Стивен Фрирз -
Биография:Британский режиссер Стивен Артур Фрирз родился 20 июня 1941 года в Лестере (Англия).
Учился в частной школе-интернате Гришема в Норфолке, а в 1960 году поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета на юридическое отделение. По окончании университета работал ассистентом режиссера Линдсэя Андерсона и актера Альберта Финни в лондонском Королевском придворном театре. Впоследствии работал с ними в кино - был ассистентом режиссера в поставленной Финни комедии «Чарли Бабблз» (1967) и картине Андерсона «Если…» (1968). Также сотрудничал с еще одним представителем британской неореалистической школы - Карелом Рейшем в картине «Морган» (1966). В 1967 году при поддержке Альберта Финни и его компании «Мемориал Энтерпрайсез» снял свой первый фильм - короткометражную драму «Поджог», посвященную проблемам расовой сегрегации в Южной Африке.
Первой же полнометражной картиной Фрирза был комедийный детектив «Сыщик» (1971), пародировавший американские криминальные фильмы сороковых годов с участием Хамфри Богарта. Главную роль в этой картине сыграл все тот же Альберт Финни, его друг и коллега.
С конца шестидесятых Фрирз работал режиссером и продюсером на британском телевидении, где снял несколько десятков фильмов, как документальных, так и и игровых, а также осуществил ряд экранизаций литературных произведений разных авторов, в том числе нескольких пьес английского актера и драматурга ]Алана Беннета: «Свободный день» (1972), «Я! Я боюсь Вирджинию Вульф» (1978), «Дорис и Дорин» (1978).
Среди множества фильмов, снятых Фрирзом для телевидения, были достаточно интересные работы, такие, как «Чертовы детишки» (1980) об опасных приключениях двух лондонских подростков на улицах большого города и психологическая драма «Уолтер» (1982) с участием Иэна Маккелена, и тем не менее его имя довольно долгое время оставалось практически неизвестным массовому зрителю.
В 1984 году режиссер, наконец, сумел обратить на себя внимание, поставив криминальный триллер «Стукач», где в главных ролях были задействованы Теренс Стэмп, Тим Рот и Джон Херт, однако признание пришло к нему позже, с картиной «Моя прекрасная прачечная» (1985), снятой по сценарию Ганифа Курейши. История любви двух приятелей - молодого пакистанца Омара и лондонского панка Джонни, показанная сквозь призму черного юмора и переполненная расовыми и социально-политическими проблемами эпохи Маргарет Тэтчер, стала для него настоящим прорывом и принесла ему известность не только на родине, но и за рубежом. Следующий фильм, сделанный им по сценарию Курейши, «Сэмми и Рози ложатся спать» (1987), о буднях супружеской пары, англичанки и пакистанца, продолжала линию, начатую в предыдущей картине, в острой, подчас довольно злой сатирической манере изображая повседневную жизнь современных британцев.
Его успех на большом экране продолжила биографическая картина «Навостри уши» (1987) о жизни и смерти драматурга Джо Ортона по сценарию Алана Беннета, а вскоре он дебютировал в Голливуде с экранизацией романа Пьера Шодерло де Лакло «Опасные связи» (1988), высокобюджетной костюмированной драмой, запомнившейся великолепной игрой Гленн Клоуз, Мишель Пфайффер и Джона Малковича. Снятый по новелле Джима Томпсона криминальный триллер «Кидалы», продюсером которого стал Мартин Скорцезе, был одной из самых удачных работ Фрирза в Соединенных Штатах и принес ему, а также снимавшимся в картине Анжелике Хьюстон и Аннет Бенинг номинацию на премию «Оскар».
Последующие американские фильмы режиссера, такие, как комедия «Герой» (1992) с Дастином Хоффманом и фильм ужасов «Мэри Райли» (1996) с участием Джулии Робертс, были значительно слабее и потерпели неудачу в прокате. Более благосклонно был принят современный вестерн-драма «Страна холмов и долин» (1998) по роману Марка Эванса, получивший приз «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале.
Фрирз продолжал работать и у себя на родине, поставив два фильма по романам ирландского писателя Родди Дойла «На скорую руку» (1993) и «Фургон» (1996). В самом начале нового тысячелетия он снял фильм «Фанатик» (2000) по мотивам романа популярного британского писателя Ника Хорнби, который вновь вызвал интерес к его творчеству, и социальную драму «Лиам» (2000) о жизни бедной рабочей семьи из Ливерпуля, увиденную глазами маленького мальчика. Очередная работа режиссера, криминальный триллер о нелегальных эмигрантах в Лондоне «Грязные прелести» (2002) с участием французской актрисы Одри Тоту, вызвал восторженные отзывы критиков и может считаться одним из лучших в фильмографии Фрирза. Фильм выдвигался на соискание премии «Оскар» и Британской академии кино и телевидения за лучший сценарий, а сам Фрирз получил премию Британского независимого кино как лучший режиссер.
Вслед за политической драмой «Сделка» (2003) о восхождении к власти лидера лейбористской партии Тони Блэра, Фрирз снял романтическую новеллу «Мисс Хендерсон представляет» (2005), посвященную первым годам существования знаменитого лондонского театра-кабаре «Уиндмилл». Несмотря на неоднозначное отношение к нему критики (многие посчитали его грубоватым и слишком прямолинейным, а сценарий откровенно слабым), благодаря блестящему актерскому дуэту Джуди Денч и Боба Хоскинса фильм имел определенный успех.
Вскоре Фрирз вновь обратился к новейшей истории Великобритании в картине «Королева» (2006), рассказывающей о первых днях после трагической смерти принцессы Дианы, реакции на ее смерть королевской семьи и взаимоотношениях представителей династии Виндзоров с премьер-министром. На этот раз режиссера ожидал настоящий успех - картина была выдвинута на премию «Оскар» сразу в нескольких номинациях, а исполнительница главной роли царствующей английской королевы Елизаветы II Хелен Миррен была признана лучшей актрисой.
Стивен Фрирз -
Фильмография:2007 - 2008 Замораживание / Freezing (сериал) ... Stephen
2007 Moog ... Headmaster
1980 Long Shot ... Biscuit Man