Пьер Шондорффер -
Биография:Пьер Шондорффер (или Пьер Шёндёрффер ; фр. – Pierre Sch?nd?rffer) – французский кинорежиссёр, сценарист, писатель, военный корреспондент, военный кинооператор, известный ветеран Первой Индокитайской войны, академик кино–академии и с 2001 года – Президент Академии Изящных искусств.
Ранние годы
Пьер Шондорффер родился в городке Шамальер во французской семье альзасских протестантов. Альзас был территорией, которая несколько раз переходила из рук в руки между Францией и Германией в 17–м, 19–м и 20–м веках , что приводило к войнам – Франко–Прусской войне 1870–го года, а затем – к Первой мировой войне (1914–1918). Несмотря на то, что предки Пьера потеряли всё, что им принадлежало, они предпочитали считать себя французами.
Его дед по материнской линии, архитектор, был ветераном войны 1870 года. В 1914 году он ушёл добровольцем на фронт в возрасте 66 лет и в чине капитана. Он был убит на Второй битве при Эсне. Отец Пьера был директором больницы в Аннси (в Савойе). Он был ранен на Второй мировой войне в Битве за Францию в 1940–м и вскоре умер.
1940–е годы
В время Второй мировой войны Пьер учился в школе в городе Аннси. Его отец умер от ран, и он совсем забросил учёбу в техническом училище. Однако прочитав эпический приключенческий роман Джозефа Кесселя «Fortune Carrée» (1932) он стал мечтать о море и путешествиях по миру.
Летом 1946 года он подрабатывал рыбаком на небольшом рыболовном траулере в порту Бургнёфа–на–Ретце (в Провинции Луары, недалеко от Бретани). Этот опыт позволил ему в дальнейшем снять во Вьетнаме фильм «Than the Fisher». А затем и «Исландского рыбака».
Годом позже Пьер отправился в регион Страна Луары и нанялся в Булони моряком на шведский грузовой корабль.
С 1947 года он два года провёл на борту каботажного торгового судна, плавая по Балтийскому и Северному морям. Этот опыт пригодится ему при съёмках фильмов «7 дней в море», «Краб–барабанщик» и даже «Король выше облаков».
С 1949 по 1950 гг. он оставил море и отслужил по призыву в армии в Альпийском пехотном батальоне – в 13–м Батальоне альпийских стрелков, базировавшемся в Шамбери (регион Рона–Альпы).
Тогда же Пьер понял, что не хочет быть моряком, но и военным – тоже быть не хочет, считая это пустой тратой времени. А вот чем ему хотелось заниматься – это снимать фильмы. Ему не удалось попасть в кино– и теле–индустрию, тогда он занялся фотографией. Однажды, прочитав статью в газете «Фигаро» о военном операторе Джордже Ковале (Georges Kowal) на Первой войне в Индокитае, он решил попытать счастья в Кинематографической службе Французской армии (Service Cinématographique des Armées).
Военный корреспондент
Так в конце 1951 года Пьер Шондорффер стал военным кинооператором–добровольцем французской армии и был послан в Сайгон во Французском Индокитае. Там капрал Шондорффер подружился с военным фотографом Пресс–службы, старшим сержантом Жаном Перо и стал его протеже. Первым фильмом, который Шондорффер снял в армии, стала 9–минутная документальная короткометражка «Épreuves de Tournage de la Guerre d'Indochine» («Тяготы съёмок войны в Индокитае», 1952).
В 1954 году его друг и начальник старший сержант Перо вызвал его к себе телеграммой на битву при Дьен–Бьен–Фу, и Пьер высадился там вместе с 5–м Вьетнамским батальоном парашютистов. В результате, повышенный до старшего капрала, Шондорффер отметил свой 26–й день рождения посреди 57–дневного сражения. Он снимал всю битву для своего подразделения, но когда французы объявили прекращение огня и признали своё поражение, Шондорффер, по примеру остальных солдат, уничтожавших своё оружие, чтобы оно не досталось вьетминьцам, уничтожил свои плёнки и свою камеру. Его сын Фредерик в 1992 году в документальной драме «Дьен Бьен Фу» воспроизвёл эти события.
В конце сражений 1954 года он сумел спасти и спрятать 6 роликов по минуте, которые впоследствии оказались в руках Романа Кармена.
В плену
Сам Шондорферр был захвачен в плен 7 мая 1954 года и отправлен в исправительный лагерь Вьет–Миня. По дороге в лагерь он предпринял вместе Жаном Перо, командиром парашютистов Мишелем Бигером и с другими парашютистами попытку побега, но был схвачен. Жан Перо же исчез и с тех пор числится пропавшим без вести.
