Вверх

Вы вошли на сайт, как Гость






Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Меню

Звёздные новости

п»ї
Случайные знаменитости
Шон Пайфром Шон Пайфром
Элиза Товати Элиза Товати
Адриана Угарте Адриана Угарте
Агостина Белли Агостина Белли
Роб Риггл Роб Риггл
Карл Урбан Карл Урбан
Бриджит Фонда Бриджит Фонда

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Морис Бежар


Фото Морис Бежар Фото Морис Бежар Фото Морис Бежар



Морис Бежар - Биография:

Морис Бежар (фр. Maurice Béjart; настоящее имя — Морис-Жан Берже, фр. Maurice-Jean Berger) – французский танцовщик и театральный режиссер, один из самых выдающихся балетмейстеров и хореографов 20 века. Этот человек во многом перевернул традиционные представления о балете, а его труппа успешно гастролировала по всему миру несколько десятилетий. О Морисе Бежаре говорят не только как о создателе оригинального хореографического стиля, но как о мастере, перевернувшего представления о классическом балете вообще, экспериментаторе, совместившем в ряде балетных постановок разные виды искусств – драму, оперу, симфонию, хор.

Ранние годы

Морис Бежар родился 1 января 1927 года в Марселе в семье известного французского философа Гастона Берже (Бежар - сценический псевдоним Мориса). Отец был родом из турецкого Курдистана, мать - каталанка; среди его дальних предков были выходцы из Сенегала. По признанию самого Бежара, это соединение национальных корней наложило отпечаток на все его творчество. Отец Мориса был философом, крупным администратором, министром образования (1953—1960), членом Академии моральных и политических наук (1955).

В детстве Морис был болезненным, слабым ребенком и врач посоветовал ему занятия спортом, но, услышав от родителей о страстном увлечении мальчика театром, рекомендовал классический танец. В 1941 году Бежар начал обучаться хореографии, а в 1944 году уже дебютировал в балетной труппе марсельской Оперы.
Однако в классическом балете Бежар не прижился, и в 1945 году он переезжает в Париж, где в течение нескольких лет берет уроки у знаменитых преподавателей: Лео Статса, Любови Егоровой, мадам Рузан и у госпожи Волковой в Лондоне, в результате чего освоил множество разных хореографических школ.

Балет

В начале своей карьеры Бежар сменил множество трупп: он работал у Ролана Пети и Жанин Шарра в 1948 году, выступал в «Инглсби интернэшнл балле» в Лондоне в 1949 году и в Королевском шведском балете в 1950-1952 годах.
В Швеции Бежар дебютировал как хореограф, поставив для кинофильма фрагменты балета «Жар-птица» И. Стравинского.

В 1953 году Бежар совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу «Балле де л'Этуаль» («Звёздный балет»), которая просуществовала до 1957 года. В 1957 году он создал труппу «Балле-театр де Пари» (Театр балета Парижа). В то время Бежар ставил балеты и одновременно выступал в них в главных ролях. Труппа Бежара поставила такие балеты, как «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Шопена, «Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти, «Красавица в боа» на музыку Д. Россини, «Путешествие к сердцу ребенка» и «Таинство» Анри, «Танит, или сумерки богов», «Прометей» Ована.

В 1959 году Бежар ставит на сцене брюссельского театра Монер балет «Весна священная» (музыка И. Стравинского) для Королевского балета Бельгии, потрясший не только любителей классического танца, но и весь мир.

Всемирная слава хореографа

В 1960 году Бежар основывает труппу «Балет ХХ века», с которой становится всемирно известным хореографом, признанным мэтром современного танца. Труппа базируется в швейцарской Лозанне и в 1987 году переименовывается в «Лозаннский балет Бежара».
Выступавший в новом для себя качестве художника-постановщика, Бежар предпринял эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение (или слово) занимают равное место. В таком стиле он поставил в 1961 году балеты «Гала» на музыку Скарлатти, который шел в театре «Венеция», синтетический спектакль «Четверо сыновей Эймона» на музыку композиторов XV-XVI веков, который он поставил в Брюсселе совместно с Э. Клоссоном и Ж. Шара, а также «Мучения Святого Себастьяна», поставленный в 1988 году с участием сценического оркестра, хора, вокальных соло и танца в исполнении артистов балета. Эти эксперименты были оценены критикой и специалистами очень высоко, и в 1960 и в 1962 годах Морис Бежар был награжден премией Театра Наций, а в 1965 году стал лауреатом Фестиваля танца в Париже.

В 1970 году Бежар основал в Брюсселе специальную школу-студию «Мудра».
Последние 20 лет Морис Бежар руководил Лозаннским балетом.
Он создал и поставил более ста балетов, написал пять книг. В числе наиболее известных его работ: «Бахти» (на индийскую музыку), «Жар-птица» (на музыку сюиты из одноименного балета Стравинского), «Нижинский, клоун Божий» (на музыку Пьера Анри и Чайковского), «Наш Фауст» (на музыку И.С.Баха и аргентинских танго), «Брель и Барбара», посвященный двум великим французским шансонье.

