Вверх

Вы вошли на сайт, как Гость






Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Меню

Звёздные новости

п»ї
Случайные знаменитости
Джейсон Момоа Джейсон Момоа
Анна Гальена Анна Гальена
Кевин Дюран Кевин Дюран
Джоэль Мюррей Джоэль Мюррей
Мелинда Диллон Мелинда Диллон
Стивен Диллэйн Стивен Диллэйн
Прунелла Скейлс Прунелла Скейлс

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Элла Фицджеральд


Фото Элла Фицджеральд Фото Элла Фицджеральд Фото Элла Фицджеральд



Элла Фицджеральд - Биография:

Элла Джейн Фицджеральд (англ. Ella Jane Fitzgerald) — американская джазовая певица, известная также как «Леди Элла» и «Первая леди песни». Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. По крайней мере, никто не мог превзойти её в мастерском владении техникой голосовой импровизации — пении скэтом.

Обладательница 14–ти премий «Грэмми«. При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок. Была награждена медалью Национального искусства Рональдом Рейганом и Президентской медалью свободы Джорджем Бушем (ст.). Награждена французским Орденом искусств и литературы (1990).

Ранние годы

Элла Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Виржиния. Ее отец оставил семью, девочку воспитывал отчим. Элла росла в бедности, больше всего любила петь и танцевать. Из-за сильной нищеты в определенный момент Элла осталась по-настоящему бездомной. После смерти матери ее взяла к себе тетя. В школе она охотно пела и подавала надежды, но предпочитала пению танцы. Ее природная застенчивость препятствовала желанию стать эстрадной артисткой. Однако, подав заявку на конкурс как балерина, в последнюю минуту она выбрала пение. Неожиданный успех побудил ее участвовать в других конкурсах, где она часто побеждала.

В 1934 году негритянская 17–летняя девчонка-сирота, успевшая уже поработать смотрительницей в борделе, едет в Нью-Йорк. Здесь она записывается на любительский конкурс. Тогда она думала, что будет, как и знаменитая Этель Уотерс, в первую очередь танцовщицей и немного певицей. Однако в последнюю минуту Элла выбрала пение.

Выступление в знаменитом гарлемском кинотеатре «Аполло», где она имела успех, явилось важным событием в ее жизни. Именно на этом состязании она привлекла к себе внимание руководителя свингового джаз-бэнда Чика Уэбба (Chick Webb). Он предложил девушке стать солисткой его ансамбля, но лишь с условием, что та понравится «ребятам из Йельского университета», пригласившим оркестр Уэбба поиграть у них на танцах. «Ребятам» молодая негритянская певица чрезвычайно приглянулась, что и стало для нее началом большого пути на эстраде.

1930–е годы

В 1935 году певица записала с группой Уэбба свой первый альбом «Любовь и поцелуи», немедленно вошедший в джазовые хит-парады. В 1938 году вместе с Элом Фелдманом создала прославившую ее композицию «Э-тискет, э-таскет» (A-Tisket, A-Tasket), сочетавшую в себе не только джазовые, но и поп-мотивы. Певица переделала детские куплеты: «Я написала письмо маме, потеряла его по дороге, маленькая девочка подобрала его и положила к себе в карман, а я потеряла еще свою маленькую желтую корзинку...» В результате получился ритмичный номер — вполне в духе предвоенной танцевальной лихорадки.
После успеха «Э-тискет, э-таскет» ряды поклонников певицы пополнились многими миллионами новых. Кстати, именно тогда среди почитателей творчества Фицджеральд оказался и знаменитый Фрэнк Синатра.

20–летняя Элла затмевала своей естественностью молодых и красивых женщин. Часто она говорила: «Мать постоянно твердила мне: если чувствуешь, что не так красива, как твои подружки, улыбайся чаще, чем они».
С Уэббом записаны хиты: «Sing Me а Swing Song», «Oh, Yes», «Take Another Guess», «The Dipsy Doodle», «If Dreams Come True» и «Undecided».

