Рене Клер -
Биография:Рене Клер (фр. Rene Clair, наст. имя фр. Rene-Lucien Chomette – Рене–Люсьен Шометт) — один из самых значительных французских кинорежиссёров 1920-х и 1930-х годов, создатель жанра музыкального фильма, писатель, актёр. Отличительные черты его картин — лиризм и глубокое понимание человеческой психологии в сочетании с юмором на грани буффонады и сатирическим взглядом на общество. Отстаивал независимость французского кинематографа от Голливуда.
Ранние годы. Первая мировая война
Рене Шометт (Рене Клер) родился 11 ноября 1898 года в Париже. Его отец, Мариус Франсуа, был торговцем мыла. Мать, Сене, происходила из семьи парижских коммерсантов. Шометты проживали в том же доме, где располагался их магазин. Рене принадлежал к семье, где несколько поколений были преуспевающими торговцами. Впрочем, ни Рене Шометт, ни его старший брат Анри не продолжили семейную традицию, видя своё призвание в искусстве (Анри Шометт впоследствии также стал кинорежиссёром).
Рене воспитывался в частной школе на улице Риволи, затем в лицее Монтень. Он учился посредственно, правда, блистал на уроках французского языка и литературы — мечтал стать писателем. Для завершения курса его перевели в лицей Людовика Великого.
Рене писал стихи, увлекался фехтованием и боксом. В мастерской отца он сооружал модели аэропланов.
В 1913–1915 годах усердно посещал концерты и музыкальные спектакли.
Война застала его в Ла Воле, на каникулах. Рене Шометт обратился с просьбой послать его на фронт (в армию призван его отец и отправился добровольцем брат), но из-за состояния здоровья попадает туда только в качестве санитара. 16 апреля 1917 года он прибывает на фронт, где как раз разворачивалось грандиозное сражение. «Это был, — признавался режиссер, — самый жестокий удар в моей жизни. Столкновение с реальностью сразу сделало меня взрослым».
Дебют в кино
После войны Шометт работал внештатным репортером во влиятельной газете «Антрансижан» («Непреклонный») и печатался под псевдонимом «Рене Депре». Первым его репортажем было сообщение о смерти поэта Эдмона Ростана. Благодаря своим журналистским знакомствам он знакомится с известными деятелями кино и литературы, в том числе с Луи Деллюком и Марселем Прустом.
Рене также сочинял тексты песен для знаменитой певицы Дамиа (Мари-Луиза Дамьен). Благодаря её протекции в декабре 1920 года он снялся в фильме «Линия жизни» у режиссера Фуллера, причем так удачно, что ему сразу же предложили выгодный контракт.
Сохранив для литературного творчества свою настоящую фамилию, он стал Рене Клером в кино. «Клер» по-французски означает «светлый», «ясный». Этот псевдоним как нельзя лучше характеризует творчество режиссера. В 1921 году он снимается в фильмах студии «Гомон», режиссёром которых был Луи Фейад («Сиротка», «Паризетта») и фильмах Якова Протазанова («Смысл смерти», «За ночь любви»).
Режиссура. Немое кино
Проработав некоторое время в качестве ассистента режиссера, Рене Клер за три летних недели 1923 года снял на натуре свой первый фильм «Дьявольский луч» («Париж уснул»). Эта очаровательная утопическая комедия рассказывала о таинственных лучах, в одно мгновение остановивших жизнь Парижа. Прекрасные кадры застывшей столицы создали Рене Клеру славу подлинного поэта Парижа.
В конце 1924 года Клер ставил рождественское шоу «Киноскетчи» в Театре Елисейских полей. В одной из сценок выступала молоденькая девушка по имени Броня Перльмуттер, недавно приехавшая из Голландии к сестре. Так Рене познакомился со своей первой и единственной женой.