Среди последних работ труппы «Bejart Ballet Lausanne» – спектакль «ЗАРАТУСТРА», премьера которого состоялась 21 декабря 2005 г. в Лозанне. Морис Бежар вновь обратился к творчеству Фридриха Ницше, одного из своих любимых авторов.

15 июля 2007 года в миланском театре «Ла Скала» прошла премьера балета «Спасибо, Джанни, с любовью» («Grazie Gianni con amore»), приуроченого к десятилетию со дня убийства итальянского модельера Джани Версаче, с которым Бежара связывало 15 лет дружбы. После трагической смерти Версаче появилась программа «Болеро для Джанни».

Бежара часто приглашали в разные театры для постановки отдельных спектаклей. Долгие годы сотрудничества связывали его с великой русской балериной Майей Плисецкой. Он поставил для нее балет «Айседора», а также несколько сольных концертных номеров для ее выступлений. Наиболее известны среди них «Видение розы» и «Аве, Майя». На протяжении многих лет Бежар работал и с В. Васильевым, который впервые исполнил поставленную Бежаром версию балета И. Стравинского «Петрушка», а вместе с Е. Максимовой он исполнял заглавные партии в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

Новаторство в балете

Бежар предложил принципиально новое решение ритмического и пространственно-временного оформления спектакля. Привнесение в хореографию элементов драматической игры обуславливает яркий динамизм его синтетического театра.

Первым из балетмейстеров Бежар использовал для хореографических постановок огромные пространства спортивных арен. Во время действия на огромной площадке размещались оркестр и хор, действие могло развиваться в любом месте арены, а иногда даже в нескольких местах одновременно. Этот прием позволял сделать участниками спектакля всех зрителей. Дополнял зрелище огромный экран, на котором появлялось изображение отдельных танцоров. Все эти приемы были направлены не только на привлечение публики, но и на ее своеобразный эпатаж. Одним из таких спектаклей, основанных на синтезе, стали «Мучения Святого Себастьяна», поставленные в 1988 году с участием сценического оркестра, хора, вокальных соло, а также танца в исполнении артистов балета.

Бежар и раньше совмещал различные виды искусств в одном спектакле. В таком стиле он, в частности, поставил в 1961 году балет «Гала» на музыку Скарлатти, который шел в театре «Венеция» . В том же году в Брюсселе Бежар совместно с Э. Клоссоном и Ж. Шарра поставил синтетический спектакль «Четверо сыновей Эймона» на музыку композиторов XV-XVI веков.

Для развития своих замыслов Бежару были нужны единомышленники. Ив 1970 году он основал в Брюсселе специальную школу-студию. Свойственный XX веку яркий эпатаж и зрелищность отразились в названии студии – «Мудра», представляющем собой изобретенный Бежаром акроним, отражающий его интерес к классическому танцу Востока.

Его балетные школы:
«Мудра» в Брюсселе (Бельгия) – 1970–1988;
«Мудра» в Дакаре (Африка) – 1977–1985;
«Рудра» в Лозанне (Швейцария) – с 1992 по наст. время. Считается одной из самых знаменитых профессиональных балетных школ мира.

В 2007 году получил второе гражданство – швейцарское.

Кончина

В последние годы ему изменяли ноги — главное оружие балетмейстера. Он репетировал и показывал руками, приезжая на работу в инвалидной коляске. Но обязательно выходил на поклон, опираясь на верных соратников-артистов. Преемника себе Морис Бежар выбрал еще несколько лет назад: им стал Жиль Роман — последний танцовщик почившего «Балета ХХ века» и первый танцовщик «Bejart ballet Lausanne».

Однажды Морис Бежар признался: «Моя жизнь после «Жизни» (балет 1985 года) вообще меня больше не волнует». В своих балетах он изображал смерть любовницей, матерью, прекрасной дамой. Для Бежара–философа любая гибель — начало обновления; для Бежара–человека — покой, достойный уход от житейской суеты.

Морис Бежар скончался 22 ноября 2007 года в одной из больниц в Швейцарии, куда он был доставлен 16 ноября; ему предстояло пройти курс лечения из-за проблем с сердцем и почками. Это была вторая госпитализация за последний месяц. Умер Бежар в присутствии в частности бельгийского поэта Франсуа Вейерганса. По завещанию, он был кремирован, а прах его развеян над пляжами Остенде (Бельгия).




Морис Бежар - Фильмография:

2001 Tout près des étoiles: Les danseurs de l'Opéra de Paris ... хореограф
1979 New old
1977 Je t'aime, tu danses
1952 Eldfågeln ... Dancer

Мы В Контакте Мы на Facebook Лента новостей RSS

Маленький бонус:
Эту информацию могут видеть только зарегистрированные пользователи
Копирование и публикация материалов сайта разрешены только при наличии активной ссылки на источник
2011 - наши дни.. © Контакты | Лого | Реклама на сайте | Вебмастерам