Тони Гатлиф -
Биография:Тони Гатлиф (настоящее имя Мишель Дахмани / Michel (Boualem) Dahmani) — французский режиссёр, сценарист, актёр, композитор и продюсер цыганского происхождения. Один из немногих кинорежиссёров, снимающих художественные фильмы на цыганском языке. Стоит у истоков рождения цыганского кинематографа.
Ранние годы
Родился в семье смешанного происхождения: отец — алжирский кабил (бербер), мать — цыганка из семьи цыган-кале, оседлой в третьем поколении, в трущобах под Алжиром. По словам Тони Гатлифа, его детство можно было назвать настоящим адом, оно прошло в нищете. Кинотеатра в посёлке не было, и телевизоров тоже, зато была школа. В школе был учитель. Он купил в Алжире кинопроектор и стал показывать детям французские фильмы. На юного Мишеля большое впечатление производит актёр, его тёзка Мишель Симонв фильме «Будю, спасённый из воды«, который надолго становится его кумиром и образцом для подражания.
Когда Мишелю было 12 лет, родители объявили ему о намерении женить его на выбранной ими девочке. Мальчик убегает из дома во Францию. Во Франции он вертелся в компании беспризорников, чистил ботинки, приворовывал и рос. Став постарше, сумел устроиться матросом на маршруте Маресль-Париж. Время от времени снова садился за мелкое воровство.
В 1965 году 17–летнему Мишелю попадается на глаза афиша спектакля, в котором участвует Мишель Симон, его кумир! Мишель Дахмани покупает билет и после представления проникает в гримёрку актёра. Там они долго разговаривают. Этот разговор становится переломным для Дахмани: он решает, что обязательно станет кинорежиссёром.
Но сначала он заканчивает драматические курсы в Сен-Жермен-ан-Ле и становится актёром. После этого он играет в театрах и на телевидении, а в 1974 году дебютирует и в кино, в фильме Жерара Пиреса «Акт агрессии».
Тогда же пишет свой первый сценарий — по нему снимают фильм «La rage au poing», он в нём играет настоящую роль с именем. После этого он снимает два или три своих фильма, среди которых короткометражка «Беги, цыган!» (Corre, gitano), посвящённая судьбе южнофранцузских кале в Кали Траш. Все свои первые фильмы Гатлиф снимает на 16-миллиметровую пленку и на свои деньги - ни одним из них режиссер сегодня не доволен, но они стали хорошей профессиональной школой.
Карьера
Но известность к нему приходит только в 1983 году, когда он заканчивает работу над фильмом «Цыганские бароны» (Les princes). Этот фильм стал первым в его цикле картин, посвящённых цыганскому народу. Он показал цыган такими, какими тогда их ещё никто не видел, не воспринимал. Фильм был настоящей бомбой. О Гатлифе заговорили.
Второй фильм цыганского цикла, «Добрый путь» (Latcho drom) был снят только через несколько его картин и через 10 лет. Это узнаваемо Гатлифовская, медитативная картина, посвящённая распространению цыган по миру и разнообразию цыганских племён. Она открывается «цыганами» с цыганской прародины — Раджастана, артистами индийского племени банджара, и двигается далее, в Турцию, Египет, Румынию, Словакию, Венгрию, Францию, Испанию. Фильм ничему не пытается нас учить и даже ничего не пытается рассказать. Он показывает мир цыган таким, каким видит его своими цыганскими глазами Гатлиф. Цыгане поют, танцуют, играют свадьбы, готовят еду, позвякивают украшениями, разговаривают — попросту живут. Главная в этой жизни — музыка. В ней, говорит Гатлиф, вся память и вся душа цыганского народа.
Ещё две картины цикла, «Странный чужак» (Gadjo dilo) и «Трансильвания» (Transylvania) происходят в одном и том же месте, но не пересекаясь. Наверное, «Странный чужак» — самая цыганская картина, которую вообще можно представить, хотя главный герой в ней француз. Это молодой парижанин по имени Стефан. Он оказывается в румынской глубинке, потому что ищет женщину, чьё пение было записано его отцом — румынскую цыганку Нору Люку.
Гатлиф рассказывает: «Я понял, что кино - это мощная власть, которая дается, чтобы говорить о себе и себе подобных. Я начал интересоваться Тарковским, Параджановым, Кисльовским, Форманом, Феллини. Я вернулся к авторскому кино как к искусству. А от этого я пришел к искусству как адвокат, защитник, к кинематографу, который рассказывает о других, о тех, у кого нет права голоса, кто не может говорить сам».
Многие картины Гатлифа с героями-цыганами, тем не менее, не вошли в цыганский цикл, поскольку посвящёны другим темам. Так, фильм «Изгнанники» (Exils) раскрывает тоску тех, кто оказался оторван от корней, стал чужим для своих и не стал своим для чужих. Эта картина получила приз за режиссуру на Каннском фестивале 2004 года, где соперничала с фильмами Кустурицы, Вонга Карвая, Парка Чанвука и братьев Коэнов. Вообще Гатлиф получал награды не раз. Например, зрители и критики выделяют его фильмы «Добрый путь« и «Странный чужак«. Разнообразны по тематике и сюжетами фильмы «Мир» (Mondo), «Не плачь, май лав» (Pleures pas my love), «Меня принёс аист» с Роменом Дюрисом (Je suis né d'une cigogne) и другие.
Тони Гатлиф очень не любит профессиональных актёров за то, что те, как он считает, не могут быть настоящими. Есть очень мало профессионалов, с которыми он согласен работать. Например, цыганская актриса и певица Рона Хартнер и француз Ромен Дюрис.
Всего на данный момент Гатлиф — режиссёр 18 фильмов, для многих он сам писал сценарий и музыку; это человек, провозглашающий: «В каждой душе живёт цыган».
Музыка в творчестве Гатлифа
Надо сказать, что музыка играет первостатейную роль в работе режиссера. Она звучит в его фильмах от первого до последнего кадра, звучит во время подготовки к съемкам картины, во время съемок и после них. По сути, именно музыка организует экранное действие, заставляя героев проявлять искренние эмоции и сбрасывать привычные социальные маски. Звук — будь-то буйные ритмы сельской свадьбы, медитативные арабские мотивы или индустриальная какофония мегаполиса — словно служит Гатлифу противоядием от лжи. И одновременно привносит в его фильмы атмосферу документальности, предельной достоверности событий.
Считающий музыку единственной памятью цыганского народа Гатлиф сам, кстати, пишет песни и играет на множестве инструментов, при этом его произведения располагаются в диапазоне от традиционного фламенко до транса и техно с анархическим содержанием.
Тони Гатлиф -
Фильмография:2006 Vocation cinéaste
2003 Твои руки на моей заднице / Laisse tes mains sur mes hanches ... зритель на цыганском дне рождения
2003 Маленький сервис / Un petit service ... Pedro Moreno
2002 Лулу / Lulu ... Fabio
1986 Havre
1983 Цыганские бароны / Les princes ... Léo
1979 La terre au ventre ... Le F.L.N.
1978 Aldo
1976 Celui qui ne te ressemble pas (ТВ) ... Jes
1975 Агрессия / L'agression ... Le motard interrogatoire
1975 La rage au poing ... Nanar