Ежи Кавалерович -
Биография:Родился Ежи Кавалерович 19 января 1922г. в маленьком провинциальном украинском местечке Гвоздеве (Гвозджец) в интеллигентной семье. Традиционным в семье было увлечение живописью. Его дядя был профессиональным художником и после смерти оставил племяннику палитру, мольберт и краски. Так Ежи рано пристрастился к рисованию. В городке не было ни театра, ни музеев, поэтому живопись восполняла раннее увлечение юноши искусством. Позже, по окончании гимназии он приезжает в Краков, где поступает в Художественную академию. Уже в академии увлекается киноискусством и одновременно посещает занятия во вновь организованном киноинституте. В 1947г. поступает ассистентом режиссера на съемки польского фильма «Запрещенные песенки». В 1951г. вместе с Казимежом Сумерским снимает свой первый фильм «Громада», в котором отчетливо проявился интерес Кавалеровича к вопросам формы в кино. Но никогда игра пластическими формами не привлекала режиссера сама по себе и никогда, экспериментируя, он не оказывался в положении художника, отделенного от зрителя пропастью. «Я хочу, чтобы зритель не слушал меня, а думал вместе со мной о жизни». Эти слова станут формулой его творчества. В каждой новой работе он не только будет искать форму, наиболее соответствующую материалу, но и новые возможности «сотворчества» с зрителем.
Ежи Кавалерович с поразительной быстротой завоевал признание и на родине, и далеко за ее пределами. Каждый его последующий фильм оказывался лучше, искуснее, тоньше и очень отличался от предыдущих. Творчестве Кавалеровича – пример мастерства, которое непрерывно возрастало. С каждым новым фильмом усложнялся его язык, совершенствовалась форма произведений. Но никогда последняя не становилась в его фильмах самоцелью и не довлела над содержанием. Между зрителем и режиссером никогда не возникало непонимания. Он всегда была любим зрителями, а его фильмы всегда шли при переполненных залах. И не только в Польше.
Фильмография Ежи Кавалеровича не так уж велика, всего около 20 фильмов. Но среди них такие блестящие картины, как «Тень» /1956/, «Настоящий конец большой войны» /1958/, «Поезд» /1959/, «Мать Иоанна от ангелов» /1962/, «Фараон» /1966/, «Смерть президента» /1978/, «Камо грядеши?» /2001/.
В фильме «Настоящий конец большой войны» (у нас в стране он демонстрировался под названием «Этого нельзя забыть») рассказывается история человека, который через несколько лет после окончания войны возвращается к жене из концентрационного лагеря, больной эпилепсией, немой, с провалами в памяти, но с нормальным мышлением. Жена борется между чувством долга перед мужем и любовью к другому мужчине. Старая домработница преданно любит больного и ненавидит жену за ее, как она думает, эгоизм в отношении к мужу. Герои бьются в ситуации без выхода, разрываясь между обязанностями, моральным долгом и чувствами. Любовь к людям, ненависть к войне и искренняя озабоченность человеческим счастьем – эти чувства пронизывают фильм и в них главное его достоинство. Фильм проникнут также чувством поразительной безысходности. Для героев фильма конец войны так и не наступил. Название фильма звучит как предостережение людям. Главные роли в фильме блестяще исполнили Люцина Винницка и Роланд Гловацкий. Эта роль у Люцины Винницкой была второй в кино. В дальнейшем она стала создательницей многих женских образов в фильмах Кавалеровича.
Действие фильма «Поезд» происходит в спальном вагоне поезда, везущего к морю на отдых группу горожан. В фильме нет единой, связной сюжетной линии. Кавалерович виртуозно ведет рассказ, беспрерывно прерывая и переплетая различные сюжетные линии, добавляя все новые черточки к характеристикам героев, находя все новые и новые приметы места и времени, тонко влияющие на развитие действия и поступки персонажей. Как невозможно пересказать музыку, так же невозможно словами передать тончайшие нюансы актерской игры Люцины Винницкой, Леона Немчека, Збигнева Цибульского. Героев фильма очень много, и каждый из них несет определенную задачу в раскрытии своеобразного среза польского общества. Кавалерович убедительно вскрывает психологию каждого из пассажиров поезда, иногда с помощью точно найденной детали, а иногда с помощью сложной системы образных средств. «Поезд» – это чисто режиссерский фильм. Как, впрочем, и все фильмы Кавалеровича. Режиссер обращается к ассоциативному мышлению зрителей. Он признавался, что не стремился к показу в «Поезде» «больших идей»: «Я снимал фильм только о чувствах, о мимолетных контактах, рождающихся у людей, об общности, появляющейся даже за одну ночь». Режиссер говорит, что ему хотелось привлечь внимние зрителей к некоторым, обычно стыдливо умалчиваемым вопросам. Этот фильм Кавалеровича, как впрочем и большинство его фильмов, не кончается в кинозале. Мысли о нем уходят вместе с зрителем.
