Гари Олдман -
Биография:Наверняка, все помнят сцену из фильма Джерри Закера "Призрак", где души умерших "входят" в тело медиума. Это впечатляет: медиум моментально преображается, говорит голосом ушедшего в мир иной, меняются мимика и жесты. Казалось бы, стоит ее загримировать - и перед нами окажется тот человек, чья душа уже давно отлетела. Примерно такие же чувства вызывают герои, сыгранные Гари Олдманом: степень его перевоплощения настолько велика, что зрители видят перед собой не актера, надевшего маску, но человека - Бетховена, Сида Вишеса, графа Дракулу. Постичь этот феномен просто невозможно - потому зрители не могут понять, где кончается роль и начинается сам актер. Это создало ореол недоступности и загадочности, окружающий личность актера. Журналисты ищут объяснение его таланту в склонности к алкоголизму, приписывают ему шизофрению, называют его нелюдимым, скрытным, вспыльчивым неудачником. Список этих нелестных эпитетов можно продолжить. Но наша цель - попытаться узнать Олдмана настоящего, заглянуть за туманную завесу секретности, созданную людьми, может быть, в рекламных целях…
Надо сказать, сам Олдман ничего не скрывает. Он - прямолинеен, любит давать интервью, отвечает на самые каверзные вопросы и не пытается изобразить из себя суперзвезду. Он полностью свободен от рамок имиджа и не стыдится своего прошлого, богатого разными событиями, среди которых есть и такие, о которых предпочитают не говорить вслух.
Детство Олдмана прошло в квартале Нью-Кросс (Лондон), где он родился 21 марта 1958 года. Его мать была домохозяйкой, а отец - сварщиком. После рабочего дня отец не спешил домой, а просиживал в пабе до позднего вечера, напивался, возвращался семью и сразу шел спать, не обращая внимания на сына и дочерей. Жизнь текла вяло, однообразно, и мальчику казалось, что в Нью-Кроссе никогда ничего не меняется: все отцы пьют и работают, а матери занимаются домом. Вскоре сестры вышли замуж и разъехались, и Гари с ужасом заметил, что и их супруги своим поведением ничем не отличаются от отца: то же равнодушие и пристрастие к выпивке.
Однажды Гари попросил купить ему пианино и стал брать уроки музыки у старушки, жившей неподалеку. Увлечение музыкой было так сильно, что он мечтал стать вторым Шопеном - много читал о композиторе, разучивал его произведения. В юности Гари проникся творчеством Битлз - у него даже была гитара с портретами музыкантов. Иногда он хотел стать таким, как Леннон.
В это время ему очень помогал Роджер Уильямс - руководитель школьной драматической студии, где Гари давно и успешно занимался. Он видел в Олдмане способности и мягко старался направить юношу к миру театра: Уильямс водил его на спектакли, знакомил с актерами. Наконец, после спектакля с Малкольмом Макдауэллом в главной роли, Гари понял, что хочет стать актером и играть так же, как он. Однако первая же попытка поступить в Королевскую академию драмы закончилась провалом. На прослушивании именитые педагоги тактично намекнули, что театр - не место для Олдмана. Но такое препятствие не могло остановить Гари, чувствовавшего призвание к актерскому искусству. И он поступил, с помощью Уильямса, в колледж в Ситкопе.
Гари был прилежным и нелюдимым студентом. В первых же постановках и капустниках он заявил о себе, как о талантливом актере. Казалось, все грани между ним и зрителем стираются - благодаря Гари, весь зал буквально втягивался в действие на сцене. Но едва представление заканчивалось, Олдман снова отделялся от своих сокурсников невидимой стеной. Он не участвовал в вечеринках, но зато серьезно думал о будущем: ходил на кастинги, пробовался на роли, составлял и рассылал резюме, и, закончив с красным дипломом колледж, сразу устроился на работу в театр Глазго. Все знакомые видели в нем киноактера, все, но только не сам Гари. И, когда режиссер Алекс Кокс предложил ему роль Сида Вишеса в картине "Сид и Нэнси" (1986) - Олдман отказался, мотивируя это тем, что видит себя только в театре, а съемками в кино и панк-движением совсем не интересуется. Актеры крутили пальцем у виска, но Гари упорствовал. Согласился он только потому, что прельстился на небывалый для него гонорар - 35000. Вскоре деньги отодвинулись далеко на второй план. Чем дольше он работал над ролью, тем сильнее убеждался - кино дает огромные возможности для совершенствования!
Сид Вишес нравился ему, как нестандартный человек, бунтарь, но роль казалась примитивной и плоской. Много потребовалось усилий со стороны Олдмана, чтобы вдохнуть жизнь в экранный образ. Работа над фильмом открыла для Гари целый мир - с его подачи изменили концовку фильма, что дало ему почувствовать себя "немножко режиссером". После выхода картины, Олдману сразу предложили сыграть роль драматурга-гея Джо Ортона в фильме "Навострите ваши уши" (1987). Роль оказалось скандальной - в одном из эпизодов Гари пришлось целоваться с мужчиной, что, однако, актера ничуть не смутило - в дальнейшем он даже прикалывался над этим фактом, намекая, что получил бесценный опыт, узнав, что чувствуют девушки, когда любимый небрит.
Олдмана захлестывали предложения, карьера двигалась вперед, и в 1992 году его пригласил Фрэнсис Форд Коппола на роль Дракулы в самой романтичной экранизации знаменитого романа Брэма Стокера, где за уникальной способностью актера перевоплощаться, зритель не замечает титанического труда, который вложен в главную роль. После "Дракулы" даже не поворачивается язык сказать, что знаменитый граф может быть другим. Олдман проник в суть замысла автора романа, он сделал так, что зритель видит не только злобного вампира, но и несчастного влюбленного, проклятого Небесами и потерявшего надежду на прощение. Гари вложил всего себя в образ, благодаря этому получился настоящий шедевр - и вместе с тем на актера плотно навесили ярлык "злодея". После этого на него посыпались предложения играть только отрицательных личностей. Олдмана это озадачило - ведь он видел себя и в комическом амплуа, мечтал сыграть с Джимом Кэрри. Однако появившаяся задумка снять свое кино заставляла его соглашаться на роли злодеев. Вскоре этот ярлык перешел и на саму личность Гари, чему способствовало еще и наследственное пристрастие к алкоголю.
Актер долго не хотел лечиться и не осознавал, что болен - он выпивал по литру водки в день, при этом постоянно снимаясь в кино и ведя активную светскую и семейную жизнь. Выпивка даже стимулировала его, он не замечал, что катится в пропасть. Первая жена, Лесли Менвилл, подарившая Олдману сына Элфи, подала на развод. Брак с Умой Турман так же закончился разрывом. Вскоре у Гари начались проблемы со здоровьем и памятью.
Энтони Хопкинс, на собственном опыте знающий, что такое алкоголизм, видел, как опускается Олдман, но помочь ничем не мог. Он понимал, что светская жизнь, которой вынужден жить Гари в Голливуде, мучает и убивает актера. Первым серьезным "звоночком" стало для Гари проблема с текстом роли на съемках "Алой буквы" (1995). Этот факт и уговоры его новой подруги Изабеллы Росселини, сыгравшей с ним в биографической ленте о Бетховене "Бессмертная возлюбленная" (1994) сделали свое дело - Гари отправился в клинику. Тут он понял, что спокойно лечиться ему не дадут журналисты, уже вовсю трубившие об этом. И Гари не стал прятаться. Он соглашался на интервью и рассказывал со всеми подробностями об особенностях жизни на последней стадии алкоголизма. И это внушает уважение к личности актера. Только сильные духом могут признаваться в своих ошибках. В клинике он нашел родственную душу: Донью Фиорентино, фотографа. Роман с Изабеллой был закончен, и у Олдмана появилась новая семья и еще два сына. Но и это счастье продолжалось недолго: Донья решила разойтись с Гари по личным причинам.
