Жюль Дассен -
Биография:Ранние годы
Жюль Дассен родился под именем Джулиус Дассин (уменьшительно Джули) в городке Миддлтаун округа Миддлсекс в штате Коннектикут на восточном побережье США в набожной еврейской семье недавних иммигрантов из Одессы, один из восьми детей. Его отец Шмил (Сэмьюэл) Дассин был парикмахером, мать Берта Фогель — домохозяйкой. Вскоре после рождения Джулиуса вся семья переехала в нью-йоркский район Гарлем, учился Дассен в средней школе Морриса в Бронксе.
После кратковременного обучения в Европе, Дассен начал театральную карьеру на идише в нью-йоркской еврейской пролетарской труппе «АРТЕФ» (идиш: Арбэтэр Театэр Фарбанд — рабочее театральное объединение) в 1934 году, когда театр въехал в собственное здание на Бродвее. Эта новаторская труппа была создана режиссёром Бенно Шнайдером — воспитанником вахтанговской театральной студии «Габима» — в МХАТовских традициях и находилась под сильным влиянием советского авангардизма середины 20-х годов, не исключая и прокоммунистической направленности. С 1936 года Дассен уже в основном актёрском составе, играл главным образом в пьесах Шолом-Алейхема. Одновременно зарабатывал на жизнь сочинением сценариев для популярного в те годы (c 1937 года) радиочаса Кейт Смит.
Голливуд
После распада труппы АРТЕФ в 1940 году — Дассен впервые выступил в роли режиссёра, поставив «Medicine Show» («Лечебное шоу») на Бродвее. Умеренный успех постановки привёл к его переезду в Лос-Анджелес, где oн вскоре начал работать в Голливуде, подписал семилетний контракт с компанией Метро-Голдвин-Майер (MGM) и уже в следующем году дебютировал короткометражной экранизацией рассказа Эдгара По «Сердце-обличитель». На протяжении 1940-х годов Дассен снял ряд полнометражных лент, но в 1947 году, остро ощущая отсутствие творческой свободы, прервал контракт с MGM и вернулся в Нью-Йорк. Здесь он начал сотрудничать с независимыми кинокомпаниями и один за другим снял четыре культовых детективных фильма в стиле нуар с налётом удачно найденного им неореализма, принёсших ему известность и кассовый успех — «Грубая сила», 1947; «Обнажённый город», 1948; «Воровское шоссе», 1949; «ночь и город», 1950.
Во всех четырёх картинах Дассен отдаёт явное предпочтение саспенсу и напряжённости перед откровенными сценами насилия, ставшими уже как-будто неотъемлемой частью гангстерского кино. Начиная со второго из них («Обнажённый город») он настаивает на проведении съёмок на реальных улицах Нью-Йорка и на использовании непрофессиональных статистов, что было весьма отлично от общепринятой тогда практики студийной съёмки.
В чёрном списке
Oднако eщё до окончания съёмок картины «Ночь и город» в Лондоне дальнейшая карьера режиссёра в США была прервана его коллегой Эдвардом Дмытрыком, который в набиравшую обороты эпоху маккартизмa освидетельствовал членство Дассена в коммунистической партии перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности. Дассен остался практически без работы (одна театральная постановка за 3 года) и так и не дождавшись собственной повестки от HCUA, в 1953 году был вынужден переехать вместе со всей семьёй (жена — скрипачка Беатрис Лонер, дочери Джули и Рики, сын Джозеф) в Париж, где к тому времени уже сложилось целое сообщество таких же как и он голливудских невозвращенцев.
После пяти лет мытарств и безуспешных попыток вернуться в кино во Франции и Италии, Дассену всё же удалось получить новый контракт и продолжить кинематографическую деятельность во Франции, впоследствии в Греции и вновь в США — «Рифифи, или мужские разборки», 1955; «Только не в воскресенье», 1959; «Федра», 1961; «Кинжал Топкапи», 1964. Большинство из этих фильмов, в первую очередь «Ночь и город», «Рифифи» (приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Каннах, 1955) и «Кинжал Топкапи», стали классикой жанра нуар. Франсуа Трюффо назвал «Рифифи» лучшим фильмом жанра.
Новая жизнь
В 1955 году на фестивале в Каннах Дассен познакомился с начинающей греческой актрисой Мелиной Меркури (1920-94), вскоре развёлся с Беатрис Лонер (Beatrice Launer) и в начале 1960-х годов поселился с новой женой в Греции. Успешное использование греческой тематики и несказанная популярность картины «Только не в воскресенье» сделали супружескую (с 1966 года) пару Дассен-Меркури чем-то вроде национальных героев в этой стране. Мелина Меркури снялась в главных ролях в большинстве картин Дассена этого периода (в том числе артхаусных), включая такие известные как «Кинжал Топкапи» с Максимиллианом Шеллом и Питером Устиновым, «Никогда в воскресение» (в 1967 году на его основе Дассен поставил мюзикл «Лапочка Иллия», на Бродвее с Меркури в главной роли), «Федра» (с Энтони Перкинсом) и «Страстная мечта» — последняя роль Мелины в кино.
Жюль Дассен был продюсером и автором или соавтором сценария в большинстве своих картин, а также снялся в некоторых из них, в том числе под псевдонимом Perlo Vita. В картине Только не в воскресенье (1959), Дассен и Меркури сыграли главные роли. В годы диктатуры в Греции (1967-74) Дассен и Меркури жили в Нью-Йорке и во Франции, затем вновь поселились в Афинах, где Меркури стала членом парламента, а с 1981 года — министром культуры Греции. С 1980 года, устав от трудностей финансирования некоммерческого кино, Дассен сконцентрировался главным образом на театральных постановках в Афинах. После смерти Мелины в 1994 году oн остался жить в Афинах в своём особняке на улице Мелины Меркури один.
Жюль Дассен -
Фильмография:2005 Buzz
1974 The Rehearsal
1970 Обещание на рассвете / Promise at Dawn ... Ivan Mosjukine
1960 Никогда в воскресенье / Pote tin Kyriaki ... Homer Thrace
1955 Мужские разборки / Du rififi chez les hommes ... Cesar le Milanais