Эдна Мэй Оливер (Наттер) -
Биография:Эдна Мэй Наттер родилась в небольшом городке Малден, штат Массачусетс, в семье Иды Мэй и Чарльза Эдварда Наттера. Она была потомком 6-го президента США Джона Куинси Адамса (со стороны отца). Из-за ее чудесного голоса, отец Эдны хотел, чтобы она стала певицей. Однако девочка росла высокой, была неуклюжей и помимо того, к тревоге Эдны, отец заставлял ее носить косы. Он умер, когда Эдне было только 14. Она была вынуждена бросить школу и устроиться на работу портнихой, помощницей модистки.
Уже тогда она решилась заняться актерской карьерой. Несмотря на отказ от традиционного обучения, Эдна продолжала обучение актерскому мастерству, в том числе искусству речи и брала уроки игры на фортепиано. Два года спустя, один из ее дядей помог ей получить работу в составе оперной труппы, а позднее, универсальная Эдна играла на фортепиано в женском оркестре. Это стало ее первой работой на стезе шоу бизнеса, которые разъезжали с гастролями по Америке на рубеже веков.
В 1911 году, когда ей было 28 лет, Эдна сыграла в производстве Бостонской фондовой Компании в своем первом спектакле «Mrs. Wiggs of the Cabbage Patch». Работа в акционерной компании началась в 1911, и даже будучи подростком, она выглядела старше своего возраста, а ее удлиненные черты лица гарантировали ей роли героинь старше по возрасту. В 1916 году, за пять лет проработав в составе нескольких компаний, Эдна решила, что теперь может взять высоты Бродвея, но, к сожалению, ее не встречали там с «распростертыми объятиями». К декабрю того же года она спустилась, как сама выразилась до «зерна и хлеба». Она сыграла несколько маленьких и неудовлетворяющих ролей. Затем приземлилась на роль в «Мастере» и получала оплату в общей сложности $ 75 в неделю. Недостаток был в том, что она должна была сама себя обеспечить собственными костюмами. Как она сама говорила, что это оставило ее с «приблизительно двумя центами в неделю».
К 1917 году она все-таки добилась первого успеха на Бродвее в музыкальной комедии Джерома Керна «О, мальчик!», играя роль суровой, но смешной квакерши тети Пенелопы. Это в конечном итоге подняло ее зарплату до $ 125 в неделю. Много позже, и после серии провалов, агенту Эдны было трудно довольно-таки длительное время получить для нее какую-либо роль. Но Эдна упрямо стояла на своем, веря в собственную звезду. Удача улыбнулась ей с ее с ролью второго плана в качестве прислуги в пьесе Оуэна Дэвиса «Icebound». Дэвис выиграл в 1923 Пулитцеровскую премию, что тем самым подтолкнуло всех участвовавших в центр внимания. И Эдну Мэй принимают, чтобы она повторила свою роль уже для студии в кино в 1924 году и, хотя технически, это не было ее дебютом в кино, она всегда называла «Icebound» как свою отправную точку в кино. В связи с большим ревю она получила от этого только небольшую часть, однако Эдна стала уже заметной актрисой.
А дебют в кино состоялся в 1923, когда она сыграла роль в фильме «Супруга только по названию» (Wife in Name Only) и продолжала сниматься вплоть до 1941 года, когда она снялась в последнем фильме «Лидия» (Lydia). Актриса появлялась в начале в фильмах категории «В» команды «Уэлера и Вулси» (известные американские кинокомедии команды 1930-х годов, которые почти полностью неизвестны зрителям сегодня), включая роль в фильме «Half Shot at Sunrise» (1930), ее первый фильм, согласно заключенному контракту со студией РКО в 1930 году.
Когда ее спросили, однажды, поскольку она обладала прекрасным певческим голосом, почему она никогда не пошла на сцену мюзикла или оперы, она отшутилась: «Что? С лошадиным лицом, как у меня? Что еще я могу еще сделать, так это играть комедию?». Она сорвала свой голос небрежным отношением к нему и частыми простудами и таким образом Оливер поневоле вложила свою энергию в актерство. Она появилась в нескольких бродвейских постановках: «In His Arms» (октябрь, 1924) и «Изабель» (январь, 1925). В сентябре 1925 году Эдна Мэй играла в спектакле «Cradle Snatchers» в сотрудничестве с Мэри Болэнд, Маргарет Дэйл, Джин Речмонд, Рэймондом Хакеттом и молодым Хамфри Богартом. Это оказалось одним из крупнейших комедийных хитов сезона. Лесли Хауард посетил игру и был процитирован: «Очень забавная местами пьеса. Я думаю, что Мэри Болэнд, возможно и была хороша, но довольно ужасна теперь. Она продолжала плеваться и взрываться как пламенный кот. Я мог едва усидеть не двигаясь. Эдна Мэй Оливер была нечто противоположное. Красиво органична. Она разыскала меня в третьем ряду и состроила мне гримасу».
Роли в бродвейских постановках «The Cradle Snatchers», «Strike Up», и бессмертная «Театральная лодка» заставляла Оливер напряженно трудиться в течение 20-ых, достигая высшей точки с заключением контракта со студией RKO. В 1926 году Эдна Мэй снялась в фильме «Lets Get Married». Нью-йоркские критики того времен утверждали: «Эдна Мэй Оливер дает решительно способную работу в относительно незначительной части. Единственное сожаление, что она не созерцается в большем количестве сцен этой героини». Это был последний немой фильм Эдны, пока она не получила свою первую «говорящую» роль.
В 1927 году Эдна предприняла поездку в Европу в течение нескольких месяцев. После своего возвращения в июле она рассказала репортеру, что сплетни о ее возвращении в кино не были правдой. Она предпочитает игру в театре съемкам в кино, хотя за это платят меньше. Наиболее примечательной на Бродвее стала её роль Парти, жены капитана Энди Хоукса, в знаменитом мюзикле 1927 года «Театральная лодка». В 1932 году она вновь вернулась на сцену с этой ролью, но вынуждена была отказаться от съёмок киноверсии мюзикла в 1936 году, поскольку в это время играла роль Кормилицы в фильме «Ромео и Джульетта». Эта роль стала ее единственной сыгранной ролью в шекспировском репертуаре.
«Дитя субботнего вечера» (The Saturday Night Kid, 1929) была первой заговорившей комедией Эдны, в которой она сыграла роль второго плана с такими крупными звездами как Клара Боу и Джин Артур. Весной 1930 года, Эдне позвонил главный производитель из РКО Уильям ЛеБэрон с ультиматумом: «Ладно. Застегнуть пальто, выйти и присоединиться к семье!» Вот когда Эдна переехала в Голливуд.
Ее первым фильмом для студии РКО стал «Half Shot at Sunrise» (1930) в главных ролях Берт Уилер и Роберт Вулси (популярная в то время комедийная пара). Она появилась еще в 2 фильмах с ними («Расколотые орехи» Cracekd Nuts, 1931 и «Hold em Jail» 1932), став своего рода Маргарет Дюмон в трио. RKO толкают ее всюду, от комедий Вилера и Вулси до завоевавшего премию Оскар в номинации Лучшая картина «Симаррона» (Cimarron 1931), эпического вестерна об Оклахоме. Хотя некоторые из критиков описывали ее как актрису с «лошадиным лицом» (horse faced), Эдна Мэй Оливер обладала большим комедийным талантом, придавая своим героиням красивую забавную теплоту. Она, как правило, призвана играть явно не гламурные роли, а скорее старых дев, или сварливых тетушек, но играла с такой глубиной ума и души, что до сих пор остается одной из самых любимых характерных актрис Голливуда. Прекрасным примером ее комедийного таланта можно назвать ее роль в фильме «Laugh and Get Rich» (1931).
В реальной жизни Эдна Мэй Оливер была из Наттеров и, возможно, это все объясняет: и ее упорство, и ее трудолюбие, и ее терпимость к, иногда не в меру, злоязычной ядовитой, критике. В 1928 году Эдна сделала решающий шаг и вышла замуж за брокера Ньюарка, Дэвида Пратта. Ему было 37, и он был на пять лет моложе Эдны. Нью-Йорк Таймс объявила, что пара «поддерживает отдельные места жительства». Означало ли это также, что отдельные кровати - оставалось только догадываться. По более поздним высказываниям Дэны, их брак продолжался лишь 2 месяца. Официально они развелись спустя пять лет.
Первый фильм, в котором Эдна получила главную роль, был «Fanny Foley herself» (1931), сентиментальная история об исполнительнице водевиля и своими проблемами семьи. Хотя Нью-Йоркские критики назвали фильм «утомительным», для Эдны была только похвальная рецензия.Ее следующий фильм был лучше «Ladies of the Jury». Эдна изображает женщину, входящую в состав жюри для суда по делу об убийстве. Как «Миссис Ливингстон Болдуин Кран» она убеждает присяжных, что обвиняемый на самом деле невиновен. Зритель в ходе просмотра получает ощущение, что Эдна играла персонаж, который отражает ее собственную душу.
Эдна Мэй Оливер самую большую популярность приобрела, когда сыграла в ряде популярных комедийных детективов, в которых Оливер сыграла главную роль старой девы Хилдегард, выступающей как сыщик любитель, по мотивам популярных романов Стюарта Палмера.Критика была в восторге. А автор Стюарт Палмер отметит: «Penguin Pool Murder» (1932), лучшая главная роль Эдны». Его коллега, писатель Эллери Куин, тогда с энтузиазмом отметил: «Разве она не была великолепна в роли?». Так, «великолепную», Эдну поставили еще два раза, как мисс Хилдегард. Задуманный ряд фильмов закончился преждевременно, когда Оливер покинул Радио RKO, чтобы подписаться с MGM в 1935; студия попыталась продолжить ряд с Хелен Бродерик, и затем Зазу Питс, но эти более поздние фильмы не были хорошо восприняты - ее роль просто не сработает.
