Замок Сеговия Алькасар находится в Сеговии — административном центре в провинции Кастилия и Леон, расположенном в 90 км на северо-запад от Мадрида на скале в месте слияния рек Кламорес и Эресма. Основан в начале I в. до н. э. римлянами, позже попал под власть вестготов. С начала VIII в. до конца XI в. принадлежал маврам (сарацинам), в 1085 г. в ходе Реконкисты освобожден войсками короля Альфонсо VI Кастильского.
История Алькасара как оборонительного сооружения началась еще в доримскую эпоху, что подтверждают рисунки, вырезанные в скале над рекой Эресма, и продолжалась при древних римлянах, на что указывают результаты археологических раскопок. Однако именно крепость, как и большинство крепостей на Пиренейском полуострове, здесь впервые построили арабы. Точно датировать время строительства невозможно, поскольку археологические культурные слои часто пересекаются. В летописях же Алькасар Сеговии в качестве «крепости на скале у Эресмы» впервые упомянут в 1122 г., то есть в то время, когда Сеговия уже более 30 лет была освобождена от арабов в процессе испанской Реконкисты.
Название Алькасар впервые в письменных источниках встречается несколько позже, в 1155 г. Вероятно, это можно объяснить тем, что арабская крепость была деревянной, испанцы же построили на ее месте мощное каменное сооружение, куда король Альфонсо VIII Кастильский и его супруга Элеонора Английская перенесли свою резиденцию. В этом качестве Алькасар пребывал еще почти 200 лет (впрочем, надо иметь в виду, что у католических королей в те времена всегда было несколько резиденций), одновременно являясь и одним из мощнейших узлов обороны королевства Кастилия.
Сейчас сложно сказать, как именно Алькасар выглядел в XII в., но, судя по археологическим изысканиям, он представлял собой классическое для романско-цистерцианского стиля сложенное из камня строение в форме прямоугольника или пентаэдра с неравными сторонами (это зависело от скалы, на которой замок был возведен), мощными башнями, одна из которых служила донжоном, куртинами почти такой же высоты, как башни, и предмостными укреплениями. По сохранившимся элементам зданий можно сказать, что первоначально крепость имела следы значительного влияния мавританской культуры, что в целом характерно для испанских сооружений периода Реконкисты. В XIV в. в связи с появлением артиллерии были достроены бастионы и немного расширены отдельные участки стен, но общий облик замка изменился незначительно.
В 1474 г. Алькасару Сеговии было суждено сыграть решающую роль во всей дальнейшей испанской истории. Дело в том, что в этом году скончался король Кастилии и Леона Энрике IV Бессильный, прозванный так за неумелое ведение войны с Гранадой. Проживающая в Сеговии его сестра Изабелла провернула поистине фантастическую комбинацию: заперлась в стенах Алькасара со своими сторонниками и объявила себя наследницей Энрике, попросту оттеснив от трона прочих многочисленных и, заметим, «более прямых» наследников. А поскольку Изабелла к этому времени уже пять лет была тайно повенчана с Фердинандом Арагонским (причем здесь же, в Алькасаре), ее партия получила сильную поддержку и междоусобица завершилась 1 марта 1476 г. битвой под Торо полной победой сторонников Изабеллы. В итоге все эти династические «перестановки», столь обычные для Средних веков, стали для Испании поистине судьбоносными: Изабелла I, по рождению инфанта Кастилии и Леона, вый дя замуж за короля Арагона, который по условиям брачного договора превратился, по сути, в почти бесправного принца-консортома, стала фактически правительницей трех христианских королевств на Пиренеях, заодно приструнив португальского короля Афонсу V, пытавшегося претендовать на трон Кастилии.
Короновали Изабеллу I в Сеговии. При ней были ограничены права грандов и Церкви, что абсолютизировало королевскую власть и в итоге в 1492 г. привело к нескольким эпохальным событиям: была взята Гранада и завершена, таким образом, многовековая Реконкиста; открыта Колумбом Америка; начато изгнание мавров и евреев и, главное, Испания стала единым государством с сильной централизованной властью и мощной сухопутной армией, считавшейся на тот момент лучшей в Европе. При следующем короле, Филиппе II, Алькасар был значительно перестроен в стиле центральноевропейских замков, для которых характерно вместо стен центрального форта возводить здания с прочными стенами и небольшими окнами, которые могут заменить бойницы. Ниже по склону были отдельными участками возведены дополнительные стены и узкие башни, увеличен донжон (башня Хуана II), а сами башни прикрыты черепичными коническими крышами.
В прежнем виде сохранились лишь Большой зал с примыкающими к нему королевскими покоями и северная галерея. Замок стал занимать гораздо большую площадь, но при этом сохранил мавританские и цистерцианские черты, причудливо соединяющиеся с элементами готики, — кстати, это же смешение стилей отчетливо видно не только в архитектуре, но и в интерьерах замка. В убранстве покоев хорошо заметно андалузское влияние, отличавшее южные замки от северных большей роскошью отделки. К этому времени Сеговия оказалась, если можно так выразиться, «в глубоком тылу», и Алькасар, соответственно, утратил былое оборонительное значение, что позволило декорировать фасады небольшими башнями-стрельницами, а стены — узорами из штукатурки и каменным кружевом в сугубо испанском стиле исабелино (назван в честь Изабеллы I), объединившем западноевропейскую готику с арабским стилем мухедар. Это придало замку несколько пряничный вид, но зато он гораздо больше стал походить на королевскую резиденцию.
Однако в скором времени Филипп II сделал столицей Мадрид, а Алькасар Сеговии потерял статус резиденции и превратился на двести с лишним лет в тюрьму. С 1762 г. здесь размещалась Королевская Артиллерийская школа, просуществовавшая ровно 100 лет, до пожара 1862 г., который частично уничтожил сам замок и безвозвратно погубил ценнейшие старинные интерьеры. К концу XIX в. здания и интерьеры Алькасара восстановили и разместили здесь офицерский колледж и Главный военный архив. Удивительно, что в отличие от многих своих «собратьев» Алькасар Сеговии, невзирая на выгодное стратегическое положение, практически не пострадал во время гражданской войны в 30-х гг. XX в. А с 1953 г. замок стал одним из самых посещаемых туристами музеев страны.
Сегодня музей Алькасара Сеговии славится прежде всего восстановленными интерьерами, коллекциями мебели и оружия, а также портретной галереей королей Кастилии. Экспозиция, открытая для туристов, размещена в 11 залах и башне Хуана II — самой высокой в замке. В Зале старого дворца, возведенном еще во времена Альфонсо VIII, сохранились двойные оконные проемы и расположенные между ними цоколи, относящиеся к XIII в. и выполненные в мавританском стиле, а также коллекция немецких рыцарских доспехов.
Каминный зал, относящийся к эпохе Филиппа II, обставлен уникальной мебелью, здесь находятся фламандская шпалера XVI в., а также старинный рисунок с изображением собора, стоявшего рядом с Алькасаром и не сохранившегося до наших дней. В Зале шнура внимание привлекает шпалера, изображающая битву при Арсиле, а также доски с «Благовещением» (XVI в.) и изображениями святых. Название зал получил в честь францисканского шнура, украшающего его стены.
В Королевском зале ценен фриз с изображениями королей Кастилии, Леона и Астурии, начиная с легендарного Пелайо, а также картина «Завоевание Кадиса» и портреты монархов, в том числе Иза беллы Бурбон и Анны Австрийской. Некогда этот зал считался важнейшим в замке. В Зале оружия, расположенном под одной из башен, экспонируются богатейшая коллекция оружия различных эпох, включая совершенно раритетные экземпляры, например инкрустированный арбалет времен Карла V, и старинный пресс времен Бурбонов для чеканки монеты.
|