Майкл Манн -
Биография:Майкл Манн родился и вырос в одном из самых неприглядных районов Чикаго – предместье Патч. Главное школьное увлечение – английская литература, благодаря которому Манн без труда поступает на филологический факультет висконсинского университета. Но, посмотрев немой фильм Георга Вильгельма Пабста «Безрадостный переулок» (1925) с великой Гретой Гарбо в одной из главных ролей, юноша решает попробовать свои силы в кино и отправляется в Лондонскую Международную Киношколу. Там он знакомится и сотрудничает с молодыми Аланом Паркером, Ридли и Тони Скоттами. Манну удаётся создать небольшую студию, где он вместе с коллегами начинает производство рекламных роликов для телевидения. Заработав немного денег, Майкл решается на опыт в жанре кинодокументалистики. Он едет во Францию, снимает знаменитые майские волнения 1968 года и предлагает каналу NBC фильм «Восстание». Следующая документальная картина Манна «Янпури» выигрывает главный приз Каннского кинофестиваля в категории неигрового кино.
В 1972 году молодой режиссёр возвращается в США, где приступает к работе над фильмом «На 17 дней позднее». В этой ленте Манн рассказывает о судьбе корреспондента журнала «Newsweek», вернувшегося на родину после пятилетнего отсутствия. Критики усмотрели в этом явные аналогии с жизнью самого постановщика. Манн начинает плодотворное и длительное, как выяснится позже, сотрудничество с телевидением. В 1977 и 1978 годах он снимает часовые эпизоды для сериалов «Женщина-полицейский» и «Вега$», пишет сценарии для популярного шоу «Старски и Хатч», а в 1979-м дебютирует художественным телефильмом «Иерихонская миля». Дебют признаётся удачным, Манн получает приз Гильдии американских режиссёров.
В 1981 году на экраны кинотеатров выходит картина «Вор», повествующая о непростых буднях медвежатника, в ярком исполнении Джеймса Каана. Попытка режиссёра обосноваться на территории horror-жанра – «Башня» (1983) – по общему мнению зрителей и критики можно отнести к неудаче. Стихия Манна – криминальные разборки, крутые парни и честные полицейские, доказательством чему стал феноменальный успех сериала «Полиция Майами. Отдел нравов» (1984-1989), где режиссёр примеряет на себе роль исполнительного продюсера.
В 1986 году Манн экранизирует роман Томаса Харриса «Красный дракон». Именно в этом фильме – «Охотник на людей» - перед зрителем впервые предстаёт знаменитый Ганнибал Лектор, помогающий полицейскому выйти на след маньяка по прозвищу «Зубная боль». Картина не снискала столь шумного успеха, как «Молчание ягнят» Джонатана Демме. Причины можно искать где и в чём угодно, но только не в качестве проделанной Манном работы. Со всей очевидностью это стало ясно после выхода «Красного дракона» Бретта Ратнера.
Параллельно Манн продюсирует сериал с говорящим названием «Криминальная история». Вновь перед нами бандиты, проститутки, наркодилеры, боссы мафии. Три года спустя он запустит ещё одну телесагу с аналогичным содержанием – «L.A. Takedown» - собственноручно сняв пилотную серию.
В 1992 году режиссёр экранизирует роман Фенимора Купера «Последний из могикан». Фильм имеет большой кассовый успех, но с прохладцей принимается критикой. Отойдя от излюбленных гангстерских пиф-пафов Майкл Манн делает добротный, но, по большому счёту, безликий продукт. «Последний из могикан» явно выбивается из череды летних блокбастеров, в тоже время, оставаясь белой вороной в фильмографии режиссёра. Здесь слишком много «на публику» и слишком мало «от Майкла Манна».
Возникшие у поклонников подозрения в излишней коммерциализации режиссёр развеивает в 1995 году, делая эталонную криминальную драму «Схватка». По сути, Манн не придумывает ничего нового, а просто с максимальной отдачей реализует старые наработки, опробованные в телесериальной продукции 80-х. Нельзя не отметить блистательный актёрский состав: Вэл Килмер, Джон Войт, Том Сайзмор, Дайан Венора, Натали Портман, Эшли Джадд… и всё-таки они лишь фон для главных звёзд проекта – Аль Пачино и Роберта Де Ниро. В «Схватке» Манн воплощает на экране заветную мечту любого настоящего киномана – разминувшиеся в копполовском «Крестном отце II» живые легенды Голливуда встречаются лицом к лицу в одном из придорожных кафе Лос-Анджелеса.
Режиссёр пригласил Пачино и в свой следующий проект. В «Своём человеке» Аль сыграл репортёра и продюсера телепрограммы «60 минут», пытающегося разговорить учёного Джеффри Уиганда (Рассел Кроу). Уиганд утверждает, что боссы табачной корпорации преднамеренно солгали под присягой, существенно занизив статистические данные о вреде курения. Картина была выдвинута на соискание премии «Оскар» по ряду центральных номинаций, в том числе «Лучший фильм», «Лучший режиссёр» и «Лучший сценарий». Отойдя от привычной для себя тематики, Манну удалось сделать по-настоящему сильное кино, где художественная ценность равнозначна заявленным в картине темам.
В 2001 году режиссёр обратился к биографии одного из величайших боксёров ХХ века Мухаммеда Али. Картина повествует о богатой на события десятилетке – с 1964 по 1974 год - первые победы на ринге, принятие ислама, возвращение в большой спорт. Манн словно с хронометром в руке отслеживает наиболее важные эпизоды жизни боксёра, забывая при этом о необходимой, хотя бы минимальной, динамике. Тяжеловесность его «Али» не отпугнула, пожалуй, только самых преданных поклонников Кассиуса Клея.
Поработав в жанрах драмы и байопика, в 2004 году Майкл Манн возвращается к старому доброму триллеру. На экраны выходит «Соучастник». Том Круз с ёжиком седеющих волос, Джейми Фокс за баранкой лос-анджелесского такси, труп в багажнике, красивейшие планы ночного Города Ангелов – вот они, главные компоненты неонуара по Майклу Манну. Картина преодолела заветный стомиллионный рубеж в кинопрокате, приглянулась большинству критиков, в очередной раз доказав, что под чутким руководством талантливых режиссёров Том Круз может и умеет создавать яркие, харизматичные образы.
В 2005 году Манн приступает к съёмкам киноверсии сериала «Полиция Майами. Отдел нравов», пригласив на главные роли Колина Фаррела и Джейми Фокса (это третья совместная работа актёра и режиссёра). Летом 2006-го картина вышла в прокат. К сожалению, реинкарнация бравых детективов Санни Крокета и Риккардо Таббса не увенчалась успехом. Манн снял визуально совершенную, но содержательно слабую картину. Фильму не хватает какой-то чертовщинки, лёгкой бесшабашности, имевшей место в телевизионном оригинале середины 80-х. Милейшая улыбка Дона Джонсона оказалась штучным товаром.
Майкл Манн относится к малочисленной касте кинематографистов, умело сочетающих в своём творчестве приёмы жанрового и авторского кино. Отнести картины Манна к мейнстримовому потоку современного Голливуда было бы явным преувеличением. Вот уже который год ему раз за разом удаётся находить золотую середину, являясь положительным примером для множества молодых ремесленников, обитающих в нежно любимом режиссёром Лос-Анджелесе.
Майкл Манн -
Фильмография:2008 Хэнкок / Hancock ... Executive