Поля Ракса -
Биография:Случай
Поля Ракса родилась в 4 апреля 1941 году в Польше. Ее детство пришлось на военные годы. После войны Поля окончила школу, поступила во Вроцлавский университет и стала изучать историю родной страны. Периодически девушка выступала в студенческом театре «Каламбур», но серьезных планов на актерскую профессию не строила. И кто знает, как бы сложилась ее жизнь дальше, если бы не случай.
Отдыхая в кафе, Поля попала под прицел фотокорреспондента, и вскоре ее фотография попала на обложку журнала «Доокола Швята». На молодую красивую студентку обратила внимание режиссер и профессор Лодзинской высшей школы театра и кинематографии Мария Каневская, приступавшая к съемкам детской картины «Сатана из седьмого класса». Она разыскала Полю и предложила ей роль Ванды, племянницы профессора.
Дебют Поли Раксы в кино оказался неудачным. Девушка выглядела в кадре скованной, невыразительной и, потому, не произвела на польского зрителя большого впечатления. Но был и положительный момент. Поля искренне «заразилась» кино и решила круто изменить жизнь.
Студенческие годы
Поля Ракса поступила в Лодзинскую высшую школу театра и кинематографии. Постигать актерскую профессию она стала с огромным энтузиазмом и упорством, чем покорила ректора Яна Кречмара. Он, категорически выступавший против съемок своих студентов в кино, всегда делал исключение для Поли.
Тем временем Поля снималась каждый семестр. Уже на первом курсе она сыграла главную женскую роль - революционерку Марысю Чепулонис - в картине Антони Богдзевича «Действительность». Ее героиня получилась очень милой, но – не более того. Тем не менее, молодая актриса не сдавалась, и удача, в конце концов, пришла.
В 1963 году известный польский сценарист Александр Сцибор-Рыльский впервые решил попробовать себя в качестве режиссера. Результатом стала интересная мелодрама «Их день обычный» (в советском прокате - «История одной ссоры»), рассказывающая о проблемах молодой семьи. Поле Раксе досталась роль Гражины, девушки к которой уходит из своей семьи муж. Молодая актриса, наконец, смогла сделать то, что не удавалось ей до этого. Она была органична. Одними глазами она передавала зрителю целую гамму чувств, и это не могло не найти отклик. Позже, к двадцатилетию польского кино журнал «Еkrаn» провел опрос среди молодежи, и Гражина Поли Раксы была названа в числе самых любимых народом персонажей.
Казалось, ну вот оно, найдено. В 1964 году Мария Каневская вновь приглашает Полю Раксу на главную роль в свою новую картину «Девушка в окошке», повествующую о событиях в Польше XVII века. Планировалось, что это будет захватывающий авантюрно-приключенческий исторический боевик, а в итоге получился довольно средний фильм. Разочаровала и Поля Ракса. Актрисе не удалось создать полнокровный образ девушки XVII века, в ее манерах зачастую прослеживались современные нотки, что в итоге привело к какой-то неопределенности и недостоверности. Тем не менее, за эту роль, ставшую для нее дипломной работой, Поля Ракса получила твердую четверку.
Беата и Хелена
Высшую школу театра и кино Поля Ракса окончила в 1964 году. Будущее сулило большие перспективы. В 1965 году ее пригласил в свою историческую картину «Пепел» знаменитый Анджей Вайда. Это ли не удача? К тому же и роль Хелены де Вит, казалось идеально подходит к актрисе. Однако не получилось. Стали говорить о том, что Поле Раксе вообще не подходят «костюмные» роли. Может быть и так, поскольку в том же году она с большим успехом снялась в другом фильме – драме режиссера Анны Соколовской «Беата».
В картине «Беата» (в советском прокате - «Вернись, Беата») молодая актриса замечательно сыграла главную роль Беаты Клосович – девушки ушедшей из дома. Фильм, по сути, стал психологическим расследованием причины ухода. Почему Беате столь невыносимо все окружающее, почему она не может жить по этим законам?
Роли в советском кино
Подлинным триумфом актрисы стали роли, сыгранные ею в советском кинематографе. Режиссер Ростислав Горяев разглядел в молодой польской актрисе Джульетту 60-х годов XX века. В таком ключе ею и была сыграна роль в мелодраме «Ноктюрн» (1966). Пронзительная история любви француженки Иветты и латыша Жоржа на фоне последних дней Испанской республики.
Еще более сильной работой актрисы стала роль Зоси в одноименной картине режиссера Михаила Богина «Зося» (1967). Вновь война, и вновь любовь, как доказательство античеловечности кровопролития. Вот выдержка из книги «Актеры зарубежного кино» («Искусство», 1976 год): «Темная, страшная картина ближнего боя. Мелькают руки, ноги, кто-то падает, хрипит. И сразу — светлый, ослепительно яркий день передышки. Река, играющие на солнце капли, теплый песок. И девушка... Сама - словно этот день. Стройная, крепкая фигурка, босые ноги. Как ласкова к ним земля. Как легко идти по тропинкам сада. Вот сорвала с дерева яблоко, надкусила его. Оно сочное, вкусное. Пошла дальше. Да, она знает, что красива, видит, как любуется ею этот симпатичный, но такой робкий парень (Михаил - Юрий Каморный), она спиной, плечами чувствует его взгляд - и еще легче становится ее походка, и ямочки улыбки непроизвольно появляются на щеках. В фильме Зося говорит мало - и необычайно много: глазами, губами, походкой, каждым движением. Как выразительна ее улыбка - в ней то насмешка, то обида, то нежность, то кокетство, то радость, то скрытая грусть».
А вот как там же описывается встреча Зоси с комбатом Виктором Байковым (Николай Мерзликин): «У Виктора Байкова по молодости лет - никаких колебаний. Все в жизни ясно. И Виктор начинает: «Бога нет. Это установлено. У нас девушка, вроде Зоси, постыдилась бы ходить с крестиком». О, как изменилось лицо Зоси! Красивая, надменная Зося демонстративно вытащила крестик наружу. И замерла в своем гордом возмущении. Кто-то смеет диктовать ей, как поступать, во что верить, что думать! Какой это сейчас истинно польский характер! Поэтичная, нежная и в то же время сильная, смелая, она кажется одновременно и Зосей Мицкевича и Зосей наших дней».
Маруся «Огонек» и другие роли
Популярность Поле Раксе в Советском Союзе принесли не только картины «Ноктюрн» и «Зося», но и знаменитый польский телесериал «Четыре танкиста и собака». Конечно же, сериал, рассказывающий о событиях Великой Отечественной войны, а именно об освобождении советскими войсками Польши, был идеализирован и наивен, но среди советских и польских зрителей он имел огромный успех. Особую любовь вызывала героиня Поли Раксы - медсестра Маруся по прозвищу Огонёк – обаятельная, чистая девушка.
В сериале «Четыре танкиста и собака» Поля Ракса снималась до 1970 года. Параллельно были и другие, гораздо менее удачные, работы в польском кино: Ханя в картине Марии Каневской «Бич божий» (1967), Мариола Бронска в фильме Станислава Барея «Случай с песенкой» (1969), Кама в фильме Ержи Зажицкого «Погоня за Адамом» (1970) и др. Режиссеры эксплуатировали ее красоту, мягкость и женственность, но предложить серьезного материала не могли. В результате все это терялось в слабых сюжетах и искусственных построениях.
70 - 90 годы
Пола Ракса была замужем за режиссером и оператором Анджеем Костенко, от этого брака у нее сын Мартин.
После 1970 года Поля Ракса снималась в кино все реже и реже, перейдя на небольшие роли и эпизоды, вела программы на телевидении, иногда выходила и на театральную сцену, удивляя сохранившимся юным обликом.
В начале 90-х Пола Ракса порвала с кино, актрису увлекла другая сфера - мода. Теперь она успешно занимается дизайном одежды - придумывает коллекции для детей и вечерние наряды.
В 1993 году исполнила роль матери Агаты в фильме Марека Пивовского "Uprowadzenie Agaty".
Поля Ракса -
Фильмография:1993 Похищение Агаты / Uprowadzenie Agaty ... Agatas Mother
1987 Tulipan (сериал) ... Barbara Kubicka
1983 Elveszett illuziok ... Daniel baratnoje
1981 Nic nie stoi na przeszkodzie ... Irena
1980 Aria dla atlety ... Cecylia
1970 Pogon za Adamem ... Kama
1975 Oszlopos Simeon
1974 Снегопад | Hoszakadas ... Lengyel partizanlany
1969 Приключение с песенкой / Adventure with a Song … Мареля Броньская, певица
1967 Paryz - Warszawa bez wizy
1967 Bicz bozy ... Hania
1966 - 1970 Четыре танкиста и собака / Czterej pancerni i pies (сериал) … Маруся "Огонёк"
1966 Ноктюрн … Иветта
1966 Зося … Зося
1965 Рукопись, найденная в Сарагосcе / Rekopis znaleziony w Saragossie … Инезилья, сестра Пашеко
1965 Пепел / The Ashes .. Хелена де Витт
1965 Капитан Сова идет по следу / Kapitan Sowa na tropie (сериал) ... Zuzanna Gawlik
1965 Голубая комната / Blekitny pokoj (ТВ) ... Izabella
1964 Рукопись, найденная в Сарагосе / Rekopis znaleziony w Saragossie ... Inezilia
1964 Девушка в окошке / Panienka z okienka … Хедвига
1964 Беата / Beata … Беата Клосович
1964 Rozwodow nie bedzie ... Krysia
1963 Ich dzien powszedni
1962 Клуб холостяков / Klub kawalerow … Марина
1962 Взорванный мост / Zerwany most
1961 Действительность / Rzeczywistosc … Чепулонис
1960 Сатана из седьмого класса / Szatan z siodmej klasy ... Wanda Gasowska