Пьер Этекс -
Биография:Пьер Этекс (Pierre Etaix) - французский комедийный актер, режиссер, сценарист, фокусник и клоун.
Режиссер и актер, артист цирка и театра, Пьер Этекс создал уникальный стиль, объединяющий бурлеск, искусство тонкой комедии, шутки, гэги и магию со стилизованной и оригинальной эстетикой Франции 60-70 годов. Его истории разыгрываются на фоне аристократических, буржуазных, рабочих или цирковых декораций. В сотрудничестве с Жаком Тати, Жан-Клодом Карьером, а также Джери Льюисом, Отаром Иоселиани и Аки Каурисмяки актер создал и воплотил образы самых разных персонажей - от чопорного и расчетливого щеголя до неловкого, стесненного в средствах бедолаги... и тем самым стал выдающимся, не похожим ни на кого комиком.
Начало
Родился 23 ноября 1928 года в Роанне, департаменте Луара, Рон-Альпс, Франция.
Был карикатуристом, работал художником в театре, выступал в варьете и цирке. В конце 50-х годов сотрудничал с Жаком Тати. Был асссистентом и автором комедийных трюков в фильме Жака Тати "Мой дядя" (1958). В 1959 году исполнил небольшую роль в криминальном фильме Робера Брессона "Карманник".
Начинал он как автор комедийных сценок для мюзик-холла, затем работал в качестве художника-постановщика и ассистента режиссера в кино. В 60-х в соавторстве с Жан-Клодом Карьером он пишет и снимает свои превые короткометражные фильмы. Затем приступает к созданию и полнометражных картин, переключаясь с театральных подмостков на кино появляется в качестве автора и исполнителя популярнейших комедийных скетчей.
Карьера
Дебютировал короткометражной комедией "Разрыв" (1961 г., Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Мангейме, 1961 г., Гран-при на МКФ в Оберхаузене, 1961 г.), в которой исполнил главную роль. Вторая короткометражная комедия Пьера Этекса "Счастливый день рождения" (1962 г.) удостоена "Оскара" за лучший короткометражный фильм в 1963 году и получила множество других значительных наград - Гран-при на МКФ в Оберхаузене, 1962 г., Приз Simone Dubreuilh на мКФ в Мангейме, 1962 г., Премия Британской киноакадемии, 1963 г. и Приз на МКФ в Вене, 1963 г. Первой полнометражной комедией Пьера Этекса стала лента "Вздыхатель" (1963 г., Премия Деллюка, премия на МКФ в Москве, 1963 г., номинация на Премию на МКФ в Западном Берлине, 1964 г., Гран-при на МКФ в Акапулько, 1963 г.) Этекс был автором сценария, блестяще исполнил главную роль Пьера. Критики утверждали, что Пьер Этекс именно этим фильмом продолжил традиции ранних кинокомедий Бастера Китона и Макса Линдера. Как правило в своих фильмах выступал как автор сценария, режиссер и исполнитель главной роли. Очередной большой удачей Пьра Этекса стала комедия "Йо-Йо" (1964 г., Премия на МКФ в Канне за фильм, 1965 г., Гран-при OCIC на МКФ в Венеции, 1965 г.), в которой актер исполнил роли миллионера и клоуна Йо-Йо. Лирическая комедия "Большая любовь (1969 г.) была для Пьера Этекса успешной - Гран-при французского кино du Cinéma Français, 1969 г., Гран-при de l’Office Catholique на МКФ в Канне, 1970 г. и Гран-при на МКФ в Панаме, 1970 г. В последующие годы Пьер Этекс продолжал развивать образ комического героя меланхоличного аристократа с автоматическими движениями и бесстрастным, неподвижным лицом. Одна из лучших комедий Этекса последних лет "Господин преклонного возраста" (1987 г.). В 1970 году Пьер Этекс сыграл в фильме Федерико Феллини "Клоуны" (1970 г.). Исполнил роль в фильме Отара Иоселиани "Сады осенью" (2006 г.).
Анализ творчества Пьера Этекса
Из статьи кинокритика Ивана Чувиляева:
Этекс – автор пяти полнометражных фильмов и еще нескольких короткометражных фильмов, вполне цельного корпуса забытых, а затем отреставрированных и вернувшихся в 2010 году на фестивальные площадки и в синематеки работ. История хрестоматийная: гений возвращается в новые времена, становится востребованным уже в статусе патриарха. Но в случае с Этексом все несколько по-другому. Во-первых, он в молодости вовсе не был обделен славой – успех имели все его работы, включая короткометражные фильмы. За одну из них – «Счастливую годовщину» – он и «Оскара» получил. «Йо-йо» же, его самый известный полнометражный фильм, почти манифест, и вовсе в свое время стал хитом. И это все притом, что Этекс никогда особенно не хотел нравиться, его гэги не кокетливы, его герой не привлекателен настолько, чтобы стать штампом, общим местом, расхожим образом. Собственно, этим и объясняется своеобразная волнообразность биографии – с уходами и возвращениями. Колючесть актера и режиссера то отталкивает публику, то снова ее привлекает.
Кажется, у него есть миссия – чуть ли не гамлетовская. Соединять, скреплять, перебрасывать мосты. От великой немой комической традиции – к стандартам нового времени. От комедийной архаики – к кинематографу последних великих авторов, вымирающего вида (кто бы спорил, что Каурисмяки и Иоселиани, у которых он играл, к таковому относятся). Связывать традицию, к которой он прикипел, в которой чувствует себя органично, и современность. Существовать где-то на перепутье.
Великая немая комическая была, наверное, идеальной формой системы кинозвезд: конечно, Бастер Китон и Гарольд Ллойд – это маски. Сумма качеств прилагательные можно подставлять какие угодно (актуальных, важных, неожиданных, парадоксальных). Причем вполне похожих: все они были героями без меча (или мяча – когда как). Провести прямую от ллойдовского интеля (которого советские обломки империи 20-х годов быстро признали своим), а уж тем более от китоновского героя и его меланхоличной манеры к пролетарской трилогии или «дрозду» – проще простого. Но Этекс – обязательный пункт остановки на этой прямой, ее никак не миновать. Он как станция Бологое – и потому неизведанный. Платформу знают все, а что за гаражами – черт знает, может, там памятников домонгольской архитектуры как селедок в бочке. В этом смысле к забору стоит присмотреться.
За тридцать лет – с 1960-го по 1989-й – он снял шесть полнометражных картин с собой в главной роли: мало. Этекс явился в кино в эпоху рождения новой комической традиции – у нас распивали литруху Трус с Балбесом и Бывалым, мистер Питкин ползал в тылу врага и крякал в трубку: «Балаклава Балаклава!», де Фюнес с Ришаром падали и хлопотали мордой сотней разных способов – в общем, пир горой, в сообществе милых кретинов никто не лишний. На фоне всего этого Этекс выглядит анахронизмом, современником братьев Маркс в лучшем случае, доживающим свой век в упорной бессловесности.
Комический герой, кочующий из фильма в фильм, – всегда идиот. Идиот образца 60-х – всегда гротескный. Кричит, топает ногами, роняет ночные горшки. «Где бабуля?» – спрашивает. Актер-неудачник, эксцентрик-мент, придурок под бомбежкой, банда неумех-жуликов. В этой галерее места герою Этекса – аристократу, комику с внешностью Кларка Гейбла – нет. Он на отшибе – и его герой тоже. Персонаж Этекса – не внутри безумного-безумного мира, а над ним. Он герой в чистом виде – не в смысле «весь вечер на арене», а в смысле отношений с окружающим миром. От «Разрыва» до «Преклонного возраста» персонаж Пьера Этекса – лишний, неподходящий. Клоун на войне, бизнесмен во время финансового кризиса, коэновский serious man в совершенно несерьезном и несолидном мире. Пытающийся этот диссонанс как-то уровнять – из чего и рождается комизм.
Этекс начинал с Жаком Тати – писал для его фильмов диалоги. И связь двух авторов чувствуется не в форме даже. В интонации, скорее. В общем несколько меланхолическом настрое, в минимализме. Вообще Этекс и здесь – чужой среди своих: для актера он слишком сдержан, для режиссера слишком актер. Сценарность, сюжетность – его самая сильная сторона. Уже в первой короткометражном фильме «Разрыв» видно, что он не совсем актер, он ничего особенно не играет. Все вокруг играет за него: звуки за кадром, трюки и гэги. Их вполне достаточно – а эффект получается железный. С героем черт-те что творится, а он сохраняет вполне бытовое выражение лица. Все в фильмах Этекса делает сюжет – и только он. Ситуация мощнее реакции на нее, красноречивее.
В том же «Йо-йо» Этекс в какой-то момент проговаривается. Соперниками главных героев, ставших циркачами, оказываются феллиниевские Дзампано и Джельсомина. Вот тут все встает на свои места, контекст выравнивается и становится ясен, компания одинокому клоуну находится. Этекс – из породы авторов, а не весельчаков. Феллини в продуктовом магазине, решившийся перешагнуть в кадр и снимать про себя и только. Если просмотреть всю фильмографию Этекса насквозь – становится понятно и то, почему его режиссерская судьба оказалась такой короткой, почему он не продолжает строгать по фильму в год о своем герое, прячущемся от суеты (как в «Было бы здоровье», где он натурально сбегает от безумного мира). Одна работа очень гладко перетекает в другую. Это почти сериал – герои похожи, хотя одной маски для них и не находится. Это все похождения одного персонажа, которые как-то должны закончиться. Начавшись с «Разрыва» – простенькой и смешной зарисовки про неудачника, все ломающего на своем пути, – они завершаются, более чем логично, в фильме «У месье преклонный возраст». Фактически постскриптумом к легенде о красавчике Пьере, живущем в сумасшедшем мире и пытающемся в нем выжить. Дальше с этим героем ничего уже происходить не может. Он уходит на второй план, становится частью того пространства, с которым комически сражался. Мелькает в «Гавре» Каурисмяки и «Садах осенью» Иоселиани – его моральных и духовных братьев. Но первого плана для такого персонажа больше не может быть: теперь его место не здесь, а в истории. Там он всегда себя чувствовал комфортнее.
Пьер Этекс -
Фильмография:2011 Гавр / Le Havre ... Docteur Becker
2010 В полной форме / En pleine forme (короткометражный)
2009 Неудачники / Micmacs à tire-larigot ... Linventeur des histoires drôles
2008 - 2010 Groland magazine (сериал) ... Lhomme de la maison de retraite
2008 Люцифер и я / Lucifer et moi
2006 Сады осенью / Jardins en automne
1990 Генри и Джун / Henry & June ... Henrys friend no. 1
1989 Бувар и Пекюше / Bouvard et Pecuchet (ТВ) ... Maître Tardivel
1987 У месье преклонный возраст / Lâge de Monsieur est avancé ... Lauteur
1987 Послушная ночь / Nuit docile ... SOS Amor
1987 Идиоты / Les idiots / Le fonctionnaire (ТВ)
1986 Макс, моя любовь / Max mon amour ...Detective
1984 Памятка / Laide-mémoire (ТВ)
1983 Странный замок доктора Лерна / Létrange château du docteur Lerne (ТВ) ... Roland
1983 Метаморфоза / La métamorphose (ТВ)
1975 Серьезный, как удовольствие / Sérieux comme le plaisir ... Le garçon détage
1972 День, когда клоун плакал / The Day the Clown Cried / Gustav
1968 Большая любовь / Le grand amour ... Pierre
1965 Было бы здоровье / Tant quon a la santé ... Pierre
1964 Йойо / Yoyo ... le millionaire
1962 Паломничество / Le pèlerinage (короткометражный)
1962 Счастливая годовщина / Heureux anniversaire (короткометражный) ... Le mari, (в титрах: Pierre Etaix)
1962 Воздыхатель / Le soupirant ... Pierre, the Suitor
1962 Большая голова / Une grosse tête
1961 Разрыв /Rupture (короткометражный)
1959 Карманник / Pickpocket ... 2ème complice