Вернер Херцог -
Биография:Вернер Херцог Стипе́тич (нем. Werner Herzog Stipetić ) — немецкий режиссёр, сценарист, актёр, который снял более сорока фильмов (по большей части документальных), поставил множество опер, опубликовал десятки книг. Некоторые кинокритики условно относят его к направлению нового немецкого кино (наряду с Фассбиндером, Вендерсом и Шлёндорфом).
Учился в Мюнхенском университете, но не окончил курса, основав в возрасте 21 года собственную кинокомпанию. Снял более 60 фильмов (по большей части документальных), поставил множество опер, опубликовал десятки книг. Некоторые кинокритики условно относят его к направлению нового немецкого кино (наряду с Фассбиндером, Вендерсом и Шлёндорфом).
Первый игровой фильм - "Знаки жизни" - выиграл в 1968 году на Берлинском фестивале. Снятый 4-мя годами позже "Агирре, гнев Божий" принёс Херцогу мировую славу.Совмещает работу в игровом кино со съёмками документальных фильмов в самых отделённых уголках мира, в том числе в России. Недавние фильмы Херцога - "Мой сын, мой сын, что ты наделал" и "Плохой лейтенант" - сделаны им в США. Имеет 4 детей от 3 жён. Последняя жена Лена - уроженка Екатеринбурга.
Детство. Учёба
Родился 5 сентября 1951 в Мюнхене. Рос в маленькой баварской деревушке Закранге, среди гор и лесов, завороженность которыми стала одной из характерных составляющих его кинематографа.
Ему исполнилось 12 лет, когда его разведенная мать, уроженка Югославии, увезла его обратно в Мюнхен, где они жили в страшной нищете. Мальчик страстно полюбил кино – будучи школьником, он работал по ночам сварщиком на сталелитейном заводе и вкладывал все заработанные деньги в производство любительских короткометражек.
Первый фильм "Геракл" был снят в 1962 году украденной, как он сам признался, камерой, когда он был на первом курсе Мюнхенского университета. Затем последовали еще два.
В 1966 Херцог уехал в США, где учился в Университете Дюкесн в Питтсбурге, работал на местной телестудии, а позже короткое время снимал фильмы для НАСА. Вернувшись в Германию, он поставил четвертый короткометражный фильм "Последние слова" (1967), выигравший главный приз на Фестивале в Оберхаузене.
В молодости получил несколько наград как подающий надежду поэт.
Когда Херцогу было 13 лет, его семья жила в одной квартире с психически неуравновешенным актёром Клаусом Кински, который исполнит роли в его главных фильмах.
Начало режиссерской карьеры
Херцог снял своей первый художественный фильм "Признаки жизни" (1968) в Греции. Картина выиграла Германский Приз кино и значительную сумму денег, а также Серебрянного Медведя за Лучший Первый фильм на МКФ в Берлине в 1968 году. Сводящее с ума одиночество и чувство отчуждения в незнакомой среде станет повторяющимся кафкианским мотивом в нескольких последующих фильмах режиссера. В дальнейшем международный успех, а в какой-то период и слава, смешанные с удивлением, сопутствовали большинству фильмов Херцога 1970-х. Самыми значительными работами, образцами кинематографического мышления этого немецкого режиссера считаются обычно фильмы "Агирре, гнев Божий", "Фитцкарральдо", "Каждый за себя и Бог против всех", "Сердце из стекла" и "Носферату – призрак ночи".
Уважение к тяжелой физической работе, к самостоятельному ремесленному труду, к путешествиям пешком, Херцог сохранил на всю жизнь, стараясь передавать и своим ученикам (Херцог снимал в Австралии, Перу, Мексике, Африке, Индии, Сибири). Режиссерская уникальность Херцога прямо связана с его человеческой уникальностью (которую многие считают экстравагантностью), с его нежеланием мириться с отчужденностью окружающего мира. Понятие «подлинности» – и фильма, и любого жизненного поступка – является ключевым для этого режиссера-неоромантика, самого яркого представителя «южного», мюнхенского крыла Нового немецкого кино.
Темы и стиль
В его фильмах присутствуют три основные темы:
- аборигены, туземцы, жители областей Земли, которых еще не коснулась цивилизация ("Фицкарральдо", "Cobra verde", "Агирре, гнев Божий", "На десять минут старше: Труба"")
- харизматические личности, одержимые безумными идеями ("Великий экстаз резчика по дереву Штайнера", "Гашербрум — сияющая гора", "Фицкарральдо"", Cobra verde", "Агирре, гнев Божий")
- люди, отвергаемые обществом, юродивые, ненормальные ("Каждый за себя, и Бог против всех", "Строшек", "И карлики начинали с малого").
Эффектный, зрелищный, склонный порой к мистике кинематограф Херцога посвящен исследованию границ нашего представления о человеческом; границ, изучать которые, по мнению режиссера, тоже лучше всего именно на границе. Наиболее типичная для Херцога сюжетная ситуация – это ситуация встречи разных цивилизаций, будь то прямая встреча западного человека с «диким» миром ("Фитцкарральдо", "Зеленая кобра", "Там, где грезят зеленые муравьи"), или встреча всего того, что мы считаем привычным, правильным и «рациональным» с необыкновенным, мистическим и загадочным в душе одного человека, намного превосходящего представления других людей о человеческой норме ("Агирре, гнев Божий", "Каждый за себя и Бог против всех", "Знаки жизни", "Войцек").
Кроме того, эту «пограничность», это правило перехода всех мыслимых представлений о норме, Херцог распространил на саму ситуацию создания фильма. Провозгласив своим кредо стремление к «подлинности», в своих наиболее знаменитых проектах режиссер постарался полностью воссоздать в съемочном процессе воспроизводимые на экране ситуации. «Подлинное кино» Херцога не позволило ему снимать джунгли в Голливуде и прибегать к спецэффектам: набранная режиссером съемочная группа на самом деле перетаскивала корабль через гору в джунглях Амазонки.
К этой же области относятся эксперименты Херцога с актерами. В фильме "Сердце из стекла", для создания мистической полубезумной атмосферы, все актеры играли под гипнозом. А одна из главных «звезд» фильмов Херцога – найденный им то ли в тюрьме, то ли в психиатрической лечебнице Бруно С., не играющий в кадре, а, говоря словами режиссера, «прямо представляющий на экране свое физическое существо».
Вернера Херцога можно назвать одним из самых «культурных», или культурологических режиссеров на планете. Он не только активно и плодотворно опирается на кинематографические традиции (то переосмысливая бытовавший в Германии в 1930-е гг. жанр «горного фильма» в Серро Торре: крик камня, то снимая римейк шедевра Мурнау о вампире Носферату). Он не только полон интереса к другим культурам (большая часть документальных фильмов Херцога посвящена именно исследованию неевропейских культур), к их удивительным возможностям и не опознаваемым нами границам. Собственную западноевропейскую культуру он тоже подвергает пристальному анализу и серьезной критике. Иногда он делает это напрямую – как в "Строшеке", где Бруно С. играет странного деклассированного персонажа, который из современной Германии уезжает за мечтой о прекрасной жизни в Америку и погибает там в одиночестве. Но еще чаще Херцог помещает действие своих фильмов в начало 19 в., когда, по мнению многих исследователей культуры, складывается во всех своих противоречиях буржуазная традиция рационализации повседневности, вместе с представлениями о познаваемости мира и его доступности для переделки, вместе с приоритетом точных наук, с абсолютизацией высокой классической культуры. Этой буржуазной картине мира бросил вызов романтизм – порыв к другим реальностям (к недоступным мирам мистики, мифологии или к жизненным источникам народной культуры), обожествление природы, признание непостижимости человеческой натуры («Каждый человек – пропасть; голова закружится, коли заглянуть туда», говорит Войцек, герой пьесы Г.Бюхнера, экранизированной Херцогом).
Херцог регулярно делает предметом своего внимания столкновение мира романтизма и мира буржуазной рациональности – не в пользу последнего. Отчетливее всего это сделано в фильме "Каждый за себя и Бог против всех", получившем Специальную премию жюри на Каннском фестивале 1975 года. Этот фильм – история Каспара Хаузера, легендарного найденыша, которого неизвестные двадцать лет держали в пещере, а потом вбросили ненадолго в общество (то общество начала 19 в., родство которого с современным, по мнению Херцога, очевидно). Каспар Хаузер оказывается в этом обществе абсолютно чужим: он ничего не умеет, но всему учится по-своему, он ставит под сомнение все общественные стереотипы, от науки и логики до повседневных правил приличия. И общество приходит в ужас: оно применяет по отношению к Хаузеру все механизмы «обработки» и исключения, помещает его то в тюрьму, то в цирк; затем, как диковинную игрушку, его вводят в великосветский салон, чтобы тут же изгнать; наконец, после смерти найденыша общество находит «успокоительный ответ» на все загадки в финальном вскрытии мозга: «у него был очень большой мозг. Это многое объясняет». Каспар Хаузер оказывается лакмусовой бумажкой, демонстрирующей узость культурных норм и стереотипность нашего мышления.
Режиссер Херцог всегда внимательно всматривается в человеческое Другое (даже если использовать это слово как философский термин). Ему удалось доказать это даже в процессе работы – Херцог оказался единственным режиссером, способным постоянно снимать самого неуправляемого актера в мире – «великого и ужасного» Клауса Кински. Кински сыграл и полубезумного конкистадора Лопе де Агирре, который продирается сквозь джунгли в поисках Эльдорадо, и деятельного мечтателя Фитцкарральдо, и вампира Носферату, и авантюриста-работорговца Зеленую Кобру, сведенного с ума непостижимостью Африки, и забитого солдата прусской армии Войцека, в голове у которого все равно не погибает живая мысль.
Вернер Херцог был женат три раза, и у него есть дочь от актрисы Эвы Маттес, сыгравшей главную роль в «Войцеке».
Вернер Херцог -
Фильмография:2013 Другая родина / Die andere Heimat - Chronik einer Sehnsucht ... Alexander von Humboldt
2012 Джек Ричер / Jack Reacher ... The Zec
2007 Штука / The Grand ... The German
2007 Мистер Одиночество / Mister Lonely ... Father Umbrillo
2006 – ... Металлопокалипсис / Metalocalypse (сериал) ... (5 эпизодов, 2012)
2004 Белый бриллиант / The White Diamond ... играет самого себя, narrator
1999 Осленок Джулиэн / Julien Donkey-Boy ... Father
1998 Куда приводят мечты / What Dreams May Come ... Face
1995 Пылающее сердце / Brennendes Herz
1991 Крик камня / Cerro Torre: Schrei aus Stein ... TV-Regisseur
1989 Трудно быть богом ... Мита, Ричард
1989 Купленное счастье / Gekauftes Glück ... Gemeindeschreiber Businger
1983 Человек цветов / Man of Flowers ... The Father
1971 Geschichten vom Kübelkind ... Hurenmörder