Клод Лелуш -
Биография:Клод Лелуш, французский режиссер и продюсер. Еще в детстве получил в подарок игрушку — 8 миллиметровую камеру. С тех пор с ней не расстается.
Клод Лелуш родился 30 октября 1937 года в Париже. Дебютировал в качестве оператора короткометражных фильмов. В 13 лет получил приз конкурса дебютов на Каннском кинофестивале. В 1956 году Клод Лелуш стал автором репортажа об СССР «Когда поднимается занавес», снятого им скрытой камерой, который был куплен для показа по французскому телевидению. Дебютная режиссёрская работа в полнометражном кино — «Человеческая сущность» (1961) — особого успеха не имела.
На съёмках фильма «Летят журавли» в качестве ассистента оператора в течение двух дней работал молодой, никому не известный кинолюбитель из Франции, приехавший в Москву с туристической группой и случайно попавший на киностудию «Мосфильм». Впоследствии он стал известным кинорежиссёром. Его имя — Клод Лелуш"Кто режиссер этого фильма? А, Лелуш? Что, опять кино про немыслимо красивую любовь?" Но Клод Лелуш снял более тридцати полнометражных картин, причем не только про любовь.
Помимо любовно-мелодраматических историй ("Жить, чтобы жить", "Человек, который мне нравится") и приключенческих картин (детектив "Хулиган", удостоенный престижной премии "Давид" Донателло"; "Смик, смак, смок", сатирический фильм "Приключение есть приключение"), Лелуш также сделал фильм-памфлет "Жизнь, любовь, смерть". Он дал понять, что не чужды ему и некие идейно-философские претензии, но фильм "Добрый и злые" покритиковали за "тенденциозное изображение" французского движения Сопротивления, а фильм "Брак" - за мизантропические мотивы.
Лелуш решил более не спорить с веком, а переключиться на абстрактно-философские понятия, коими приправлены его поздние картины. В советском прокате была его картина "Эдит и Марсель", рассказывающая о подлинном романе Эдит Пиаф и известного боксера Марселя Сердана, оказавшемся последней любовью в ее и его жизни (здесь, в отличие от большинства картин Лелуша, финал был печальный), а на конкурсном экране Московского МКФ 1985 года - фильм "Уйти, вернуться", в котором Лелуш почти серьезно пытался убедить зрителей в том, что переселение душ таки да, существует, и встреча через сорок лет с родственником, погибшим во время войны, вполне возможна, только надо спокойнее переносить то обстоятельство, что душу теперь прописали в другое тело, посему прежние отношения в прежней форме не могут быть возобновлены (сам Лелуш, между прочим, в переселение душ верит.) Зрители приняли картину весьма равнодушно, а критики - дружно обсмеяли. Лелуш нередко делал героями своих картин французских евреев, страдающих в годы войны от нацизма, а в мирное время - от чрезмерного богатства, ставящего человека в исключительное положение и обрекающего его на жизнь в кругу подлых и алчных подхалимов. Стоял ли за этим личный жизненный опыт Клода Лелуша, испытавшего немало превратностей судьбы: побывавшего на вершине славы, но не удержавшегося там; благополучного, но не ставшего признанным мэтром? Вполне возможно.
Клод Лелуш, начинавший в свое время как кинодокументалист, неоднократно использовал навыки, приобретенные в годы первых рекламно-документальных опытов: умение "раскрепостить" исполнителей, обходиться без дорогостоящих павильонных декораций, снимать ручной камерой, творчески "обыгрывать" особенности изображения при использовании высокочувствительных пленок. Но вернуться к документалистике он и не смог, и не захотел. Отчасти - из-за того, что в сознании миллионов зрителей и тысяч киноманов имя Клода Лелуша неотделимо от его лучшей картины "Мужчина и женщина", которая принесла ему мировую известность, каннскую "Золотую пальмовую ветвь" и два "Оскара". Картина также породила массу фильмов-эпигонов, среди которых были, увы, и ... последующие произведения самого Лелуша.
Лелуш, надо заметить, всегда был хорошим производственником: снимал быстро, дешево и сердито, вложенные в его фильм деньги не пропадали зря, даже если картина не имела особого успеха в широком прокате. Но он, похоже, так и не понял, в чем секрет его же собственного лучшего фильма, в чем загадка успеха. А ответ, как сказал бы тут герой песни Высоцкого, "ужасно прост, и ответ - единственный".
Картина "Мужчина и женщина" как бы соединила в себе стилистику картин "новой волны" (отсутствие сюжета как action, длинные безмолвные планы, полные многозначительности, нередко - мнимой), и в то же время - простое человеческое содержание. То есть - соотношение кинематографической "высокой моды" и потребностей нормального живого человека в оптимальной пропорции. Больше у Лелуша так не получалось, хотя он не "закоснел" в шестидесятых годах, а, напротив, всегда старался снимать так, чтобы картина соответствовала своему времени (в частности, когда началась мода на "ретро", Лелуш одним из первых на нее откликнулся). В начале поздних фильмов Лелуша обычно стоит эпиграф и посвящение: автор как бы стремится перенести на экран классические традиции литературы. Однако Лелушу так и не удалось вторично "попасть в жилу". Но он, по-видимому, отнесся ко всему этому философски. Лелуш нашел себя в бизнесе: он является продюсером или сопродюсером (часто - и оператором) своих картин, пишет также сценарии и диалоги. Ему принадлежит не только его собственная студия "Les Films 13", но и и крупный зрелищный комплекс. Поздние фильмы Лелуша снимались, как правило, с участием телевизионных денег: осторожный Лелуш, боясь возможных неудач в прокате, решил, что телевидение в качестве сопродюсера уж как-нибудь да покажет свою же картину в хорошее время, и не ошибся.
Одна из жен Лелуша, Мари-Софи (в титрах она часто фигурирует как Marie-Sophie L.), исполнила главные роли в его картинах конца восьмидесятых-начала девяностых годов. Кстати, Клод Лелуш всегда придавал большое значение хорошему актеру: в его фильмах снимались многие "звезды" французского кино: Анук Эме, Жан-Луи Трентиньян, Жан-Поль Бельмондо, Анни Жирардо, Жак Брель, забытые ныне Мари Деа, Мишель Морган и Николь Курсель; Серж Реджани, Катрин Денев, Жак Дютрон, Жан-Клод Бриали, Лино Вентура, Ришар Боринже. Сейчас многие крупные французские киноактеры перестали сниматься в кино - не только потому, что состарились, но и потому, что играть то, что предлагают современные режиссеры, им совершенно неинтересно. На этом фоне могут существовать менее яркие фигуры, среди коих Мари-Софи Л., кстати, весьма недурная собою особа, казалась отнюдь не полной бездарью. Это, впрочем, не помешало Лелушу растаться с ней: Алессандра Мартинес заменила Мари-Софи Л. и в качестве жены, и в качестве актрисы.
Между прочим, Клод Лелуш, по некоторым данным разведки - потомок наших с вами соотечественников, фамилия коих была Лелюшенко! Ничего не поделаешь. Страна, которая дает талантливому человеку возможность проявить свое творческое "я", становится его страной. (Ведь и Чаплин, который родился в Великобритании, умер во франкоязычной Швейцарии и никогда не считал себя американцем, все же стал американским кинематографистом, что, сами понимаете, пересмотру не подлежит.) Снимать кино (любительское, конечно) Клод Лелуш начал в возрасте 13 лет и свою первую каннскую награду получил за фильм "Зло века" (правда, это был фестиваль любительских фильмов). В 1956 году Клод Лелуш стал профессиональным режиссером: снял несколько телевизионных короткометражек, в 1957 году - запечатлел эпоху хрущевской "оттепели" в документальном фильме "Когда занавес поднимается". После прохождения воинской службы в 1957-60 г.г. Лелуш снял еще десять заказных короткометражек для армейского кинокомитета (самой известной из них стала картина "Спасите вертолет"). Деньги на свой первый игровой фильм "Человеческая сущность" Лелуш попросил у родителей, после чего ему пришлось снять аж 200 заказных короткометражек - очевидно, для того, чтобы рассчитаться с долгами. Затем Лелуш перешел в игровое кино.
Коллеги-кинематографисты порой склонны считать Лелуша просто каким-то киноманьяком: ведь он в молодые годы не расставался с кинокамерой: иногда таскал ее с собой даже на званые вечера. И сейчас, когда кино, по-видимому, приносит Лелушу уже не такие доходы, как раньше, он по-прежнему верен идеалам своей ушедшей молодости: снимай всегда, снимай везде, снимай, хоть царапай, как курица лапой... Клод Лелуш даже признался однажды: "Я обожаю фиксировать на пленку окружающую нас действительность - такую, как есть, без прикрас. Я так люблю правду. Наверное, потому, что в прошлой жизни я был отпетым вруном..."
Художнику, впрочем, свойственно видеть мир не совсем таким, каков он есть, и показывать его соответственно. Посему простим Лелушу то, что нам в нем не нравится. Кто знает, может быть, в следующей жизни он будет менее благополучным, но более талантливым?
Клод Лелуш -
Фильмография: