Джордж Гершвин -
Биография:Джордж Гершвин (англ. George Gershwin, настоящее имя Jacob Gershowitz — Яков, или Джейкоб, Гершовиц) — американский композитор и пианист еврейского происхождения и с корнями из России. Вершиной творческого пути Гершвина стала балладная опера «Порги и Бесс» (Porgy and Bess, 1935) по пьесе Д.Хейуарда «Порги». Это не только самая зрелая музыка Гершвина (в частности, песни из этой оперы – в числе лучших среди созданных композитором за всю жизнь, в т.ч. «Summertime»), но и лучшая американская опера.
Ранние годы
Гершвин родился 26 сентября 1898 года в нью-йоркском квартале Бруклин, в семье еврейских эмигрантов из России. Его отец был родом из Санкт-Петербурга. Настоящие имя и фамилия композитора — Янкель Гершовиц. Помимо него, в семье было еще три ребенка: два мальчика и девочка. Старшему, Айре, родители купили пианино, но действительно заинтересовался им юный Джордж, которому тогда было всего 12. «Едва солнце проникало сквозь занавески, Джордж уже сидел и подбирал популярные мелодии» - рассказывал Айра. Через год родители наняли для Джорджа учителя, а уже в 15 лет Гершвин ушел из школы, чтобы зарабатывать на жизнь игрой на фортепиано – он получал 15 долларов в неделю.
В 1913 году Гершвин начал работать пианистом в музыкальном издательстве «Тин Пэн Элли» (Tin Pan Alley). В нотном магазине, или, как торжественно называли его «фирменном салоне», приказчик обязан был не только продавать ноты, но и играть, петь, рекламировать продаваемую продукцию. Такие, умеющие играть и, если не петь, то хотя бы напевать, продавцы были в цене. Их зывали - «song-plugger». Гершвину было 15 лет, когда он стал таким продавцом в «салоне» Дж. Ремика.
Тогда же он начал сочинять мелодии, и именно в тот период были написаны темы, обработанные им позднее: «Nobody By You» из мьюзикла «La La Lucille» (1919), «Drifting Along With The Tide» из «White Scandals» (1921), а также «Some Rain Must Fall» и «Dancing Shoes» из «Dangerous Maid» (1921).
С детства впитывавший джазовую культуру (говорят, что впервые Гершвин услышал джазовую музыку в 6 лет), он был любителем джазовых концертов. Много позже, став прославленным композитором, Гершвин не переставал учиться, совершенствовать свою технику. Во время таких занятий он познакомился с уникальными американскими композиторами тех лет — Генри Кауэллом, Уоллингфордом Риггером и русским профессором Джозефом Шиллингером (последний примечателен тем, что подходил к процессу сочинения музыки с математических позиций, пытаясь разработать универсальный алгоритм).
Карьера
В 1914 году Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работая аккомпаниатором в компании Джерома Ремика. Уже через два года было выпущено первое авторское произведение молодого Гершвина — «When You Want Em You Can’t Get Em«. Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом публики, Гершвин привлек внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссёров. Например, Зигмунд Ромберг с радостью включил музыку Гершвина в свою оперетту «The Passing Show of 1916«. В те годы Гершвин, занимаясь фортепиано, гармонией и оркестровкой, подрабатывал пианистом в ресторанах.
Первый крупный успех пришёл к Гершвину, когда кумир нью-йоркской эстрады Эл. Джолсон спел его песню «Swanee» (1919). Без преувеличений можно сказать: это первая песня Гершвина, которую запела вся Америка. За один год нарасхват было продано 2 миллиона пластинок и миллион экземпляров нот «Swanee». Чуть сентиментальная песенка в ритме уанстепа наделена тем мягким, обаятельным характером мелодии, который напоминает лучшие, ставшие в Америке классическими песни Стивена Фостера.
Мюзиклы. Бродвей
В 1918—1919 годах на Бродвее появилось много произведений Гершвина: «Swanee» вошла в мюзикл «Синбад» и имела ошеломляющий успех в исполнении Эла Джолсона. А постановка «La, La Lucille» 1919 года была полностью основана на сочинениях Гершвина.
В 1920—1924 годах Джордж Гершвин создавал по нескольку десятков произведений для своего коллектива «George White’s Scandals», а в 1922 году написал даже настоящую оперу — «Blue Monday» (известную как «135th Street»), после премьеры которой был приглашен в джаз-бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора. Именно для Уайтмена Джордж сочинил настоящую жемчужину своего творчества — «Rhapsody in Blue« («Рапсодия в блюзовых тонах»).
В 1924 году Гершвин создал мюзикл «Lady, Be Good!», который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. В этой постановке Гершвин впервые работал со своим братом Айрой Гершвином, который писал все тексты. Следующее десятилетие этот творческий союз был самым продуктивным и востребованным на Бродвее. Их перу принадлежат двадцать две комедии, среди них «Lady, Be Good!»(1924), «Oh, Kay!»(1926), «Funny Face»(1927), «Strike Up The Band»(1927/30), «Girl Crazy «(1930) и «Of Thee I Sing» (1931). Самым удачным их шоу было «Of Thee I Sing», 1931; за него они получили Пулитцеровскую премию, впервые присуждённую музыкальной постановке.
Поездка в Европу вдохновила Гершвина на создание программной симфонической сюиты «Американец в Париже» (An American in Paris, 1928), обаятельного сочинения, в котором проявилось и растущее мастерство автора. Самой масштабной и амбициозной работой в биографии Гершвина стала «фольклорная» опера «Porgy and Bess», 1935, поставленная по роману Дюбоса Хейворда, принимавшего участие и в написании либретто для оперы.
Впоследствии Гершвин сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино, большинство на весьма удачные либретто своего брата Айры Гершвина (1896–1983). Их музыкальное воплощение отмечено остротой ритма, самобытностью интонаций, остроумием. По творческому наследию Гершвина можно, как по дневнику, проследить наиболее яркие впечатления его жизни. Негритянский фольклор влил в тактовые клетки Голубой рапсодии свой темперамент и свою поэзию; эхо парижских улиц откликнулось в «Американце», поездка на Кубу обворожила Гершвина прерывистым истомным ритмом румбы, породившей Кубинскую увертюру (1932), а театры, театрики Бродвея, атмосферой которых дышал Гершвин, требовали все новых и новых мюзиклов и песенок. В этих жанрах - мюзикл - песня - Гершвин написал подавляющее большинство произведений.
Работы в кино. Личная жизнь.
В начале 1930–х годов Джордж и Айра перебрались в Голливуд, где начали писать музыку к фильмам. Впервые музыка Гершвина прозвучала в фильме «The King Of Jazz», затем в картине «Delicious». Любовная песенка «Blah-Blah-Blah» прославила братьев на всю страну.
Помимо музицирования, Гершвин увлекался рисованием. Многие ценители живописи утверждают, что со временем талант Гершвина-художника мог бы развиться до такой же степени, как и его музыкальный гений.
Из-за огромного количества женщин в жизни Гершвина, его биографам весьма нелегко назвать ту из них, которую, по их мнению, он любил по-настоящему и сильнее, чем всех остальных. Такой женщиной могла быть и композитор Кей Свифт, которой он посвятил целый сборник своих композиций, и актриса Полетт Годдар, которую он просил бросить своего мужа Чарли Чаплина, и французская актриса Симон Симон, которая подарила ему золотой ключ от своего дома в Лос-Анджелесе, и танцовщица Маргарет Мэннерс, сын которой Алан Гершвин в 1959 году выступил с сенсационной статьей в одном и журналов под названием «Я незаконнорожденный сын Джорджа Гершвина». Был ли он таковым на самом деле? Доводы обеих сторон звучат неубедительно. Совершено очевиден лишь один факт: никогда Гершвин не любил ни одну женщину до такой степени, чтобы на ней жениться.
Кончина. Наследие
Жизнь Гершвина оборвалась внезапно и трагически. То, что началось с простой головной боли, внезапно переросло в хроническую и серьезную болезнь. Когда Гершвин начал забывать целые части своих произведений, его друзья и родные посоветовали обратиться к врачу, который поставил диагноз «опухоль мозга» и посоветовал операцию. Знаменитый нейрохирург Денди был в отпуске. По распоряжению правительства два истребителя разыскали в океане его яхту и доставили профессора в клинику, где находился Гершвин. Операция не внесла изменений в положение больного. 11 июля 1937 года Джордж Гершвин скончался.
Наследие Гершвина никогда не теряло своей актуальности: только за последние пять лет вышло два упакованных «звездной мощью» (Стинг, Питер Гэбриэл, Шинейд ОКоннор, Шер и мн. др.) диска современных интерпретаций его песен («Glory Of Gershwin» и «Red, Hot + Rhapsody»). Все, что написал Гершвин, пронизано единой идеей – сделать музыку доступной каждому человеку, не отрываться от повседневного быта, не отворачиваться высокомерно от звучаний улицы, дансинга, от песни негритянки, стирающей белье, от доморощенного джаза в угоду джазу архи–роскошному, не возводить несокрушимых стен между музыкой классической и легкой. Эта идея и привела Джорджа Гершвина к созданию произведений, вошедших в музыкальный обиход всего мира, поднявших музыку американской нации до уровня классики.
Джордж Гершвин -
Фильмография: