Замок Шантийи - расположен на территории в восемь тысяч гектаров в окружении массива Трёх Лесов. Всего в часе езды от Парижа находится памятник средневековья, и замковая коллекция живописи и старинных книг уступает лишь Лувру.
Более трёх тысяч картин, две тысячи пятьсот гравюр, полторы тысячи манускриптов и тридцать тысяч фолиантов открыты для просмотра.
Библиотека, построенная в 1876-1877 годах архитектором Оноре Доме, влилась в общую струю реконструкции замка. Двухэтажная металлическая конструкция с верхней галереей типична для библиотек второй половины 19-ого столетия. Железные полки покрыты кожей, а их расположение защищает книги от солнечного света. Здесь всем заправляет функциональность, но дорогие материалы вносят элемент роскоши. Это книги, напечатанные до 1501, библиотека герцога Бурбона, 200 средневековых рукописей и «Часослов» герцога Беррийского.
Просторная комната со скошенными углами освещается через стеклянную крышу. Произведения искусства выставлены на рельсах Pompey Red, не соблюдая хронологию. На левой стене висят картины итальянских живописцев, а правая стена посвящена картинам французской школы. Неоклассицизм, романтизм, ориентализм встречает гостей с полотен в Картинной галерее замка.
Жилая галерея (Galeries du Logis) открывает историю замка Шантийи, повествуя о строительстве и скачках на лошадях. В зале Клуэ располагаются портреты королевских особ 16 столетия. Всего их более трёхсот, не считая эскизов, выставленных на обозрение. Каролинский зал переносит любителей искусства к портретной живописи 18 столетия, а салон Орлеана хранит коллекцию великолепного фарфора с китайской синей росписью, произведённого на территории замка. Зал Изабеллы знакомит с трудами различных школ живописи, начиная с романтизма и заканчивая академизмом, а в кабинете du Giotto расположились полотна итальянских примитивистов. Зал Минервы знакомит с портретами семейства Орлеана и развитием портретной живописи во Франции конца 17 столетия и середины 18-ого столетия. Галерея графа – только для мужчин и их развлечений под звуки оркестра на трибуне и в окружении охотничьих гобеленов. Галерея Психеи – это 44 витражных окна, рассказывающих о её романтической судьбе, зал Святых (Santuario) показывает полотна Рафаэля, вдохновлённого античностью.
Розовый алмаз, когда-то созданный для трости Ле Конде, теперь находится в комнате драгоценных камней. Оформленный в красных тонах кабинет La Tribune отдаёт дань Ренессансу и пасторали. Здесь также висит портрет Бонапарта.
Первый этаж небольшого крыла замка посвящен эпохе Возрождения. Вестибюль и Караульное помещение погружают гостей в атмосферу 19 столетия. Они соединяются два поместья, что ранее разделялись рвом. Стены в покоях принца обшиты деревом, а комод выделяется позолотой и техникой маркетри. Угловая комната украшена изображениями охоты, выполненными на белом фоне с позолотой. На стенах будуара Сенжери (Singerie) оживают нарисованные обезьяны. Галерея сражения принца воспроизводит военные действия в одиннадцати картинах. Музыкальный салон хранит сувениры и антикварную мебель.
В малые апартаменты графа и графини Омаль можно пройти через Escalier d'Honneur или «Лестницу Чести». Её ступеньки уходят вниз в круглое отверстие пола, образуя балкон с коваными перилами. Апартаменты включают 9 комнат. Salon de Guise предназначен для отдыха среди семейных портретов, развешенных на белых стенах с позолоченными орнаментами. Здесь зарождалась история замка. Спальня графини хранит стулья в стиле Луи XV, кровать с балдахином и люльку для ребёнка. Стиль неоготика дополнен техникой маркетри по красному дереву. Будуар украшен фиолетовым атласом, парчой и серебром. Здесь стоит фортепиано Grohe из красного дерева. Маленькая комната соединяет жилища графа и графини стенами в стиле сенжери, на которых изображены обезьяны. В ванной комнате всегда была горячая и холодная вода, а с 1886 года она обогревалась на газу. Спальня графа навевает мысли о военной дисциплине, хотя стены её увешаны семейными портретами, а в центре стоит стол из красного дерева – подарок Короля Луи Филлипа. Салон де Конде погружает в эпоху Ренессанса многочисленными портретами, мягкой мебелью и хрустальной люстрой. Мраморная комната предлагает сесть у камина и насладиться величием 16 века.
Часовня замка Шантийи посвящена святому Луи, и его статуя определяет архитектуру фасада. Внутри расположен алтарь скульптора Жана Гудона. Часовню опоясывают панели в стиле маркетри, а свет попадает на алтарь через витражные окна.
Французский парк построен в конце 17 столетия Андре Ленотром. Он же проектировал Версаль. Основная скульптура парка – статуя коннетабля Франции Анн де Монморанси. От неё идёт величественная панорама садов и канала.
Английский сад, разрушенный французской революцией, был восстановлен в 1818 году, чтобы дарить романтику храма Венус, решётчатой беседки и статуи Эроса на Острове Любви (L’ile d’amour), фонтана и его водных каскадов, населённых лебедями.
На территории парка в зелени прячется Le Hameau – это деревня, отстроенная в крестьянском стиле. Но скромность её названия преувеличена. Соломенный дом, великолепная столовая и оптические иллюзии (trompe l'oeil) создают уникальные интерьеры.
Дом для тенниса (Jeu de Paume) имеет стены из песчаника и крышу из сланца, скрытую кронами деревьев. Он украшен кованым балконом, на который выходили гости после игры. Однако позже дом стал музеем, вместив картины, не нашедшие места в музее замка.
Рядом с лесом находится длинное здание для гостей замка. В Chateau d'Enghien останавливались знаменитые историки, архитекторы и члены академии наук.
С 1386 до 1897 земли замка Шантийи попадали во владения разных ответвлений одного семейства, но никогда не продавались. В 14-15 столетиях здесь проживала семья Оргемонт вместе с представителями знатного рода Монморансe. Именно они способствовали развитию замка во времена правлениями коннетабля Франции Анн де Монморанси. Друг королей Франсуа I и Генри II уполномочил Жана Бюлана возвести Малый Шантийи. Позже по прибытию семьи Бурбона Конде (17-18 столетия) и кузенов королей Франции к строительству приобщили известного Ленотра, а потом в замке поселились Генри де Орлеана, герцог Омальский, сын Короля Франции Луи Филиппа.
Семь башен да канава рва оставались от средневековой крепости Оргемонт, когда крепость перешла в руки роду Монмаранси. Он, пользуясь благосклонностью королей, выстроил ансамбль Капитенри и Малый Шантийи – их разруха коснулась меньше всего.
Он также благоустраивал террасу, где сегодня стоит статуя наездника, и построил семь часовен, три из которых сбереглись по сей день. Монмаранси подарил замку витражи "Grisaille", изображающие романтику Психеи и Купидона. Его внук Генри II Монмаранси (1595 - 1632) построил «Дом Сильвии», но был обезглавлен в Тулузе, и замок конфисковал Луи XIII.
В 1643 году замком занималась сестра Генри II Монмаранси, жене Генри II де Бурбон Конде. Луи II де Бурбон Конде (1621 – 1686 года) приказал создать Большой Канал (1671 – 1673 года) и внутренний дворик. Конде сделал замок Шантийи пристанищем литературного круга, а его сын перестроил мансарду Большого Шантийи, привлекая архитектора Жана Обера. Луи Генри, принц де Бурбон Конде и премьер-министр Луи XV, уполномочил этого мастера возвести «Большие конюшни»(Grandes Ecuries) – архитектурный шедевр 18 столетия, восстановить апартаменты Малого замка и выстроить фабрику по производству фарфора. Он нанял живописцев Жана-Батиста Удри, Филиппа Депорта, Кристобаля Уэта, чтобы украсить интерьер замка.
Его сын Луи Жозе, Принц де Конде (1736 - 1818), построил Жё-де-пом (теннисный корт) в 1756 году и Английский сад. В него входили китайские сады, крестьянские дома Le Hameau и виллу, но эмигрировал в 1792 году.
Во время революции сокровища замка были доставлены в Лувр в Париже, и Шантийи превратили в тюрьму. В 1799 году здания были разрушены, и только после 1815 принцу Луи Джозефу вернули некоторые картины и книги из Лувра. По возвращению во Францию он попросил архитектора Виктора Дюбоа проектировать английский сад в 1817 году и ров, отделяющий два замковых здания.
Герцог Омальский унаследовал замок Шантийи от великого дяди, Принца де Конде, когда ему было восемь лет в 1830 году. Ему достался Большой замок, снесённый ветрами французской революции и восстановленной, чтобы дать пристанище картинам, книгам и другим предметам искусства. Генри Орлеанский или Герцог Омальский был пятым сыном Короля Луи Филиппа. Он украсил собственные апартаменты и создал деревянную галерею, ведущую к ним.
В 1884 году герцог Омальский, не имея наследников, завещал замок группе Институты Франции из пяти академий, и так на свете появился музей Конде. Великолепное культурное наследие включает не только замок и музей, но и ипподром, и парк с достопримечательностями.
|