Короткометражный фильм "Антракт" (1924) предназначался для дадаистического балетного спектакля "Представление отменяется" (сценарий Ф. Пикабия, композитор Сати, балетмейстер Ж. Бёрлин). Фильм "Призрак Мулен Ружа" и "Воображаемое путешествие" (1925) были построены на сказочно-фантастических сюжетах. В ранних фильмах Клер широко пользовался приемами фарсового комизма, эксцентрики, формальными трюками (последнее послужило основанием для причисления его к направлению "Авангард").
Звуковое кино
С 1930-х годов в творчестве Рене Клера определились две линии: лирическая, связанная с поэтическим переосмыслением жизни социальных низов, и сатирическая, направленная на обличение буржуазного общества. В своем первом звуковом фильме "Под крышами Парижа" (1930) Клер широко использовал музыкальные лейтмотивы и крайне сдержанно - возможности звучащего слова. Наивный сюжет послужил Клеру канвой для создания стилизованной картины жизни "маленьких людей". Проникнутый лиризмом, фильм связан с традицией парижской уличной песенки. В августе Рене Клер прибыл в Берлин на официальную премьеру фильма. Зрители устроили им пятиминутную овацию. Критики возвестили о «перевороте в кино».
К той же линии принадлежат фильмы "Миллион" (1931), где сильны также пародийные и сатирические моменты, и "14 июля" (1933). В фильме "Последний миллиардер" (1934, премия Международного кинофестиваля в Москве, 1935) Клер подверг осмеянию буржуазный парламентаризм, политические интриги, нарождающийся фашизм.
Клер заканчивает грандиозный философско-фантастический роман «Адамс», после чего возвращается в кино и снимает изящную комедию по водевилю Лабиша «Соломенная шляпка». По мнению критиков, эта французская по духу лента принадлежит к числу тех произведений, в которых немое кино достигло равновесия и совершенства выразительных средств.
Сценарий своего нового фильма Рене Клер писал в Сен-Тропе. Режиссер любил бродить по улочкам этого местечка или играть в белот, сидя за столиком в «Кафе де Пари». Позже он приобретет в двух километрах от Сен-Тропе, у самого морского побережья, дом с названием «Миремер» («Отражающийся в море»).
В фильме «Свободу нам!» (1931) Рене Клер образно сравнил завод с тюрьмой. Чарли Чаплин использовал некоторые находки режиссера в своих «Новых временах». Началось судебное разбирательство. Однако Клер заявил, что сам многому научился у Чаплина, и может только гордиться, если великий комик что-то почерпнул у него.
После этого продюсер Александра Корда пригласил Клера в Лондон. Французский режиссер задумал поставить картину по рассказу английского писателя-юмориста Кьюна «Сэр Тристрам отправляется на Запад». История привидения, волей обстоятельств перенесенного в современность, открывала богатые возможности для комедийной игры. Но как показать призрак на экране? Клеру пришла счастливая идея – а что, если у героя-призрака появится земной двойник в лице его дальнего потомка? Картина «Призрак едет на Запад» (1935) была отмечена Большой премией британского кино.
Американский период
В июне 1940 года режиссер вместе с женой и сыном перебирается в США. Первый его фильм в Голливуде «Нью-орлеанский огонек» прошел незамеченным, несмотря на то, что две роли в нем исполняла Марлен Дитрих.
В апреле 1942 года начались съемки комедии «Я женился на ведьме» по роману писателя-юмориста Торна Смита. Для Клера это был самый идиллический период работы «Первый раз я ставил фильм для крупнейшей фирмы и получил возможность оценить совершенство организации производства».
Подлинная проверка кинокомедии — прием зрителей. Рене Клер нередко вносил изменения в уже готовый фильм с учетом реакции аудитории. На пробном просмотре «Я женился на ведьме» он обратил внимание, что одна из сцен «не проходит», и добился разрешения ее выкинуть, хотя в «Парамаунте» подобное не практиковалось.
Картина имела успех, что укрепило престиж Рене Клера. Чаплин после премьеры сказал «Я видел все ваши фильмы, и мне необязательно видеть ваше имя в титрах, чтобы сразу же узнать ваш стиль».
