Валерио Дзурлини -
Биография:Валерио Дзурлини (Valerio Zurlini) - итальянский кино- и театральный режиссёр, сценарист всех своих фильмов. Сын одного из пяти основателей итальянской нефтяной компании «Agip», коммунист.
В кино его привёл Пьетро Джерми ( «Дамы и господа» , «Брак по-итальянски» ). Один из многих, забытых на годы и недооценённых при жизни режиссеров.
Ранние годы
Родился 19 марта 1926 года в Болонье, Италия. Раннее детство провёл в Милане. Затем родители переехали жить в Рим. Его отец станет одним из пяти чиновников, призванных основать нефтеперерабатывающую и бензозаправочную компанию «AGIP», ставшей на полуострове самой крупной в этой отрасли.
О человеке–Дзурлини известно мало. Сын высокопоставленного фашиста, родом из Эмили–Романии (родины Муссолини), студент-юрист Римского университета. Член сопротивления, аналогично Лукино Висконти и Карло Лидзани. Театральный режиссер. Документалист, который с 1944-того по 1952-й снял 9 фильмов. Друг Пазолини.
В годы учёбы в Римском университете, на юридическом факультете, Валерио Дзурлини начал ставить самодеятельные студенческие спектакли. Вскоре увлечение театром и кино превратилось в профессию. В театре ставил А.Н.Арбузова, А.П. Чехова, М.П.Горького, В.С. Розова.
В 1943 примкнул к итальянскому Сопротивлению, вступил в коммунистическую партию. После войны начал снимать документальные короткометражные фильмы.
Начиная с 1948 года, снимал короткометражные картины, которые неизменно получали широкий резонанс и сделали его имя известным не только в кинематографической среде и не только в Италии. Все работы режиссёра выражали его гражданскую и художественную позицию, которую можно было бы назвать одним ёмким и значимым словом — неореалист.
Карьера
В 1954 году дебютировал в художественном кино комедией «Девушка из Сан Фредиано» по Васко Пратолини (изначально собираясь экранизировать его же роман - «Семейную хронику»). Написав несколько сценариев, для других режиссеров, Дзурлини отправляется в народ, путешествуя по Италии вплоть до 58-го года. Вместе с Сузо Чеки де Амико и Энрико Медиоли пишет сценарии по роману Джорджио Проспери «Жестокое лето».
В 1959 году Дзурлини поставил «Яростное лето» ( «Жестокое лето» )— историю любви на фоне Второй мировой войны. В этой картине черты индивидуального стиля режиссёра стали зримее. Тема внутреннего эмоционального мира отдельно взятого человека, оказавшегося втянутым в большие исторические катаклизмы, становится отныне ведущей в его творчестве.
В 1960-е годы в итальянском кино в целом тема «человек и история» (причём человек на первом месте) становится предметом исторического, социально-психологического, идейно-политического, философского, экзистенциального исследования. И Дзурлини уверенно начал движение в этом направлении. В 1960 году он снял фильм «Девушка с чемоданом», где открыл юную Клаудию Кардинале, которая с его помощью создала один из лучших своих народных образов, психологически выверенных и тонких. Эта картина более злая, чем может показаться на первый взгляд. Истории о прекрасном романе 14-ти летнего паренька из богатой семьи и продавщицы из бара, которую привез издалека его брат и бросил как надоевшую вещь. Трагикомедия: эмоциональная, пышная, барочная. Но мир Дзурлини страшно контрастировал с тем что снимали Феллини, Висконти или Пазолини. Идеализм здесь отсутствовал как факт. Дзурлини только переносил реальность Италии на киноязык. Богатые прожигали свою жизнь. Бедные - оставались бедными. Никакой трагедии классов. Только трагедии людей.
Мировую известность принесла режиссёру картина «Семейная хроника» (Главный приз МКФ в Венеции). Фильм снят им впервые в цвете. После выхода фильма итальянская критика окрестила режиссёра одним из лучших чувственных кинопрозаиков отечественного кинематографа. 1945 год, Рим. Журналисту Энрико сообщают по телефону, что его младший брат Лоренцо умер. Энрико вспоминает их долгие и сложные взаимоотношения. После смерти матери они воспитывались порознь: Энрико — бедной, но доброй бабушкой, Лоренцо — богатым местным аристократом. Встретившись со своим избалованным братом в 1930-х гг. во Флоренции, Энрико берёт его на содержание, всегда преследуемый чувствами вины и ответственности за человека, которого он одновременно любит и ненавидит.