После смерти Уэбба, в 1939 году, Элла стала лидером оркестра и сохранила это положение до 1942 года, когда ансамбль распался.

Работа с оркестрами. 1940–е. Замужество

Тогда Элла расстается с любимым свингом и переходит на баллады. Фицджеральд выступает с такими известными вокальными коллективами, как «Дельта ритм бойз» (Delta Rhythm Boys), «Фо кис» и «Инк спотс» (Ink Spots). И вновь певица поднимается на вершину хит-парадов, выпустив в 1944 году пластинку «Into Each Life Some Rain Must Fall». Вместе с Луи Джорданом ей удается продать более миллиона экземпляров пластинки «Stone Coid Dead in the Market». Во время одного турне с Диззи Гиллеспи влюбляется в Рэя Брауна, одного из лучших басистов своего времени, и выходит за него замуж.

С 1946 года менеджером певицы становится Норман Гранц, основатель антрепризы «Джаз в филармонии». Он в карьере певицы сыграл решающую роль. После Уэбба она вновь обрела учителя и наставника. Гранц сделал из Эллы звезду своего оркестра. Потом вывел ее из состава труппы, и певица стала выступать с сольными концертами в сопровождении фортепиано, трубы и ударных инструментов.

Именно под руководством Гранца Фицджеральд своими импровизациями без слов, так называемым скэтом , добилась того, что в джазе вокалисток стали уважать не меньше, чем инструменталистов-виртуозов. Благодаря своим шлягерам «Леди, будьте добрыми» и «Как высоко до луны» Элла доказала, что обладает талантом импровизации, позволяющим ей «вести диалог» с известными музыкантами-солистами. Она уже считалась не просто исполнительницей песен, а даже их автором, создателем. Ее импресарио с 1950 года всячески поддерживал и поощрял эту деятельность певицы.

В 1947 году появилась знаменательная запись Фицджеральд «Как высоко луна» — она продемонстрировала амплитуду голоса певицы. Потом прозвучал знаменитый «Мэкки-Нож» Эллы, оставивший далеко позади и Фрэнка Синатру, и Бобби Дарина.

В 1948–1952, после свадьбы с басистом Рэем Брауном (Ray Brown), Элла начинает выступать вместе с трио своего мужа. Кроме того, в 1950 и 1954 годах она записала несколько пластинок в дуэте с Ellis Larkins, где спела в своей манере песни Джорджа Гершвина.

1950–1960–е годы. Сольная карьера. Мюзиклы

В 50 е годы тот же Норман Гранц безошибочно увидел в своей подопечной лирическую певицу: появляется целая серия монографических пластинок — songbooks, посвященных классикам бродвейского мюзикла от Джорджа Гершвина до Коула Портера (высшее ее достижение как поп-певицы). Тогда же был предпринят эксперимент: запись оперы Гершвина «Порги и Бесс», в которой все партии исполняли только два вокалиста — Элла Фицджеральд и Луи Армстронг. Эксперимент оказался настолько убедительным, что позднее по той же схеме записывали эту оперу Сэмми Дэйвис и Кармен Макрэй, Рэй Чарльз и Клио Лэйн и даже культовая панк-группа «When People Were Shorter».

В сущности, благодаря одной Элле Фицджеральд и ее аккомпаниаторам (особенно пианисту Эллису Ларкинсу) американский мюзикл приобретает собственно музыкальное измерение: вместо избранных «коронных номеров» из театральных постановок возникает новый жанр — песенного цикла-альбома, от которого всего лишь два шага до «Сержанта Пеппера» Битлз. «Я и не знал, как хороши наши песни, — заметил как-то Айра Гершвин, брат и соавтор композитора, — пока за них не взялась Элла Фицджеральд».

Для записей на пластинки Гранц нашел интересный ход: записать весь репертуар известных американских композиторов мюзиклов. Исполнение певицы сопровождали лучшие студийные оркестры, в составе которых были и струнные инструменты. Элла исполнила почти все произведения композиторов Джорджа Гершвина, Роджерса и Харта, Джерома Керна, Ирвинга Берлина и Коула Портера.
Таким образом, ее программа включила и «Saint Louis Blues», и старые песни, исполняемые чернокожими музыкантами с 1914 года, и бразильскую босса нова, и, конечно же, популярные эстрадные и джазовые композиции.

В конце 1950-х записала практически все песни классического американского репертуара — несколько альбомов были специально посвящены шлягерам братьев Гершвинов, Дюка Эллингтона (который лично аккомпанировал ей) и Ирвинга Берлина. Тогда же вышли два альбома, записанные вместе с Луи Армстронгом: «Ella and Louis« и «Ella and Louis Again«. Особенно известен их дуэт на «Summertime« Гершвина.

Эти записанные в 50 е годы альбомы останутся лучшим свидетельством самой плодотворной эпохи американской музыки. Элла Фицджеральд совершила настоящее чудо: она скрупулезно воспроизводила тексты, отыскивая в них скрытые сокровища, о которых до нее никто даже и не догадывался.

Среди других знаменательных записей певицы можно отметить также концерты с Андре Превэном и Паулино да Коста.
Певица всегда избегала политики. Однако в январе 1961 года приняла участие в гала-концерте в поддержку Кеннеди, организованном Синатрой.

После участия в фильме «Pete Kellys Blues» в 1955 году Элла подписала контракт с лейблом «Verve» и последующие несколько лет издала серию альбомов под общим названием «Songbooks», где исполняла песни того же Гершвина, а также Cole Porter, Rodgers and Hart, Duke Ellington, Harold Arlen, Jerome Kern и Johnny Mercer. Тем не менее, за исключением перепевок Эллингтона, этот проект нельзя назвать главным джазовым проектом Эллы Фитцджеральд. Зато этот престижный проект сделал певицу очень популярной.

1970–1980–е годы

На пике своей карьеры, в 60-х, Элла записала в Берлине живую пластинку «Mack the Knife», очень веселый альбом, во время записи которого она полностью забыла слова и придумывала на ходу собственные. Этот альбом впоследствии стал классикой.
Записи Эллы для лейблов Capitol и Reprise, выпущенные в 1967-1970 года, были более низкого уровня. В этот период она пыталась привнести в свой репертуар популярные песни (вроде «Sunny и I Heard It Through the Grapevine»), но звучала откровенно незамысловато.

Далее спада карьеры не последовало, потому как Norman Granz решил создать новый лейбл и подписать на нем Эллу. Фирма назвалась «Pablo». Начиная с концерта в Санта-Монике в 1972 году(с невероятной версией С Jam Blues) Элла Фитцджеральд стала считаться достоянием джаза и выступала, к примеру, с Count Basie, Oscar Peterson и Joe Pass.

Оскар Питерсон пишет: «Постепенно я выучил практически все едва заметные знаки и жесты, показывающие, что в данный момент чувствует Элла Фицджеральд:
– Согнутая чашей левая рука, поднесенная к уху: «Кто-то фальшивит. Я или, все-таки, рояль?»
– Голова слегка наклонена набок; левая рука начинает лихо щелкать пальцами: «Ритм не дотягивает до нужного уровня. Поднажмите, ребята».
– Левая рука похлопывает по бедру быстрее общего ритма: «Берегитесь, ребята, Леди Фиц сейчас бросится в атаку и хочет убедиться, что вы вместе с ней…»

По прошествии 70-х годов голос Эллы стал заметно увядать, и в 80-х годах карьера певицы подошла к закату, да и возраст, естественно, давал о себе знать. Проблемы со зрением и сердцем временами заставляли надолго забывать Эллу о музыке, но ее редкие выступления всегда отличались великолепным чувством свинга и неизменной радостью в голосе.

Личная жизнь. Последние годы

Певица была дважды замужем. Первый ее муж в 1941—1943 годах, — рабочий-докер из Гарлема Бенни Корнегей, промышлявший торговлей наркотиками. Брак был аннулирован по совету её продюсера и друзей.

Во второй раз она вышла замуж за бас–гитариста Рэя Брауна; второй брак продлился 5 лет (1948–1953). Сын от этого брака – Рэй Браун-младший – стал барабанщиком. Этого мальчика они усыновили – это был сын её младшей сводной сестры Фрэнсис. Поскольку родители были вечно на гастролях и концертах, мальчик воспитывался в основном его тёткой, Вирджинией. После развода Элла и Рэй продолжали вместе концертировать.

В 1957 году ходили слухи, что певица тайно вышла в Осло замуж за молодого норвежца Тора Эйнара Ларсена, и даже купила квартиру в Осло. Но когда его осудили на 5 месяцев исправительных работ за кражу денег у своей бывшей подруги, дело было замято и забыто.

Более двух десятилетий певица жила в фешенебельном квартале Беверли-Хиллз, штат Калифорния, неподалеку от голливудских звезд, которыми всегда восхищалась. Жизнь вела безмятежную: вязала, смотрела телевизор в компании сына Рэя, ставшего музыкантом — барабанщиком, иногда выезжала за покупками; предпочитала крупные магазины.

Если с возрастом голос Эллы Фицджеральд становился лишь глубже и богаче оттенками, то здоровье с годами начало ухудшаться, причем с середины семидесятых все более стремительно. В августе 1985 года пришлось прервать концертное турне и срочно лечь в больницу из-за обнаружившейся в легких жидкости. В июле 1986 года ее снова госпитализировали, на этот раз из-за проблем с сердцем; для лечения пришлось прибегнуть к операции.

В конце 80 х — начале 90 х годов ее выступления на нью-йоркском джазовом фестивале постоянно становились событием года. Сама идея отдохнуть приводила певицу в ужас, она постоянно жаловалась, что просто не может сидеть дома. В 1989 году у нее в гостях, в ее калифорнийском доме, побывал журналист Леонард Фитер, и на его вопрос, как она выздоравливает, певица ответила: «Сижу дома и скучаю, мне не хватает путешествий, переездов».

В 1990 году она опять попала в больницу — во время гастролей в Голландии. В 1993 году из-за последствий диабета пришлось ампутировать обе ноги ниже колен.
Скончалась она во сне, 15 июня 1996 года, в своем доме в Беверли-Хиллз. Похоронена на кладбище «Inglewood Park Cemetery» в Инглвуде, Калифорния (Sunset Memorial Garden Mausoleum, Second Floor, Sanctuary of the Bells, Crypt 1063).
Узнав о смерти знаменитейшей исполнительницы, президент США Билл Клинтон заявил: «Я глубоко опечален смертью Эллы Фицджеральд. Уход человека такого таланта, изящества и класса — огромная утрата для мира джаза и всей страны».


Перевод биографии: Lisochek




Элла Фицджеральд - Фильмография:

2002 Rhapsody in Black (ТВ)
1969 – 1971 Это - Том Джонс / This Is Tom Jones (сериал)
1966 All My Life ... Vocalist
1960 Никто не напишет мне эпитафию / Let No Man Write My Epitaph ... Flora
1958 St. Louis Blues ... Singer
1955 Блюз Пита Келли / Pete Kellys Blues ... Maggie Jackson
1942 Загони их, ковбой / Ride Em Cowboy ... Ruby

Мы В Контакте Мы на Facebook Лента новостей RSS

Маленький бонус:
Эту информацию могут видеть только зарегистрированные пользователи
Копирование и публикация материалов сайта разрешены только при наличии активной ссылки на источник
2011 - наши дни.. © Контакты | Лого | Реклама на сайте | Вебмастерам