Джон Бурмен -
Биография:Джон Бурмен – английский режиссер, работающий и в США. Родился 18 января 1933 года в Шеппертоне, Лондон, Англия. Начинал как кинокритик в женском журнале и на радио. После армии поступил в 1955 г. работать на телевидение в качестве помощника монтажера. Сменив несколько провинциальных студий, Бурмен вскоре становится заметным режиссером-документалистом на Би-Би-Си. В игровом кино дебютировал фильмом «Поймайте нас, если сможете» (1965), подобно «Вечеру трудного дня» Р.Лестера, ставящим в центр сюжета поп-группу, но более проникнутым сатирическим духом по отношению к телевидению с его всепроникающей рекламой.
Познакомившись с Ли Марвином, Бурмен снимает с ним два фильма в США: «В упор» 1967 года (по гангстерскому роману Ричарда Старка) и «Ад в Тихом океане» 1968 года. Первый - жесткий гангстерский триллер с характерной для своего времени темой противостояния одиночки анонимной «Организации», второй - аллегорическая экзистенциальная драма, где Марвину - американскому летчику - противостоит оказавшийся на том же необитаемом острове военный противник Мифуне, японский моряк.
Такой же аллегорической драмой выглядит «Лев Последний» 1970 г. с Марчелло Мастрояни в роли принца в изгнании, обретающего потерянный вкус к жизни, поселившись среди черных обитателей трущобного квартала Лондона. Сходная тема, уже на нью-йоркском фоне, проводится режиссером двадцать лет спустя в фильме «Там где сердце».
Если «Лев Последний» был, пожалуй, наиболее неудачным в коммерческом отношении фильмом Бурмена, то следующий за ним - «Избавление» (1972) - до сих пор остается самым крупным его успехом во всех отношениях. Снятый по роману известного американского поэта и писателя Джеймса Дикки, он весьма необычным, отнюдь не благостно-руссоистском духе трактует традиционную оппозицию «природы» и «культуры», показывая на примере четырех отпускников, плывущих на каноэ по диким зарослям Богом забытого и предназначенного на искусственное затопление участка в Аппалачских горах, что современный человек скорее склонен одичать и стать варваром, оторвавшись от привычной среды, нежели облагородиться. Своим успехом фильм оказался обязан в высшей степени органичному слиянию жанровых особенностей приключенческого фильма, доведенных до грани шокирующей жестокости, с оправдывающей эту жестокость философской заданностью.
Подобное соединение философской аллегоричности с четко заявленной жанровой определенностью с разной степенью успеха присутствует во всем творчестве Бурмена. В фантастической антиутопии «Зардоз» весьма замысловато и несколько тяжеловесно проводится противопоставление биологической личности и жестко, до стерильности организованной социальной системы; метафизическая тема дремлющего в человеке Зла интересует его в «Изгоняющем дьявола-2» (1977); смена исторических эпох (магизма, представленного Морганой и Мерлином, на смену которому приходит век героического рыцарства) составляет философскую подоплеку «Экскалибура» (1981), костюмного, выдержанного в оперно-вагнеровском стиле эпического киноповествования по кельтским легендам о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
Однако, уже в «Изумрудном лесе» (1985, современном переложении истории «дикого ребенка», европейца, взращенного индейцами в джунглях Амазонии) тема «природы» и «культуры» проводится без раннего парадоксализма в рамках модного экологизма. А в «Надежде и славе» (1986) режиссер в жанре лирической комедии возвращается к эпизодам своего военного детства, увиденного глазами девятилетнего, мало что осознающего мальчика, радующегося разрушению своей школы в результате бомбежки, поскольку оно освобождает его от постылых занятий. Другие фильмы Бурмена: «Там, где сердце» 1990 г.; «По ту сторону Рангуна» 1995 г.; «Генерал» 1997 г.; «Портной из Панамы» 2000 г. (По роману Джона Ле Карре).
Дети Джона Бурмена - Катрин,
Чарли, Тельш и Дэйзи - снимаются в фильмах.
Джон Бурмен -
Фильмография:1978Long Shot ... The Director