Анна Маньяни -
Биография:Долгое время в её биографиях указывалось, что она родилась 7 марта 1908 года в мистической Александрии от отца-египтянина и матери-итальянки. Это утверждение и сегодня кочует из статьи в статью. Но в конце жизни Анна призналась, что это – красивый миф, а на самом деле она родилась в Риме, который стал для неё всем. И сама Маньяни стала символом Рима.
В Италии Анна Маньяни была, есть и будет величайшей национальной актрисой на все времена. В остальном же мире Маньяни по-прежнему остаётся одной из самых потрясающих актрис, чьи лучшие фильмы пользуются неизменной популярностью у всех ценителей настоящего, не подвластного времени кино.
Анна Маньяни (итал. Anna Magnani; 7 марта 1908 — 26 сентября 1973) — национальная актриса Италии, которая достигла мировой славы благодаря органичному исполнению трагикомических ролей женщин из низших слоёв общества в фильмах режиссёров-неореалистов. Первая итальянская актриса, удостоенная «Оскара» за лучшую женскую роль.
В девять лет ее отдали в колледж сестер-монахинь. Девочке там не понравилось и ее вернули домой. В 1927 году Анну приняли в римскую Академию драматического искусства Элеоноры Дузе. После окончания Академии поступила в труппу Никкодеми – Вергани – Чимара, затем - в труппу Антонио Гандузио, знаменитого постановщика ревю.
Покинутая на произвол судьбы сначала отцом, а потом и матерью, Анна Маньяни была воспитана родителями матери в трущобах Рима. Некоторое время она посещала школу драматического искусства, затем перебралась в Сан-Ремо, где выступала в ночных кафе и варьете с малопристойными песнями.
Там она привлекла внимание кинорежиссёра Гоффредо Алессандрини, разглядевшего в Маньяни итальянскую Эдит Пиаф. С французской шансонье Маньяни сближал не только взрывной темперамент, но и отсутствие традиционных задатков актёрской красивости — она была полноватой и невысокого роста.
В 1934 году Маньяни дебютировала в эпизодической роли в картине "Слепая из Сорренто".
В 1938 году Маньяни сыграла княжну Тараканову в одноимённом фильме Марио Сольдати, однако наибольший успех долгое время сопутствовал ей на театральных подмостках.
С 1940 года по 1944 год выступает в театрах-кабаре вместе со знаменитым итальянским комиком Тото, и это, по утверждению историков театра, были важнейшие страницы итальянской театральной эстрады.
В 1940 году у Анны Маньяни начался недолгий роман с актером Массимо Серато, а в 1942 году родился сын Лука, которого она будет считать настоящим подарком судьбы. Вскоре её сын тяжело заболел, и судьба в очередной раз приносит в жизнь Анны страдание.
Появления в кино были эпизодическими; свою самую яркую довоенную роль она сыграла в «Терезе-Пятнице» начинающего Витторио де Сика (1940). После рождения сына от актёра Массимо Серрато актриса на год отошла от работы. Несмотря на её романы с другими мужчинами, брак с Алессандрини не распался до 1950 года. Сама она признавала, что «женщины вроде меня подчиняются только тем мужчинам, которые способны властвовать ими; я же никогда не встречала того, кто бы мог властвовать мной».
В 1945 году на Маньяни неожиданно обрушилась всемирная слава. В эпохальном фильме Роберто Росселлини «Рим — открытый город» она сыграла беременную вдову, трагически заканчивающую свою жизнь в занятом фашистами Риме. Сцена смерти её героини остаётся одним из величайших достижений в истории кинематографа. Зарубежных критиков в Маньяни особенно поразило отсутствие гламурности при вулканическом актерском темпераменте. Её стали наперебой приглашать в неореалистические кинопроекты, и вскоре она стала лицом итальянского кинематографа. Много споров вызвала её роль в «Любви» Росселини (1948), где она сыграла простодушную крестьянку, ставшую жертвой насилия со стороны проходимца, принятого ею за святого (его сыграл Феллини).
В фильмах конца 1940-х и начала 1950-х годов Анне Маньяни удалось воплотить широчайший спектр человеческих эмоций — от душевной муки и глубочайшего горя до бесшабашной комедии. Зачастую этот переход совершается в рамках одного фильма, как, например, в «Депутатке Анджелине» Луиджи Дзампы (1947). За главную роль в этой ленте она была удостоена первой премии Венецианского фестиваля. После разрыва отношений с Росселлини (который увлёкся Ингрид Бергман) актриса с успехом снималась у Висконти («Самая красивая», 1951) и Жана Ренуара («Золотая карета», 1953), причём последний провозгласил её величайшей актрисой, с которой ему довелось работать.
В середине 1950-х итальянский неореализм вступает в полосу кризиса, а к Маньяни начинают поступать заманчивые предложения с заокеанской «фабрики грёз». Полушутя актриса заявляет, что ей «до смерти надоели роли истеричных, крикливых представительниц рабочего класса». Драматург Теннесси Уильямс написал для неё пьесу «Татуированная роза», но Анна отказалась играть на Бродвее, ссылаясь на плохое знание английского. Тем не менее она согласилась сыграть в киноверсии пьесы, и эта работа принесла ей «Оскар» за лучшую женскую роль. В 1957 году Маньяни приняла предложение Джорджа Кьюкора и вернулась в Голливуд для съёмок в кинодраме «Дикий ветер», за которую вновь была номинирована на «Оскар». Среди её кинопартнёров тех лет — Джульетта Мазина, Марлон Брандо, Берт Ланкастер.