Свой следующий фильм – «Мать Иоанна от ангелов» – Кавалерович поставил в тот период в польском кинематографе, когда шли интенсивные поиски ответов на вопросы, поставленные современностью. Как и большинство польских режиссеров, Кавалерович искал причины душевного неблагополучия людей. И он ставит диагноз современной душевной болезни поляков, дав бой самому мрачному и злобному из того, что гнетет их. В интервью журналу «Искусство кино» Кавалерович так сказал об этой своей картине: «В фильме сталкиваются две силы: любовь и вера, и в этом заключается трагедия его героев. Религиозная вера убивает челевеческую любовь». Кавалерович выступает против церкви и религиозного мышления, а не против Бога или его служителей, он выступает против убеждения некоторых людей в превосходстве веры над разумом. Фильм очень необычный, сложный и многослойный. Замысел картины вынашивался в течение нескольких лет, в нем выверен каждый кадр и сделан он с виртуозной легкостью. Это фильм высокого общественного звучания. В основу фильма положена повесть Я.Ивашкевича. И в повести, и в фильме герои – исторические лица. Реальных прототипов имели и Иоанна, и иезуит Сурин. Историческая Иоанна Бельтцер – горбунья, дочь очень состоятельных родителей, постриглась в монастыре урсулинок недалеко от Парижа. Вскоре она объявила, что по ночам ее посещают для плотского греха некий ксендз Грандье и насланные им дьяволы. По приказу кардинала Ришелье ксендз был арестован и заживо сожжен. Иезуит Сурин был тем, кто изгонял из Иоанны дьяволов. Иоанна скончалась в монастыре, больная и физически, и психически. Кавалерович никак не изменил исторические факты. Действие фильма также происходит в монастыре. Роль Иоанны исполняет любимая актриса режиссера, Люцина Винницка, выявившая в этом фильме новые грани своего таланта. Если в предыдущем фильме она живописует свою героиню очень тонко, еле заметными нюансами актерской игры, то в фильме «Мать Иоанна от ангелов» ее игра отличается широкими жирными мазками, порой переходящими почти в графику. Режиссер и актриса создают на экране несломленный характер. В отличие от Иоанны Ивашкевича, героиня Винницкой здорова физически и нравственно. Это умная и прекрасная женщина. Она вынуждена подчиняться законам, обязательным в ее мире. Но она не хочет и не может быть рабой. В 1966г. фильм получил специальный приз на Каннском кинофестивале.
Фильм «Фараон» – это экранизация одноименного романа знаменитого польского романиста Болеслава Пруса. Режиссер очень современный, Кавалерович обратился к прошлому только для того, чтобы с его помощью подумать о проблемах современной ему Польши. Фильм дает ему возможность разобраться в механизме политики и власти и выступить против лицемерия в жизни и политике. Особенно его заинтересовала тема борьбы фараона с жрецами за власть. В одном из интервью он отметил, что, приступая к съемкам, он понимал, что фильм будет очень злободневным. При этом он имел в виду убийство президента Кеннеди. Режиссер считал, что зрители непременно проведут параллель между смертью Кеннеди и убийством фараона, организованным хранителями золота, и его фильм многое поможет им понять.
После «Фараона» Кавалерович снял фильмы «Игра» /1968/, «Маддалена» /1971/ и «Смерть президента» /1978/. Замысел последнего фильма он вынашивал в течение 30 лет. Действие картины происходит в 1922г. и основано на подлинных исторических документах. И опять тема: – политика, государство и власть. Разбираясь в событиях давно прошедших дней, режиссер постоянно думает о современной Польше. Время не позволяло ему честно и прямо говорить о том, что его тревожило и волновало в Польше, которую он очень любил. Будучи мастером высокого класса, Кавалерович все же сказал в фильме все, о чем думал, и зрители его поняли. В 1979г. фильм получил «Серебряного медведя» на Международном кинофестивале в Берлине.
Последняя работа кинорежиссера, фильм «Камо грядеши?» /2001/ – экранизация романа польского писателя Генриха Сенкевича. Оставаясь верным букве романа, Кавалерович создает масштабное произведение, посвященное теме возникновения христианства в Древнем Риме. Прекрасные актеры, мастерски снятые массовые сцены, блестящее использование цвета сделали фильм очень популярным. Он был показан во многих странах мира.
Умер Ежи Кавалерович 27 декабря 2007г. Похоронен в Варшаве.
Ежи Кавалерович -
Фильмография: