Флора и её гении, сбрасывающие вниз цветы.

Овальный мраморный зал с богато украшенным золотом куполом и потолочным окном на его вершине является парадным залом дворца. Образцом для него Кнобельсдорфу послужил римский Пантеон. Парные колонны и мозаика пола выполнены в этом зале из высококачественного каррарского и силезского мрамора.

В двух нишах находятся скульптуры французского скульптора Франсуа Гаспара Адама: Венера Урания, богиня природы и жизни, и Аполлон, бог искусств. Аполлон держит в руках открытую книгу — «О природе вещей» Лукреция. Текст на открытой странице, служащий девизом дворца, звучит: te sociam studeo scribendis versibus esse / quos ego de rerum natura pangere conor Будь же пособницей мне при создании этой поэмы, / Что о природе вещей я теперь написать собираюсь. Соседний с мраморным залом зал аудиенций использовался под столовую. Его облик определяют многочисленные полотна французских художников XVIII в.: Жана-Батиста Патера, Жана-Франсуа де Труа, Пьера-Жака Каза, Луи де Сильвестра, Антуана Ватто. Путто с цветами и книгами на рельефных супрапортах выполнены Фридрихом Христианом Глуме. На потолочной картине «Зефир увенчивает Флору» придворного художника Антуана Пэна изображены бог ветра и богиня цветов.

В концертном зале наиболее ярко проявляется характерное для рококо изобилие декоративных деталей. Рокайлями украшены стены и потолок и обрамлены настенные зеркала и фрески Антуана Пэна. Деревянная обшивка выполнена скульптором и декоратором Иоганном Михаэлем Хоппенхауптом Старшим. Рояль работы Готфрида Зильбермана 1746 года и пюпитр для нот Фридриха Великого, выполненный скульптором-декоратором Мельхиором Камбли в 1767 году, красноречиво говорят о назначении помещения. Праздничную атмосферу зала во время королевского концерта точно передаёт картина Адольфа фон Менцеля «Флейтовый концерт в Сан-Суси». Фридрих Великий играет на поперечной флейте, ему аккомпанирует Карл Филипп Эммануил Бах, сын Иоганна Себастьяна Баха.

Совсем другую картину являет собой переоборудованные в 1786 году Фридрихом Вильгельмом фон Эрдманнсдорфом кабинет и спальня Фридриха Великого. Здесь господствует прямой и суровый классицизм. Обивка стен из зелёного шёлка с позолоченной резьбой по дереву уступила место опять же зелёной обивке, но уже без декоративной резьбы. Позолоченные потолочные рокайли из гипса были сняты и заменены живописным кругом, вокруг которого сгруппированы знаки зодиака. Помещение делится на две части двумя высокими ионическими колоннами на постаментах, которые заменили богато украшенный парапет. В середине XIX в. интерьер был дополнен недостающими элементами мебели фридерицианской эпохи и живописными портретами, а также письменным столом Фридриха и креслом, в котором он умер.

Помещение библиотеки не вписывается в правила французской дворцовой архитектуры. Круглая комната вне анфилады залов практически спрятана в конце королевских апартаментов, а с кабинетом и спальней короля её связывает узкий коридор, что подчёркивает её частный характер. Здесь «философ из Сан-Суси» мог укрыться в уединении. Обитые кедровыми панелями стены и книжные стеллажи из кедрового дерева придают законченность интерьеру помещения. Гармоничное сочетание коричневого с золотом богато украшенных рокайлей обеспечивает в библиотеке спокойную атмосферу.

В библиотеке хранится около 2100 томов древнегреческой и древнеримской поэзии и исторических трудов на французском языке, а также французской литературы XVII и XVIII вв., основу которой составляют произведения поэта и философа Вольтера. Немецкую литературу Фридрих особо не уважал. Переплёт книг выполнен из козьей кожи коричневого и красного цвета с позолотой. В дворцовых библиотеках короля сложился единый набор литературных произведений, которые в 1771 году были помечены на переплётных крышках золотыми буквами: V — дворец Сан-Суси (V=Vigne=виноград), S = Новый дворец в Сан-Суси, P = Городской дворец в Потсдаме, B (курсив) = Берлинский городской дворец, B,BR = дворец в Бреслау.

На стороне парадного двора находится галерея. И здесь королевский архитектор отступил от правил французской планировки, которая предусматривает в этой части дворца комнаты для прислуги. В стене узкого вытянутого помещения с внутренней стороны устроены ниши с мраморными скульптурами древнегреческих и древнеримских богов, а внешнюю стену с пятью окнами украшают зеркала. Ниши чередуются с картинами Никола Ланкре, Жана-Батиста Патера и Антуана Ватто, чьи работы почитавший искусство монарх особенно ценил.

С запада к мраморному залу примыкают пять гостевых комнат. Благодаря двум именным комнатам достоверно известно, что привилегией проживания в Сан-Суси пользовались близкое доверенное лицо короля — граф фон Ротенбург, проживавший во дворце вплоть до своей смерти в 1751 году, и философ Вольтер, проживавший здесь летом во время своего пребывания в Потсдаме в 1750—1753 годах. Его присутствие в Сан-Суси увековечено на картине Адольфа фон Менцеля «Круглый стол в Сан-Суси». В заседаниях круглого стола принимали участие дипломаты, офицеры, писатели и философы. К последним относил себя из Фридрих Великий — «философ из Сан-Суси».

Пандан к библиотеке в западном крыле дворца образует комната Ротенбурга, также не входящая в анфиладу залов. Остальные гостевые комнаты образуют «двойные апартаменты», оборудованные альковом в округлой стене напротив окон.

Комната Вольтера отличается декоративностью оформления. Её второе название — «цветочная комната». Окрашенная в жёлтый цвет деревянная облицовка стен украшена разноцветной деревянной резьбой в виде обезьян, попугаев, журавлей, аистов, фруктов, цветов, цветочных гирлянд работы Иоганна Христиана Хоппенхаупта Младшего 1752—1753 годов.

После того, как были разбиты террасы виноградников и достроен дворец, наступило время обустройства окрестностей, где был создан барочный декоративный сад с газонами, цветочными клумбами и древесными насаждениями. Квадратами были высажены 3000 фруктовых деревьев. Апельсины, дыни, персики и бананы росли в многочисленных садовых парниках. О единении декоративных и утилитарных садов говорят богини Флора и Помона, украшающие портал с обелиском у восточного входа в парк.

После возведения в парке других зданий в нём появилась прямая как стрела главная аллея длиной в 2,5 км. Своё начало она берёт на востоке от возведённого в 1748 году обелиска и заканчивается у Нового дворца на западе. На уровне построенной в 1764 году картинной галереи и Новых палат, построенных по бокам от дворца в 1774 году, аллея раскрывается к ротондам с фонтанами, окружёнными мраморными скульптурами. От этого места среди высокого кустарника лучами расходятся дорожки, ведущие в разные стороны парка.

В оформлении парка Сан-Суси Фридрих Великий следовал идее, уже воплощённой в Нейруппине и Райнсберге. Ещё во время своего пребывания в Нейруппине, где будучи кронпринцем в 1732—1735 годах он командовал полком, Фридрих повелел разбить в своей резиденции декоративно-утилитарный сад. Уже здесь он отказался от классического барочного оформления сада в исключительно репрезентативных целях по образцу Версаля и объединил прекрасное с полезным. Этому принципу он остался верен и в Райнсберге. Переоборудовав дворец, подаренный ему отцом Фридрихом Вильгельмом I, в квадратах, обрамлённых кустарником, он повелел посадить фрукты и овощи.

Фридрих Великий вкладывал большие деньги в систему фонтанов парка Сан-Суси, поскольку фонтаны были неотъемлемой частью барочного сада. Однако фонтаны, как и построенный в 1757 году грот Нептуна в восточной части парка, не использовались по своему назначению. У «фонтаньеров», нанятых Фридрихом, не хватало профессиональных знаний, чтобы добиться нужного для парковых фонтанов напора воды.

Лишь спустя сто лет эта проблема была решена с помощью силы пара. В октябре 1842 года начала работать построенная Августом Борзигом паровая установка в 81,4 лошадиных силы, заставившая бить «Большой фонтан» у подножия виноградникового холма на высоту 38 м. Специально для этой паровой машины в бухте Хафеля по заказу Фридриха Вильгельма IV Людвигом Персиусом была построена насосная станция в форме турецкой мечети с трубой в форме минарета.

За несколько лет до этого Фридрих Вильгельм III приобрёл земельный участок к югу от парка Сан-Суси и подарил его на рождество 1825 года своему сыну, кронпринцу Фридриху Вильгельму, будущему Фридриху Вильгельму IV. На месте бывшей помещичьей усадьбы архитекторы Карл Фридрих Шинкель и Людвиг Персиус возвели дворец Шарлоттенхоф. Петеру Йозефу Ленне было поручено оформление сада. По примеру декоративно-утилитарного сада времён Фридриха Великого садовый архитектор превратил ровную, местами болотистую местность в открытый ландшафтный парк. Благодаря обширным лугам из Шарлоттенхофа открылись великолепные виды на Римские купальни и Новый дворец с Храмом дружбы времён Фридриха Великого. Свободно размещённые группы древесных насаждений оживляют просторы парка, на юго-восточном крае которого был создан искусственный пруд. Грунт из него использовался для создания на окружающей территории плавных холмов, на вершинах которых пересекаются парковые дорожки.

Мы В Контакте Мы на Facebook Лента новостей RSS

Маленький бонус:
Эту информацию могут видеть только зарегистрированные пользователи
Копирование и публикация материалов сайта разрешены только при наличии активной ссылки на источник
2011 - наши дни.. © Контакты | Лого | Реклама на сайте | Вебмастерам
Политика конфиденциальности | Пользовательское соглашение