Беньямин Кристенсен -
Биография:Беньямин Кристенсен был младшим из двенадцати детей богатого и влиятельного торговца мануфактурой из Виборга.
Окончив престижную гимназию, юный Беньямин отправился в столицу изучать медицину.
Однако медицинской карьере не суждено было сбыться – виной тому красивый природный голос Кристенсена. Однажды его пение случайно услышал известный датский оперный исполнитель. Он посоветовал студенту-медику профессионально заниматься вокалом. Следуя этому совету, Кристенсен совершил первый крутой порот в своей судьбе - бросил университет и в 1901 году поступил в училище датского Королевского оперного театра. Параллельно Кристенсен изучал драматическое искусство.
Дебют на оперной сцене состоялся в 1902 году. Во время представления оперы Моцарта "Дон Жуан" (Кристенсен исполнял партию Мазетто) у молодого исполнителя возникли проблемы с голосом – в горле образовался ком, голос ослаб. Врачи решили, что причиной стал нервный срыв. С оперной сценой пришлось распрощаться навсегда,
После завершения курса актерского мастерства Кристенсен поступил в театр Орхуса, где исполнял самый широкий репертуар ролей, играя на одной сцене с такими выдающимися театральными актрисами, как Бетти Нансен и Бодил Ипсен.
Здесь он поставил свой первый спектакль в качестве режиссера.
Через три года Кристенсен переехал в Копенгаген и начал работать в Народном театре. На одном из спектаклей (по воспоминаниям это был "Алладин", а Кристенсен играл джина) голос снова подвел его – он настолько ослаб, что зрители весь спектакль кричали актеру "Громче! Громче!". После такого провала в 1907 году Кристенсен ушел из театра. И хотя голос с годами к нему вернулся, он никогда больше не выступал на сцене (даже отказался от легендарного предложения Энрико Карузо).
Оказавшись без средств существования, обремененный женой и двумя маленькими детьми, он занимался всякой поденщиной - работал корректором в газете, продавал картошку в Германию, пока не стал торговым агентом по продаже дорогого французского шампанского. Работа эта приносила немалый доход, и Кристенсен не бросал ее, даже став известным режиссером.
Следующий резкий поворот в судьбе Беньямина Кристенсена произошел в 1910 году. Легенда гласит, что однажды Кристенсен на улице увидел, как полицейский грубо тащит за руку знакомую актрису. Не раздумывая, Кристенсен бросился на помощь, и только потом понял, что снимается кино. Актрису звали Аста Нильсен, снималась заключительная сцена фильма Урбана Гада "Бездна". Пораженный реализмом и драматическим потенциалом нового искусства, к которому он раньше относился с недоверием, Кристенсен в тот же вечер засел за сочинение своего первого киносценария. Это был сценарий фильма "Таинственный Х".
В 1912 году Кристенсен дебютировал как актер в фильме "Пояс судьбы" у Карла Розенбаума. Кристенсен остался недоволен картиной, и в 1913 году подписал контракт с фирмой "Дания Биофильм". Впрочем, уровень фильмов, в которых он снимался, по-прежнему не удовлетворял актера.
В том же году Кристенсен увидел французскую ленту "Отверженные" Альбера Копеллани, которая произвела неизгладимое впечатление на актера. Осознав, на что способно современное киноискусство, он с удвоенной силой стал пробивать реализацию своего первого сценария "Таинственный Х".
В марте 1913 года группа датских бизнесменов из Орхуса выкупила у немецких инвесторов компанию Карла Розенбаума, которая переживала тяжелые времена – денег было потрачено много, а фильм снят всего один (тот самый "Пояс судьбы"). Кристенсен со своим сценарием и новыми идеями оказался как раз кстати. Компания дала ему полную свободу действия - он выступил как режиссер, автор сценария и исполнитель главной роли. Через три месяца, против двух недель, как было принято в те годы в датском кино, картина была готова.
Успех был оглушительным. Вместе с "Атлантидой" Блома картина считалась лучшим датским фильмом 1913 года. Кристенсен объездил с ней полмира, только в Америке было продано более 100 копий и собрано не менее 600 тысяч долларов.
В 1915 году Кристенсен выкупил контрольный пакет акций Dansk Biograf Kompagni, переименовав ее в Benjamin Christensen Film. Теперь он мог снимать свои фильмы по своим сценариям на своей собственной студии.
Следующим фильмом режиссера стал мелодраматический триллер "Ночь мщения", в котором Кристенсен опять был и автором сценария, и режиссером, и исполнителем главной роли, а вдобавок еще и продюсером. Работа длилась более полугода, иногда сцены снимались по 10 дублей. И этот фильм имел огромный успех у публики и зрителей.
Карл Дрейер в статье "Беньямин Кристенсен и его идеи" писал: "Два ранних фильма Беньямина Кристенсена, конечно, означали гигантский шаг вперед в то время. Удивительной была их техника, потрясающая в деталях, на фоне которой сценарии казались особенно серыми... За этими двумя фильмами просматривалась личность, необычная среди деятелей кино, или, по крайней мере, необычный в то время человек, который точно знал, чего он хочет, и который шел к своей цели с несгибаемым упорством, невзирая ни на какие препятствия. Все были взбудоражены тем, что на создание фильма он тратил полгода (тогда как обычной нормой были 8—10 дней). Его сочли ненормальным. Но последующее развитие показало, что именно он осознал будущее".
Тем временем сам Кристенсен был увлечен следующим проектом – трилогией о суевериях и человеческих предрассудках. Материалы он начал собирать еще до войны, скупая в своих европейских турне старинные книги о колдовстве, ведьмах и средневековых способах борьбы с ними.
После войны датские киностудии были не в состоянии осуществить грандиозный замысел Кристенсена. Он был вынужден обратиться к шведским соседям, где нашел понимание у знаменитого кинопромышленника Чарльза Магнуссона.
Съемки длились почти год и стоили около 2 миллионов крон. "Ведьмы" стали самым дорогим немым фильмом в истории скандинавского кино. Картина, переполненная сценами пыток, ужасов, сатанинских шабашей и кадрами с обнаженными фигурами вызвала неоднозначную реакцию у критиков и публики. Одни считали ее безнравственной и богохульной, другие называли фильмом, опередившим свое время. Так, газета "The New York Times" писала: "Господин Кристенсен, приезжайте к нам со своим фильмом через 25 лет, возможно, Америка к тому времени дорастет до вашего искусства".
Без купюр картина демонстрировалась только в Швеции и Дании; зрители других стран увидели фильм или спустя много лет, или в сильно порезанном виде.
Примечательно, что у Кристенсена в картине наряду с профессиональными актерами снимались и типажи (задолго до эйзенштейновской теории типажей). Так, исполнительницей одной из центральных ролей Марьи-ткачихи была 78-летняя уличная продавщица цветов Марен Педерсен. Чтобы пожилая женщина, не имеющая никакого кинематографического опыта, двигалась правильно относительно камеры, Кристансен привязывал к ее ногам веревочки, с помощью которых направлял ее в нужные стороны. Примерно через 25 лет точно таким же способом работали с непрофессиональными актерами Роберто Росселини и прочие неореалисты.
Кристенсен не стал снимать остальные части задуманной трилогии ("Святые" и "Духи"). В 1923 году режиссер уехал в Германию. Там он поставил две картины и сыграл главную роль в фильме "Михаэль" у своего великого земляка датского кинорежиссера Карла Дрейера.
В 1925 году Кристенсен по контракту с MGM приехал в Голливуд. Для этой студии режиссер снял два фильма – "Дьявольский цирк" с Нормой Ширер и "Насмешка" с Лоном Чейни. Первый был принят хорошо, второй потерпел полный провал (некоторые считают, что это худший из всех фильмов MGM, в которых снимался Лон Чейни).
После неудачи Кристенсен ушел из MGM на небольшую киностудию First National Pictures, для которой он поставил 4 фильма. Это были в основном комедийные хорроры на манер популярной в те годы ленты Пауля Лени "Кот и канарейка".
По словам самого режиссера, его лучшими американскими фильмами были два первых из снятых для First National Pictures - "Ястребиное гнездо" и "Дом с призраками". Из четырех картин до наших дней дошла только одна – "Семь ступеней к сатане". Последняя из этих лент - "Дом ужаса" - была уже звуковой. В интервью газете в 1952 году Кристенсен рассказывал, что на съемках именно этого фильма он изобрел приспособление, в корне изменившее кинематограф того времени. Дело в том, что в начале звуковой эры киноактеры были буквально привязаны к микрофонам. Диапазон тогдашних записывающих устройств был чрезвычайно мал, и каждый раз нужно было выстраивать сцену так, чтобы артисты произносили свои речи рядом со скрытым от глаз зрителей микрофоном. Тогда Кристенсену, по его словам, пришла в голову идея – он привязал микрофон к длинной удочке и попросил одного из актеров перемещаться по студии, в то время, когда помощник режиссера "преследовал" его свисающим с удочки микрофоном. Таким образом, актеры обретали прежнюю свободу движений, как в немом кино. Через неделю все голливудские студии были оснащены длинными удочками или, как мы говорим сегодня, микрофонными журавлями.
В 1930 году, вернувшись из поездки в Данию, где он пробыл год, Кристенсен оказался в совершенно другом Голливуде. Разразившийся экономический кризис и окончательное утверждение звукового кино до неузнаваемости изменило мир кинематографа, в котором выдающемуся режиссеру эпохи великого немого места не было.
В 1935 году после пяти лет простоя Кристенсен возвратился в Данию. На родине с 1939 по 1941 годы режиссер поставил 3 социальные драмы на тему семьи ("Дети развода", "Ребенок", "Идем со мной"), а в 1942 - шпионский триллер "Дама в светлых перчатках". Это лента в прокате с треском провалилась, несмотря на то, что датчане, в знак протеста против немецкой оккупации, старались ходить на датские фильмы, игнорируя немецкие. После провала режиссер окончательно ушел из кинематографа.
В последние годы Кристенсен управлял небольшим кинотеатром в пригороде Копенгагена.
Биография составлена по материалам зарубежной литературы. Авторы: zhugeliang30 и Потейка
Беньямин Кристенсен -
Фильмография:1924 Михаэль / Mikaël ... Claude Zoret
1922 Ведьмы / Häxan ... Djævlen, The Devil
1916 Ночь мщения / Hævnens Nat ... Strong Henry, Strong John Sikes, (US version)
1914 Vingeskudt (короткометражный) ... Palm
1914 Таинственный Х / Det hemmelighedsfulde X ... Løjtnant van Hauen
1913 Lille Klaus og store Klaus ... Store Klaus
1913 Scenens børn
1911 Skæbnebæltet ... Ravaud, blind organist