Стэнли Крамер -
Биография:Стэнли Крамер родился 29 сентября в 1933 году в Бруклине, в районе боен и складов, за свою грязь и жестокие нравы прозванном «Hell’s Kitchen». Родители были разведены, и его вырастили бабушка с дедушкой. В 1933 Стэнли окончил Нью-Йоркский университет, и мать, работающая на киностудии Парамаунт, устроила его подсобником на студии. Еще студентом Крамера пригласили в бюро исследований голливудской студии MGM, где он занимался изучением запросов зрителей. Вскоре стал клерком, потом ассистентом сценариста, редактором, монтажером. Пройдя нелегкой дорогой американской мечты уже в годы второй мировой войны начал сам делать агитационные антифашистские фильмы. Сумел завести друзей и нужные связи, скопил денег и сразу после войны начал работать самостоятельно, основав собственную фирму. Крамер выпустил ряд остропроблемных фильмов («Чемпион», 1949; «Дом храбреца», 1949; «Смерть коммивояжера», «В полдень», «Мятеж на «Каине»), вызвавших недовольство правых кругов.
Отстояв свою независимость в годы маккартизма, Крамер сам становится режиссером и снимает серию социальных лент, подвергая критике американское общество и ставя под вопрос способность личности защитить свободу и человечность в безумном мире эгоизма, равнодушия, жестокости и предрассудков. В первую очередь Крамер считал себя продюсером и всего снял шестнадцать фильмов (в сорока фильмах выступал как продюсер). Тем не менее, в историю мирового кинематографа он вошел как великий режиссер. Прямой наследник социального реализма Ф. Капры, У. Уайлера и Дж. Форда, Крамер равнодушен к новаторским поискам и предпочитает традиционный стиль, выдвигая на первое место тему, конфликт, борьбу идей и придавая особое значение игре актеров и сценарию.
Ранние фильмы Крамера-режиссера: «Бунтари» (1954) — социальное кино про байкеров с Марлоном Брандо в главной роли; «Не как чужой» (1955); «Не склонившие головы»; «Скованные одной цепью» (1958); антиутопия «На последнем берегу» (1959) о последствиях атомной войны; «Пожнешь бурю» (1960) — объединяет острая социальность, публицистичность, некоторая доля романтичности. Затем Крамер поставил один из лучших фильмов мирового кино — «Нюрнбергский процесс» (1961), в котором глубоко проанализировал трагедию немецкого народа, пережившего безумие фашизма. В 1963 был поставлен самый известный фильм режиссера — комедия «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» о феерических поисках богатого клада. В фильме были заняты известнейшие комедийные актёры нескольких поколений — Мильтон Берл, Сид Сизар, Фил Силверс, Бастер Китон, Мики Руни и Терри-Томас. Сам Крамер назвал период работы над этим фильмом счастливейшим временем в своей профессиональной жизни.
Дальнейшие его фильмы (антиутопия «Корабль глупцов», 1965 — с Вивьен Ли, где корабль был микромоделью плывущего к катастрофе мира; драма о трудных подростках «Благослови детей и зверей», 1971; «Оклахома как она есть», 1973; «И спотыкается бегущий», 1979) отмечены печальным осознанием неспособности преодолеть зло в обществе и в человеке. Предпоследний фильм Крамера — триллер «Принцип «Домино» (1977) с Джином Хэкменом, считается классикой своего жанра.
В течение всей творческой жизни Крамера отличало внимание к сложным проблемам жизни общества. Он снимал фильмы о расизме, о военных преступлениях нацистов, о социальной справедливости, о ядерной катастрофе. При этом он говорил, что не хотел бы, чтобы на него навешивали ярлык ""проблемного"" режиссера. На вопрос о том, почему же он тогда так часто снимает именно такие фильмы, Крамер отвечал, что работает над теми темами, которые затрагивают его эмоционально. Антиклерикальные выпады в картине «И спотыкается бегущий» постановщику уже не простили, хотя он всего лишь был верен самому себе, вновь отстаивая суверенное право человеческой личности выбирать собственный жизненный путь, поступать так, как это соответствует внутренним побуждениям индивидуума. Этот фильм 1979 года провалился в прокате, Крамер был вынужден уехать с семьей на семь лет в Сиэтл, а когда вернулся в Лос-Анджелес во второй половине 80-х годов, уже и по возрасту, и по складу своего «устаревшего кинематографа» был не нужен Голливуду.
Правда Стэнли Крамер успел в 1991 году получить от Гильдии продюсеров премию имени Дэвида Селзника, а от Американского фонда исполнительского искусства - почетный приз за творческую карьеру. Но так и остался без премии «Оскар», хотя его произведения в качестве режиссера и продюсера 85 раз претендовали на награду Американской киноакадемии и в 16 случаях были удостоены позолоченных статуэток в разных номинациях. Лично Стэнли Крамер только однажды на оскаровских церемониях заслужил почести, когда в 1961 году ему вручили приз имени Эрвинга Г.Талберга. И тем не менее один из родоначальников независимого продюсерского кино Америки, сделавший звездами немало актеров, знаменательно был забыт в последнее время, тихо и незаметно доживая свой век в доме ветеранов в пригороде Лос-Анджелеса.
Стэнли Крамер умер на 88-м году жизни 19 февраля 2001 года в Лос-Анджелесе.
Стэнли Крамер -
Фильмография:1975 Правосудие / Judgment: The Court Martial of Lieutenant William Calley (ТВ) ... Host
1974 Judgement: The Court Martial of the Tiger of Malaya - General Yamashita (ТВ) ... Host
1974 Judgement: The Trial of Julius and Ethel Rosenberg (ТВ) (1974) ... Host