Фрэнсис Фармер -
Биография:Фрэнсис Фармер — американская актриса. Она стала известна из-за своей скандальной и трагической судьбы, в частности, нашумевшими стали несколько принудительных госпитализаций актрисы в психиатрическую клинику. Об актрисе снято несколько фильмов, написано несколько книг, а также ей посвящено множество песен.
Фрэнсис Фармер (полное имя — Фрэнсис Елена Фармер) родилась в Сиэтле 19 сентября 1913 года в семье Эрнеста Мелвина Фармера и Лиллиан Ван Орнум Фармер. Фрэнсис с детства была одаренным ребенком и ещё обучаясь в школе стала лауреатом конкурса сочинений, за что получила премию в размере $100. В середине 1930-х годов, будучи ещё студенткой драматического отделения Вашингтонского университета, Фармер неоднократно принимала участие в различных студенческих театральных постановках, среди которых «Елена Троянская» и «Дядя Ваня». В 1935 году она вновь привлекла к себе внимание, выиграв студенческий конкурс в газете «The Voice of Action». Призом стала поездка в Советский Союз и, несмотря на протесты матери, Фармер все же отправилась в поездку с желанием посетить МХАТ. После этого Фармер неоднократно подвергалась нападкам и обвинениям в симпатии к коммунизму и атеизму.
Начало карьеры
Летом 1935 года, после возвращения из СССР, Фрэнсис решила серьезно заняться актерской карьерой и для этого перебралась в Нью-Йорк. Там она познакомилась с агентом из Paramount Pictures, который вскоре устроил ей тестирование на студии. Фармер удачно показала себя на пробах, и ей был предложен семилетний контракт, подписав который Фармер отправилась в Голливуд. Ее кинодебют состоялся в 1936 году в картине «Слишком много родителей», на съемках которой она познакомилась со своим будущим мужем актером Лейфом Эриксоном, за которого в том же году вышла замуж.
К концу 1936 на экраны вышел фильм «Ритм на кручах», где Фармер снималась вместе с Бингом Кросби, а также картина «Приди и возьми это», в которую Фармер попала благодаря продюсеру Самуэлю Голдуину. Все эти киноработы принесли начинающей актрисе большую популярность и публика приняла ее как новую кинозвезду.
Несмотря на это Фармер не была полностью удовлетворена своей карьерой. Ей казалось, что студия Paramount Pictures специально навязывает ей свои роли и всегда отказывает ей в собственном выборе, пытаясь подавить её становление как успешной кинозвезды. На всё это Фрэнсис реагировала очень бурно, часто вступала в конфликты с продюсерами, пытаясь отстоять свою точку зрения. Она отказывалась посещать голливудские вечеринки и почти не контактировала с другими звездами. В прессе тех лет информации о Фармер почти не было, и лишь изредка появлялись колкие статьи, в которых актрису обвиняли в безвкусном и старомодном выборе одежды.
Мятежная звезда
В 1937 году, надеясь повысить свою репутацию в качестве серьезной актрисы, она покинула Голливуд и отправилась на восточный берег с целью принять участие в летних театральных постановках. Там Фрэнсис привлекла к себе внимание режиссера Гарольда Клурмана и драматурга Клиффорда Одетса, которые пригласили её в местную театральную группу, где Фармер вскоре появилась в постановке «Золотой мальчик». Ее игра сначала совершенно не впечатлила публику, а журнал «Time» и вовсе заявил, что эта роль не для нее. Несмотря на это постановка стала крупным театральным хитом, а после начала турне в 1938 году, критики от Вашингтона до Чикаго давали восторженные отзывы.
За время сотрудничества Фрэнсис Фармер и Клиффорда Одетса у них начался роман, несмотря на то, что Одетс был женат на Луизе Райнер, и у Фармер был муж. После того как они расстались, а театральная группа выбрала другую актрису для выступлений в Лондоне, Фармер решила, что её предали, а все предыдущее время просто использовали, чтобы сделать постановку успешной. Фармер вновь вернулась в Голливуд на Paramount Pictures, где по контракту в течение трёх месяцев каждого года должна была сниматься в кино. В остальное время, свободное от киносъёмок, она продолжала периодически играть в театре, но последующие ее два появления на Бродвее не имели большого успеха.
Начиная с 1939 года, из-за ее капризного поведения на работе и участившегося алкоголизма, ее репутация стала сильно падать. Фармер все же по-прежнему часто предлагали хорошие роли, но когда дело доходило до съемок, и актриса проявляла свой нетерпимый характер, продюсеры отказывались от нее. Фрэнсис перестала появляться в главных ролях, а в 1942 Paramount Pictures и вовсе разорвал с ней контракт. Вдобавок ко всему в том же году распался ее брак с Лейфом Эриксоном.
Арест и госпитализации
19 октября 1942 года полиция Санта-Моники задержала Фрэнсис Фармер за езду в нетрезвом виде, а также за последовавшее оскорбление правоохранительных органов. Она была на сутки взята под арест, а затем приговорена к штрафу в $500 и 180-дневному тюремному заключению. Фармер тут же заплатила $250 и была условно освобождена.
К январю 1943 Фрэнсис так и не заплатила оставшуюся часть штрафа, а вдобавок на нее поступила жалоба от парикмахера киностудии, согласно которой актриса выбила ему челюсть. Эти действия привели к тому, что актриса вновь оказалась под арестом. Во время судебного слушания на следующее утро после ареста Фармер обвинила полицию в нарушении ее гражданских прав, запустила в судью чернильницу и потребовала адвоката. Ее немедленно приговорили к тюремному заключению в 180 дней и под крики и нападки на полицейских вынесли из зала. Это всё не прошло незамеченным и стало главной новостью в прессе. В тюрьме Фармер пробыла недолго и вскоре, благодаря ее свояченице, работавшей депутатом в местном округе, была переведена в Центральный госпиталь Лос-Анджелеса, где у неё диагностировали маниакально-депрессивный психоз.
Во время ее обследования в санатории Кимбол в Сан-Фернандо, Фармер был поставлен диагноз шизофрения и применена шоковая инсулиновая терапия, на что ее семья не давала согласия. Спустя девять месяцев, проведенных в санатории, Фрэнсис удалось оттуда бежать и, преодолев путь в 32 км, она добралась до дома своей сестры. После того как мать Фрэнсис узнала о применённых к дочери процедурах, она приехала в Лос-Анджелес и начала долгую юридическую борьбу с целью получить полное опекунство над ней. Хотя психиатры настаивали на продолжении лечения, Лиллиан Фармер удалось выиграть в этом деле, и в сентябре 1943 года она с дочерью вернулась в Сиэтл.
Но это не стало выходом из ситуации, и в течение шести месяцев, проведенных в родительском доме, Фармер постоянно проявляла агрессию в отношении матери, и ей пришлось вновь упрятать дочь в одну из клиник в штате Вашингтон. Там к Фрэнсис применялась электросудорожная терапия, и по истечении трех месяцев она была признана полностью вылечившейся. Спустя некоторое время Фармер отправилась с отцом в город Рино в штате Невада, чтобы повидаться с тетей. Но во время этой поездки сбежала и, после длительных путешествий на попутках, была арестована за бродяжничество в калифорнийском городе Антиох.
В мае 1945 по рекомендации матери Фрэнсис снова отправили в клинику, где она провела последующие пять лет. Последний врач-психиатр, лечивший Фрэнсис — Уолтер Фримен, проводивший свои опыты в лечебнице, где находилась актриса. Хирург провел транслоботомию, воздействуя на участок мозга, контролирующий волю и эмоции человека, после чего сознание актрисы совершенно поменялось.
В марте 1950 года Фармер покинула клинику и под опекой матери вернулась в Сиэтл. Там она устроилась в прачечную в отеле «Олимпик», том же месте, где в 1936 ее чествовали на мировой премьере фильма «Приди и возьми это». В 1953 году, по истечении 10 лет после ареста, Фрэнсис Фармер была восстановлена в своих гражданских правах.
Последние годы жизни
В 1951 Фрэнсис вышла замуж за Альфреда Х. Лобли и переселилась в калифорнийский город Эврика, где в течение трех лет анонимно жила и работала секретарем на фотостудии.
В 1957 году она познакомилась с телевизионным промоутером Леандом С. Майкселлом, вместе с которым вскоре уехала в Сан-Франциско. Там она вновь подогрела к себе интерес публики и спустя год вернулась на театральную сцену. В 1958 году она развелась с Лобли и вышла замуж за Микэселла. В том же году Фармер появилась в эпизодах нескольких телесериалов, в том числе в «Студии один» и «Театре 90», и исполнила свою последнюю роль в кино, снявшись в картине Paramount Pictures «Кайфолом».
В 1958 году на телевидении стартовало ее собственное шоу «Фрэнсис Фармер представляет», которое имело большой успех и долгое время сохраняло одну из первых позиций на телеэкранах. Тем не менее, к 1964 году ее поведение вновь стало неуправляемым, и ее шоу было закрыто, завершив тем самым ее карьеру на телевидении. Фармер опять вернулась в театр, но год спустя, после очередного ареста за езду в нетрезвом виде, Фармер завязала с актёрской карьерой навсегда. После этого она пыталась начать собственный бизнес вместе с другом Джином Рэдклифом, но из-за проблем с законом лицензию так и не получила.
Последние годы жизни Фрэнсис Фармер провела одна, почти забытая. Она скончалась от рака 1 августа 1970 года в небольшом городке Фишерс в штате Индиана в возрасте 56 лет.
После смерти Фрэнсис в 1970-м году, ее биография стала сюжетом для нескольких спектаклей, песен, бесчисленного множества журнальных статей и шести фильмов, в самом известном из которых главную роль исполнила Джессика Ланг.
Фрэнсис Фармер -
Фильмография:1958 The Party Crashers ... Mrs. Bickford
1956 - 1961 Театр 90 / Playhouse 90 (сериал) ... Val Schmitt
1955 - 1958 Утренний театр / Matinee Theatre (сериал)
1948 - 1958 Студия один / Studio One (сериал) ... Sarah Walker
1943 I Escaped from the Gestapo
1942 История Бенджамина Блэйка / Son of Fury: The Story of Benjamin Blake ... Isabel Blake
1941 Среди живущих / Among the Living ... Elaine Raden
1941 Badlands of Dakota ... Calamity Jane
1941 Мировая премьера / World Premiere ... Kitty Carr
1940 Плавящееся золото / Flowing Gold ... Linda Chalmers
1940 К югу от Паго-Паго / South of Pago Pago ... Ruby Taylor
1938 Ride a Crooked Mile ... Trina
1937 Отлив / Ebb Tide ... Faith Wishart
1937 Любимец Нью-Йорка / The Toast of New York ... Josie Mansfield
1937 Exclusive ... Vina Swain
1936 Приди и владей / Come and Get It ... Lotta Morgan / Lotta Bostrom
1936 Ритм на кручах / Rhythm on the Range ... Doris Halliday
1936 Border Flight ... Anne Blane
1936 Too Many Parents ... Sally Colman