Его жизнь в тюрьме облегчил Роман Кармен, советский пропагандист, снявший самые известные документальные кадры по эту войну, вошедшие затем в его фильм «Вьетнам» (1955). Он посещал Шондорффера в тюрьме, они много общались, обсуждали свою работу. Кармен рассказал французскому пленному, что нашёл его ролики и просмотрел их.
Через 4 месяца, 1 сентября 1954 года Шондорффера освободили. На 10–ю годовщину битвы, отмечавшуюся в Париже, он был приглашён вместе с Бигером, чтобы прокомментировать кадры, снятые о той войне.
После Первой Индокитайской войны Шондорффер покинул французскую армию и стал военным корреспондентом–фотографом в Южном Вьетнаме для французских и американских новостных журналов: «Paris Match», «Paris-Presse», «Time», «Life», «Look».
Послевоенные годы
В 1955 году, возвращаясь во Францию через Гонконг, Тайпей, Японию, Гавайи и Сан–Франциско, Пьер Шондорффер организовал себе встречу с тем самым Джозефом Кесселем, чья книга в детстве так на него повлияла – со знаменитым «свободным французом», лётчиком на фронтах первой и второй мировых войн, военным корреспондентом, репортёром и писателем. Кесселя потрясли рассказы Шондорффера про его 3 года в Южной Азии.
Во Франции он подписал свой первый важный контракт с «Pathé Journal» – студией, производящей кинохронику – и уже 2 недели спустя он летел в качестве военного корреспондента в Марокко, где поднималось антиколониальное восстание против французов. Там он познакомился с Патрисией, журналисткой из газеты «France Soir», которая позднее, в 1958 году, стала его женой.
В 1956 году он разорвал свой контракт с «Пате», а они ему пригрозили тем, что они больше никогда не позволят ему заниматься кино.
Карьера писателя и режиссера (1956–2003)
Шондорффер не знал, как быть дальше, и Патрисия предложила ему связаться с тем самым Жозефом Кесселем, которого он считал историческим монументом. Кстати, и сам Кессель его разыскивал, поскольку собирался снять фильм в Афганистане по своему сценарию «Ущелье Дьявола», и хотел, чтобы режиссером был Шондорффер.
В 1959 году по просьбе основателя газеты «Франс Суар» Пьера Лазареффа Шондорффер снял репортаж об Алжирской войне для телепередачи «Cinq colonnes à la une» (ORTF). Благодаря Лазареффу он снова вернётся во Вьетнам в 1966 году, чтобы снять свой знаменитый «Взвод Андерсона» тоже для ORTF.
В 1991 году Шондорффер вернётся в Дьен Бьен Фу, чтобы воссоздать то сражение в документальной драме с тем же названием, в которой его сын Фредерик сыграет роль его самого – кинооператора. Вьетнамская армия использовалась при съёмках для изображения и армии Вьет Миня, и государственной армии Вьетнама, боровшейся на стороне французов против коммунистов. Хотя роль Французского парашютного батальона исполнил 11–й Французский парашютный дивизион.
В 2000–е годы Шондорффер снял фильмы по своим романам «Крылья бабочки» и «Над облаками».
Шондорффер имеет многочисленные награды. Во Франции он знаменит за три премии Сезар в 1978 году за фильм «Краб–барабанщик». Этот фильм он снимал 7 недель на настоящем военном корабле, эскадренном эсминце «Jauréguiberry» зимой в северной Атлантике. Фильм вышел в ноябре 1977 года, а в 1978 году получил три премии Сезар (лучший актёр, лучший актёр второго плана и лучший фотограф) и был номинирован на премии «лучший фильм» и «лучший режиссер». Кстати, за сам роман, написанный в 1976 году, Шондорффер получил Главную премию Французской Академии в области романов.
Его первый успех состоялся в 1965 году, когда он получил приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий за свой фильм «317–й взвод». Оба эти фильма основаны на его личном опыте в Первой Индокитайской войне.
За пределами Франции, в частности в США, он известен по удостоенному Оскара документальному фильму «Взвод Андерсона». Этот фильм получил и массу других наград, включая премию Эмми, премию Нью-Йоркского кинофестиваля, премию ВВС и других.
Личная жизнь
Свою жену Патрисию Шовель Пьер Шондорффер встретил в Марокко (тогда это был Испано–Французский Протекторат). Она была журналисткой газеты «France-Soir» (Вечерняя Франция). У пары трое детей: актёр и сценарист Фредерик Шондорффер, режиссер и продюсер Людовик Шондорффери актриса Амели Шондорффер.
Его племянник по линии жены – Патрик Шовель– французский актёр, фотограф и военный репортёр, режиссер документальных фильмов.
Пьер Шондорффер -
Фильмография:2004 Тайные агенты / Agents secrets ... клиент в баре, в титрах не указан