Неурядицы в личной жизни совсем не мешают актеру творить. Он активно пробует себя на режиссерском поприще. Дебютом Олдмана стала картина "Ничего через рот" (вариант перевода "Не глотать"), рассказывающая о жизни в Нью-Кроссе. Гари словно хотел освободиться от мучительных воспоминаний, потому он воплотил в своем фильме картины детства, только в более черных красках: пабы, пьянство, равнодушие, разбитая семья, непонимание. Семья Олдмана приняла горячее участие в фильме: его мать озвучивала песню, которую исполняет героиня, а одна из сестер получила роль в этой картине. Прямо скажем, фильм очень жесткий, реальный, без прикрас - как сама жизнь. Главная идея заложена в названии "Ничего через рот" - такая надпись помещается в картах больных, которым лекарства, питательные растворы вводятся только внутривенно. Этим Гари иронично характеризует жизнь в Нью-Кроссе: люди сильно ограничены в общении, тем самым создают себе лишние сложности. Для того чтобы картина увидела свет, Олдман вложил в нее много своих денег. Может быть, помимо долгожданного катарсиса Гари мечтал рассказать людям о себе, чтобы развеять все домыслы, мешающие им воспринимать реального Олдмана?
Картина получила признание Британской Академии независимых фильмов и на Каннском фестивале. И в дальнейшем Олдман намерен снимать только правдивое кино.
Многие актеры гнушаются съемками в дешевых фильмах или рекламе, считая это "черной работой", но не таков Олдман. Он не думает, что на его таланте негативно скажутся подобного рода съемки, а на имидж и престиж ему попросту наплевать. Потому актер открыто заявляет, что, если будут вновь нужны деньги на задуманный им фильм, он будет сниматься и в рекламе.
Такого актера, как Гари Олдман нельзя втиснуть в общепринятые рамки, потому его истинное лицо зачастую ускользает от людей. Каждый, кто общался с ним, отмечает что-то свое. Так, Изабелла Росселини находит его тонкой натурой, стеснительным и деликатным. Хопкинс считает Олдмана бунтарем, Голливудские компании в один голос заявляют о его резкости в суждениях, пунктуальности и ответственности к выполняемой работе. Нельзя однозначно судить о Гении, а именно так можно охарактеризовать актера, создавшего целую субкультуру, "оживившего" Бетховена, Вишеса, Дракулу и вместе с тем относящегося к своим свершениям, как к работе, которую можно выполнить еще лучше.
Мечта Олдмана сыграть в комедии сбылась: в 2004 году его компания сняла фильм "Дохлая рыба", где Гари играет киллера, который благодаря необычным обстоятельствам, вдруг влюбляется и с удивлением обнаруживает в себе желание воспитывать детей, а ничего не подозревающий романтичный молодой человек окунается в жизнь "плохих парней". Ясно, что ни тот, ни другой не способны существовать в "чужой шкуре". В этом - источник сарказма самой жизни. И Олдман подшучивает, в первую очередь, над собой в своем новом амплуа - продюсера и комедийного актера.
Гари Олдман -
Фильмография:2014 Рассвет планеты обезьян / Dawn of the Planet of the Apes
2014 Робокоп / RoboCop ... Dr. Robert Norton
2013 Monster Butler ... Wiggy
2013 Паранойя / Paranoia ... Nicholas Wyatt
2012 Темный рыцарь: Возрождение легенды / The Dark Knight Rises ... Commissioner Gordon
2012 Самый пьяный округ в мире / Lawless ... Floyd Banner
2011 Пушки, телки и азарт / Guns, Girls and Gambling ... Elvis
2011 Шпион, выйди вон! / Tinker Tailor Soldier Spy ... George Smiley
2011 Гарри Поттер и дары смерти: Часть II / Harry Potter and the Deathly Hallows: Part 2 ... Sirius Black
2011 Красная Шапочка / Red Riding Hood ... Solomon
2009 Книга Илая / The Book of Eli ... Carnegie
2009 Рождественская история / A Christmas Carol ... Bob Cratchit / Marley / Tiny Tim
2009 Take Flight: Gary Oldman Directs Chutzpah
2009 Rain Fall ... Holtzer
2009 Нерожденный / Unborn, The ... Rabbi Sendak
2008 Темный рыцарь / Dark Knight, The ... Gordon
2007 Гарри Поттер и орден Феникса / Harry Potter and the Order of the Phoenix ... Sirius Black
2006 Лес теней / Bosque de sombras ... Paul
2005 Гарри Поттер и кубок огня / Harry Potter and the Goblet of Fire ... Sirius Black
2005 Бэтмен: Начало / Batman Begins ... Jim Gordon
2004 Дохлая рыба / Dead Fish ... Lynch
2004 Кто Кайл? / Who's Kyle? ... Scouse
2004 Гарри Поттер и узник Азкабана / Harry Potter and the Prisoner of Azkaban ... Sirius Black
2003 Месть / Sin (видео) ... Charlie Strom
2003 Маленькие пальчики / Tiptoes ... Rolfe
2002 Сделка с Дьяволом / Beat the Devil ... Devil
2002 Трасса 60 / Interstate 60 ... O.W. Grant
2001 Ганнибал / Hannibal ... Mason Verger
2001 Младенец на прогулке 2 / Nobody's Baby ... Buford Dill
2000 Претендент / Contender, The ... Shelly Runyon
1999 Иисус. Бог и человек / Jesus (ТВ) ... Pontius Pilate
1998 Затерянные в космосе / Lost in Space ... Dr. Zachary Smith
1997 Самолет президента / Air Force One ... Ivan Korshunov
1997 Пятый элемент / Fifth Element, The ... Jean-Baptiste Emanuel Zorg
1996 Баския / Basquiat ... Albert Milo
1996 - 1999 Трейси принимает вызов / Tracey Takes On... (сериал) ... Hairdresser
1995 Алая буква / Scarlet Letter, The ... Rev. Arthur Dimmesdale
1995 Убийство первой степени / Murder in the First ... Milton Glenn
1994 Бессмертная возлюбленная / Immortal Beloved ... Ludwig van Beethoven
1994 - 2004 Друзья / Friends (сериал) ... Richard Crosby
1994 Леон / Lеon ... Stansfield
1993 - 1995 Падшие ангелы / Fallen Angels (сериал) ... Pat Keiley
1993 Ромео истекает кровью / Romeo Is Bleeding ... Jack
1993 Настоящая любовь / True Romance ... Drexl Spivey
1992 Дракула / Dracula ... Dracula
1991 Глава дома / Heading Home (ТВ) ... Ian Tyson
1991 Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе / JFK ... Lee Harvey Oswald
1990 Генри и Джун / Henry & June ... Pop
1990 Состояние исступления / State of Grace ... Jackie Flannery
1990 Розенкранц и Гильденштерн мертвы / Rosencrantz & Guildenstern Are Dead ... Rosencrantz
1989 Чаттахучи / Chattahoochee ... Emmett Foley
1988 Банда / Firm, The (ТВ) ... Bex Bissell
1988 Мы думаем только о тебе / We Think the World of You ... Johnny
1988 Преступный закон / Criminal Law ... Ben Chase
1988 Путь 29 / Track 29 ... Martin
1987 Навострите ваши уши / Prick Up Your Ears ... Joe Orton
1986 Сид и Нэнси / Sid and Nancy ... Sid Vicious
1986 Честный, порядочный и правдивый / Honest, Decent & True (ТВ) ... Derek Bates
1984 Тем временем / Meantime (ТВ) ... Coxy
1984 Парень Моргана / Morgan's Boy (ТВ) ... Colin
1983 - 1989 Драмарама / Dramarama (сериал) ... Ben
1982 Воспоминания / Remembrance ... Daniel
1979 - 1993 Тихая пристань / Knots Landing (сериал) ... Don Ross