В 1960-е годы вернулась в драматический театр, сыграла главную роль в спектакле "Волчица" по пьесе Джованни Верги. С 1970 года снималась главным образом в телевизионных фильмах.
Среди поздних работ Анны Маньяни особняком стоит остросоциальная роль в «Маме Роме» (1962) Пазолини, которая прославила её в СССР. В нашей стране она гастролировала в 1965 году, а четыре года спустя снялась у Дзефирелли в «Волчице». В эти годы здоровье великой актрисы оставляло желать лучшего, у неё был диагностирован рак поджелудочной железы. Её последним фильмом стал «Рим» Феллини (1972).
Анна Маньяни скончалась 26 сентября 1973 году на 65 году жизни. Её похороны прошли при огромном стечении народа и стали событием национальной жизни. Похоронена она была в семейной усыпальнице Росселлини, с которым примирилась за несколько лет до смерти.
В день похорон Маньяни все государственные учреждения и общественные заведения Рима были закрыты, почти никто не работал. Весь город вышел на улицы, чтобы проводить свою «самую красивую» в последний путь.
Анна Маньяни -
Фильмография:´
1972 Автомобиль / Lautomobile (ТВ) ... Anna
1971 Шел год благодарения 1870 / Correva lanno di grazia 1870 (ТВ) ... Teresa Parenti
1970 Певичка / La sciantosa (ТВ) ... Flora Torres
19691943: Встреча / 1943: un incontro (ТВ) ... Jolanda
1969 Тайна Санта-Виттории / Secret of Santa Vittoria, The ... Rosa
19665 Сделано в Италии / Made in Italy ... Adelina
1963 Клад Жозефы / Le magot de Josefa ... Josefa
1962 Мама Рома / Mamma Roma ... Mamma Roma
1960 Смех радости / Risate di gioia ... Gioia Fabbricotti
1960 Из породы беглецов / Fugitive Kind, The ... Lady Torrance
19659 Ад посреди города / Nella città linferno ... Egle
1957 Дикий ветер / Wild Is the Wind ... Gioia
1957 Сестра Летиция / Suor Letizia ... Sister Letizia
1955 Татуированная роза / Rose Tattoo, The ... Serafina Delle Rose
1952 Золотая карета / Le carrosse dor ... Camilla
1952 Красный плащ / Camicie rosse ... Anita Garibaldi
1951 Самая красивая / Bellissima ... Maddalena Cecconi
1950 Вулкан / Vulcano ... Maddalena Natoli
1948 Любовь / Amore, L ... The Woman, / Nanni
1948 Мечты на дорогах / Molti sogni per le strade ... Linda Bertoni
1948 Ассунта Спина / Assunta Spina ... Assunta Spina
1947 Благородная Анджелина / Lonorevole Angelina ... Angelina Bianchi
1946 Незнакомец в Сан-Марино / Lo sconosciuto di San Marino ... Liana, la prostituta
1946 Долой богатство! / Abbasso la ricchezza! ... Gioconda Perfetti
1946 Бандит / Il bandito ... Lidia
1946 Перед ним дрожал весь Рим / Avanti a lui tremava tutta Roma ... Ada
1946 Возвращение человека / Un uomo ritorna ... Adele Vicarelli
1945 Долой бедность / Abbasso la miseria! ... Nannina Straselli
1945 Рим, открытый город / Roma, città aperta ... Pina
1945 Четверка сумасшедших / Quartetto pazzo ... Elena
1944 Цветок под глазами / Il fiore sotto gli occhi ... Maria Comasco, lattrice
1943 Последний вагон / Lultima carrozzella ... Mary Dunchetti, la canzonettista
1943 Gli assi della risata
1943 Я буду любить тебя всегда / Tamerò sempre
1943 Кампо де фьори / Campo de fiori ... Elide
1943 Жизнь прекрасна / La vita è bella ... Virginia
1943 Приключение Аннабеллы / Lavventura di Annabella ... La mondana
1942 Удача приходит с неба / La fortuna viene dal cielo ... Zizì
1942 Finalmente soli ... Ninetta alias "Lulù"
1941 Ты любишь женщин? / Teresa Venerdì ... Maddalena Tentini / Loretta Prima
1941 Беглец / La fuggitiva ... Wanda Reni
1940 Свеча в окне / Una lampada alla finestra ... Ivana, lamante di Max
1938 Княгиня Тараканова / La principessa Tarakanova ... Marietta, la cameriera
1936 Конница / Cavalleria ... Fanny
1936 Тридцать секунд любви / Trenta secondi damore
1935 Quei due ... Pierotta
1934 Слепая Сорренто / La cieca di Sorrento ... Anna, la sua amante
1934 Tempo massimo ... Emilia - la cameriera
1928 Остаток / Scampolo