Возвращение во Францию
Как ни торопился Рене во Францию, но вернулся он на родину только в июле 1945 года. Его парижская квартира оказалась разграбленной. Особенно пострадала шикарная библиотека.
14 октября 1946 года в студии «Патэ» на улице Франкер начались съемки франко-американского фильма «Молчание — золото». Радость Клера была омрачена смертью матери. Как раз в день похорон была назначена съемка массовой сцены карнавала на Больших бульварах. Клер не отменил ее... На двух международных фестивалях — в Брюсселе и Локарно — картина «Молчание — золото» получила первые премии.
В 1951 году Рене Клер закончил повесть «Китайская принцесса», впоследствии названную «Воспоминания невиновного», и совершил короткое путешествие в США. Но снимать он хотел только во Франции. Вскоре на экраны вышла его искрометная комедия «Ночные красавицы» (1952), отмеченная почетным дипломом и Большой медалью критиков на Венецианском кинофестивале. Мечтательного героя сыграл Жерар Филип, с которым режиссер крепко подружился.
Рене Клер не допускал на съемочной площадке никаких импровизаций. Все было взвешено, продумано, бесповоротно решено еще за письменным столом, в период раскадровки. Жерар Филип отмечал, что «режиссерский сценарий Рене Клера всегда разработан настолько точно, что фильм, по существу, уже поставлен - на бумаге». В картине «Большие маневры» (1955) актер создал незабываемый образ провинциального армейского донжуана, попадающего в собственные сети.
Рене Клер уже тогда заинтересовался лирической комедией поэта-романтика Альфреда Мюссе «Любовью не шутят». Но только три года спустя он поставил ее на сцене Национального Народного театра — с Жераром Филипом в главной роли. «Успех Рене Клера не вызывает сомнения, — писал театральный критик Макс Фавалелли. — Его проникновение в творчество Мюссе не может никого удивить. Не допуская ни малейшего насилия над текстом, не стремясь к внешним эффектам, он прекрасно раскрыл самые потаенные побуждения персонажей и шаг за шагом проследил движение Судьбы...»
В 1957 году на экраны выходит драма Рене Клера «Порт де Лила» («На окраине Парижа»), явно перекликающаяся с его первой звуковой картиной «Под крышами Парижа». Режиссер вновь проникается поэзией Парижа бедноты, Парижа богемы, Парижа рабочих окраин...
За год до выхода на экран фильма «Все золото мира» (1961) Рене Клер первым из кинематографистов был избран в члены Французской Академии — высший знак признания для французского деятеля культуры. А в мае 1962 года состоялась официальная церемония чествования нового академика.
Театр
В последние годы жизни Рене Клер все же отошел от кино, продолжая работать в театре. В начале 1973 года на сцене парижской Гранд Опера он поставил «Орфея и Эвридику» Глюка. А год спустя по заказу Комеди Франсез написал пьесу «Странное создание небес» — свободную переработку драмы «Голландская куртизанка» английского драматурга Джона Маротона.
Рене Клер много размышлял о проблемах кино. Еще в 1950 году он по просьбе киноведа Жоржа Садуля собрал свои старые статьи и издал их, сопроводив комментариями. Двадцать лет спустя вышла книга «Кино вчера, кино сегодня».
Рене Клера уже при жизни называли классиком французского кино. Во всем мире его фильмы воспринимались как воплощение культуры и духа Франции. Рене Клера называли "авангардистом-академиком", ведь он прошел путь от самого отчаянного авангарда до вполне традиционных, отмеченных печатью академизма картин, попадавших даже в советский прокат.
Выдающийся режиссер умер утром 15 марта 1981 года.
Рене Клер -
Фильмография:1922 Le sens de la mort
1921 Parisette ... Jean Vernier
1921 L'orpheline ... Pierre Moral
1920 Le lys de la vie