Стэнли Кубрик -
Биография:Родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке, в семье евреев - выходцев из Восточной Европы.
В школе учился средне, но затем наверстал упущенное: почти профессионально играл в шахматы, невероятно много читал. Расставшись с детской мечтой о карьере джазового барабанщика, он увлекся фотографией и к концу 40-х стал одним из лучших фотокорреспондентов журнала Look.
Он посещал вольнослушателем занятия в Колумбийском университете, не пропуская ни одной кинопрограммы в Музее современного искусства, а на жизнь подрабатывал игрой в шахматы на деньги.
В 1951 году дебютировал в кино документальной короткометражкой "День схватки" - о боксере Уолтере Картье, который некогда был героем одного из кубриковских фоторепортажей.
В 1953 дебютирует игровым фильмом «Страх и желание», снятым для фирмы РКО на деньги, взятые взаймы у друзей. В 1954 вместе с продюсером Джеймсом Б. Харрисом организовал собственную кинокомпанию и через год выпустил малобюджетный фильм «Поцелуй убийцы», где снова выступал в качестве продюсера, сценариста, оператора и монтажера.
Жесткий, пессимистичный и захватывающий фильм Кубрика "Убийство" (1956) отлично прошел в прокате и понравился критикам. Тем не менее, первым фильмом Кубрика, вызвавшим международный резонанс, стали все же "Тропы славы" (1957) - военная драма о том, как из-за некомпетентности командиров на фронтах первой мировой войны полегла французская пехота. Во Франции ленту запретили, а в соседней Бельгии прошли стихийные демонстрации протеста офицеров запаса. Это был первый, но далеко не последний скандал в карьере Кубрика.
В 1961 году Стэнли Кубрик переезжает в Англию. Не вписавшись в голливудскую систему стандартов, Кубрик физически отдалился от нее. Принято считать, что "настоящий Кубрик" начался со "Спартака" (1960).
В 1962 режиссер покусился на скандальный романа В. Набокова «Лолита». Неизбежная из-за цензурных соображений корректировка образа главной героини смягчила акценты и интонации Набокова, и критика, обвинявшая его прежде в цинизме, заговорила о склонности Кубрика к «черному юмору».
По современным западным представлениям, главными фильмами Кубрика остаются антивоенная сатира "Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу" (1964), "2001: Космическая одиссея" (1968) и "Заводной апельсин" (1971).
Грандиозная фантастическая эпопея «Космическая Одиссея 2001» завоевала премию «Оскар» за использование спецэффектов и комбинированные съемки и стала эталоном научно-фантастического фильма. После этого можно было уже ничего не снимать, почивая на лаврах, но Кубрик успешно справился и с "Заводным апельсином" по роману Берджеса, и с "Сиянием" по роману Кинга.
Особое место в творчестве этого режиссера занимают экранизации. Все полнометражные ленты Кубрика являются экранизациями, где режиссер выступает, не как среднее звено между писателем и потенциальным зрителем, а как полноправный автор. Именно благодаря ему Артур Кларк вошел в число живых классиков научной фантастики, а Энтони Берджесса сейчас, похоже, помнят исключительно по экранизации "Заводного апельсина". В 1975 году Стэнли Кубрик экранизирует роман Уильяма Теккерея "Барри Линдон" - эта самая "простая" лента режиссера получает наибольшее количество номинаций на "Оскар".
За две недели до премьеры "Сияния", которая должна была состояться в Штатах 23 мая 1980 года, Кубрик все еще вносил изменения в фильм. Единственным мерилом для Кубрика был он сам, и он считал необходимым доводить каждый свой опус до совершенства. После этого был "Цельнометаллическая оболочка" - фильм вышел после стоуновского "Взвода" и сравнений было не избежать. Рецензии были разные, по большей части восторженные. Те кто сравнивал две эти ленты находили, что "Цельнометаллическая оболочка" другая, более темная сторона гуманистических воспоминаний Оливера Стоуна.
После того как в 1958г режиссер чуть было не погиб во время полета из-за технических неисправностей пилотируемого им самолета, он решил никогда больше не летать. Волею судьбы Кубрик остался жить в Англии. Стэнли даже не приехал в Калифорнию на похороны своих родителей в 1985.
От собственного дома он удалялся больше чем на пятнадцать километров лишь когда принимался за очередные съемки. Но при этом всем, кто работал в его команде, ставилось обязательное условие: съемки происходят исключительно в Англии, декорации любой сложности делаются в Англии, натуру, даже экзотическую, находят только в Англии. Так, картина "Цельнометаллическая оболочка" о войне во Вьетнаме снималась в захолустном Бектоне, пригороде Лондона, а африканскую пустыню из ленты "Космическая Одиссея 2001" - в дюнах прибрежного района Ливерпуля.
7 марта 1999 года, спустя четыре дня после окончания работы над монтажом "Широко закрытых глаз" Стэнли Кубрик умер.
С этой прощальной работой режиссера связано наибольшее количество слухов и кривотолков. Кубрик приобрел права на экранизацию рассказа "Traumnovelle" австрийского писателя Артура Шницлера еще в 1968 году и готовился к съемкам 30 лет. Мнения об этой ленте разошлись кардинально - от "совершенно невразумительной драмы" до "последнего шедевра ХХ века".
Стэнли Кубрик -
Фильмография:2002 Music of A.I., The (видео) ... хроника
2002 A.I.: From Drawings to Sets (видео) ... хроника