Антифашистская лента «Солдатские девки» ( в советском прокате «Они шли за солдатами» ) получила Специальный приз МКФ в Москве. Греция оккупирована войсками Муссолини. Отряду лейтенанта Мартино приказано провести по гористой местности группу проституток для обслуживания итальянских солдат в Албании. Одна из них явно влюблена в лейтенанта, но он отдал своё сердце другой — неприступной гордячке.
Фильм 1968 года «Сидящий одесную» - ( по Дино Буццати ) притча, фильм-памфлет, в котором антифашитские мотивы переплетаются с христианскими,- отразил религиозные взгляды самого режиссёра. Морис Лалуби, лидер освободительного движения одной из стран Центральной Африки, схвачен и вместе с солдатом и вором-итальянцем Оресте посажен в тюрьму, где подвергается пыткам. Убедительность картины достигнута благодаря убийственной и безжалостной натуралистичности съемок сожженных деревень, трупов мирных жителей, сцен ужасающих пыток и избиений, леденящих кровь криков жертв. Бесчеловечности наемников, Дзурлини противопоставляет доброту, пусть безоружную, но всепобеждающую. Оружие Лалуби — «неуязвимого сына судьбы» — проповедь социального и расового равенства и ненасилия. Во всем фильме, и в самом его названии, отчетливо видны евангельские мотивы и символы: «злой разбойник» Оресте, предатель Иуда, новый Понтий Пилот — полковник наемников, Страсти Господни - пытки, которым Лалуби подвергают наемники. В финале фильма появляется маленький мальчик-негр в белых одеждах. Лалуби и Оресте, погибли от руки новых иродов. Наемники хотят убрать и негритенка — невольного свидетеля их преступления. По мальчику бьет одна пулеметная очередь, другая, но пули его не берут, и он уходит от преследователей неуязвимый и бессмертный.
В 1972 году Дзурлини в жанре мелодрамы снял картину «Первая ночь покоя» (в СССР, прошедшая в прокате как «Профессор») о молодёжи, судьба которой представлялась ему тревожной: наркотики, социальная апатия, моральный вызов — всё это он воспринимал как личную драму, как часть своей автобиографии. Картина не имела успеха, на нее обрушилась резкая критика, какой режиссёр никогда прежде не знал. Так завершился второй этап в его творчестве. Эта умная и психологически тонкая мелодрама была встречена с некоторым удивлением из-за того, что мало кто ожидал от 46-летнего Валерио Дзурлини (прежде он снял две жёсткие, политически ангажированные ленты «Солдатские девки» / «Они шли за солдатами» и «Сидящий одесную») такой всё же интимный и деликатный фильм о мучительности и беспощадности любви. Пожалуй, сильнее всего поразила в картине «Первая ночь покоя» актёрская работа Алена Делона, к тому моменту приучившего зрителей к своим ролям в детективах, полицейских и приключенческих лентах, где он играл мужественных, непреклонных, энергично, но с холодной решимостью действующих героев, которые не знают никаких сомнений. А растерянный, медленно спивающийся, деградирующий интеллигент — это ведь совершенно нетрадиционный, даже шокирующий образ для поклонников Делона-супермена.
В середине 1970-х годов политический кинематограф пошёл на убыль, оставив разочарование от того, что киноискусство не может стать инструментом политической борьбы или конструктивных социальных преобразований. Именно в этот момент Дзурлини снял лучший свой фильм «Пустыня Тартари» по одноименному роману Дино Буццати, обличавший милитаризм как проявление человеческой ограниченности. В фильмы снялась «Плеяда» актёров европейского кино: Жан-Луи Трентиньян, Филипп Нуаре, Витторио Гассман, Жак Перрен, Макс фон Зюдов, Франсиско Рабаль, Фернандо Рей, и др.
Напоследок, надо отметить, что Валерио Дзурлини, был чрезвычайно литературным режиссером. Многие его фильмы – это скорее экранизированные книги. Он ничего не вычеркивал, и добивался магической передачи материала. Даже допрос Иисуса Христа – Марис Лелюбе в «Сидящий одесную» - тут же наталкивает на знаменитую сцену из «Мастера и Маргариты». Визуально, никакого сходства. Но дух слова, каждая пауза. В умении переложить литературный источник на киноязык, скорее всего, ему нет и никогда не будет равных.
Валерио Дзурлини покончил с собой 27 октября 1982 года в Вероне, Италия.
Валерио Дзурлини -
Фильмография:1977 Rafael Alberti en Roma... y en España (короткометражка)