В 1933 она исполняет одну из своих лучших вспомогательных ролей в «Its Great To Be Alive». С юмористическим заговором, что все мужчины в мире, за исключением одного (!), умирают от болезни, названной «masculitis». Эдна играет ученого, которая изобретает искусственных мужчин... нескольких как Франкенштейн. Однако ее «создания» «ломаются». Кинокритика высказалась однозначно: «Некоторые из эпизодов весьма забавны, как правило, из-за присутствия Мисс Оливер». Джордж Арлисс однажды сказал: «Эдна может заставить меня смеяться дольше и более спонтанно, чем любая другая актриса на сцене». Она сыграла партнером Арлисса в 1934 в фильме «Последнее поколение» (The Last Generation).
Оливер была одной из немногих звезд, которую скопировали в 1937 году в мультфильме «Porkys Road Race». И вообще она часто пародируется в мультфильмах Warner Brothers 30-х годы в связи с ее отличительным лицом.
В августе 1942 года актриса перенесла тяжелый приступ болезни и хотя, казалось, что она восстановилась на краткий момент, но вновь вынуждена была лечь в госпиталь «Cedars of Lebanon» в октябре. Ее подруга Вирджиния Хэммонд прилетела из Нью-Йорка и оставалась у ее постели. Она умерла в свой день рождения 9 ноября и Вирджиния, которая была рядом с ней до последней минуты, сказала: «Она умерла, даже не отдавая себе отчета в тяжести ее состояния. Она просто мирно уснула». Эдна умерла в свой день рождения в 1942 году из-за болезни кишечника в возрасте 59 лет и была погребена на территории Кладбища Мемориального Парка «Forest Lawn» в Глендейле, штат Калифорния.
Эдна Мэй Оливер (Наттер) -
Фильмография:1941 Лидия / Lydia ... Sarah MacMillan
1940 Гордость и предубеждение / Pride and Prejudice ... Lady Catherine de Bourgh
1939 Барабаны долины Махонке / Drums Along the Mohawk ... Mrs. McKlennar
1939 Nurse Edith Cavell ... Countess de Mavon
1939 Вторая скрипка / Second Fiddle ... Aunt Phoebe
1939 История Вернона и Ирен Кастл / Story of Vernon and Irene Castle, The ... Maggie Sutton
1938 Маленькая мисс Бродвей / Little Miss Broadway ... Sarah Wendling, owner, Hotel Variety
1938 Paradise for Three ... Mrs. Julia Kunkel, Toblers Housekeeper
1937 Rosalie ... Queen of Romanza
1937 My Dear Miss Aldrich ... Mrs. Lou Atherton
1937 Парнелл / Parnell ... Aunt Ben Wood
1936 Ромео и Джульетта / Romeo and Juliet ... Nurse to Juliet
1935 Повесть о двух городах / A Tale of Two Cities ... Miss Pross
1935 Только без дам /No More Ladies ... Mrs. Fanny Grandma Towns
1935 Murder on a Honeymoon ... Hildegarde Withers
1935 Дэвид Копперфилд / Personal History, Adventures, Experience, & Observation of David Copperfield the Younger, The ... Aunt Betsey
1934 Were Rich Again ... Maude Stanley
1934 Murder on the Blackboard ... Hildegarde Withers
1934 Last Gentleman, The ... Augusta Pritchard, Cabots sister
1934 Poor Rich, The ... Harriet Spottiswood
1933 Алиса в стране чудес / Alice in Wonderland ... The Red Queen
1933 Маленькие женщины / Little Women ... Aunt March
1933 Еще вчера / Only Yesterday ... Leona
1933 Meet the Baron ... Dean Primrose
1933 Энн Викерс / Ann Vickers ... Malvina Wormser
1933 Its Great to Be Alive ... Dr. Prodwell
1933 Great Jasper, The ... Madame Talma
1932 Penguin Pool Murder ... Miss Hildegarde Martha Withers
1932 Conquerors, The ... Matilda Blake
1932 Hold Em Jail ... Violet
1932 Ladies of the Jury ... Mrs. Livingston Baldwin Crane
1931 Fanny Foley Herself ... Fanny Foley
1931 Newly Rich ... Bessie Tate
1931 Расколотые орехи / Cracked Nuts ... Aunt Minnie Van Varden
1931 Laugh and Get Rich ... Mrs. Sarah Cranston Austin
1931 Симаррон / Cimarron ... Mrs. Tracy Wyatt
1930 Half Shot at Sunrise ... Mrs. Marshall
1929 Дитя субботнего вечера / Saturday Night Kid, The ... Miss Streeter
1926 Lets Get Married ... J.W. Smith
1926 Американская Венера / American Venus, The ... Mrs. Niles
1925 Lovers in Quarantine ... Amelia Pincent
1925 Lucky Devil, The ... Mrs. McDee
1925 Lady Who Lied, The
1924 Манхэттен / Manhattan ... Mrs. Trapes
1924 Icebound ... Hannah
1924 Restless Wives ... Bensons Secretary
1923 Three OClock in the Morning ... Hetty
1923 Wife in Name Only ... Mrs. Dornham