Чак Берри -
Биография:Если у рок-н-ролла есть имя, то это имя Чак Берри. Сыгранные им фразы стали звонкими ходовыми монетами, которые гитаристы по всему миру до сих пор щедро раздают публике. Простая красота его музыки и стихов вдохновила многие группы, начиная от Rolling Stones и далее. Однако, благодаря толпам подражателей, Берри почти превратился в намалеванного идола, которого все знают, но мало кто способен оценить по-настоящему. Чак Берри - это гораздо больше, чем «утиная походка» и «Johnny B. Goode.»
ИСТОРИЯ И ВЛИЯНИЯ
Как и герои его песен, Чарльз Эдвард Андерсон Берри имеет самое обыкновенное происхождение. Он родился в 1926 г. в Сент-Луисе, штат Миссури, в религиозной семье со строгими правилами, играл во дворе с ровесниками и пел госпелы в баптистской церкви. В возрасте 15 лет он впервые взял в руки четырехструнную тенор-гитару и быстро научился играть «трехаккордный» блюз. Вскоре с помощью самоучителя и случайных уроков от местных гитаристов Берри выучил достаточно аккордов, чтобы подбирать большинство песен, слышимых им по радио.
«Благополучная» жизнь Берри внезапно закончилась в 1944 г., когда он за участие в серии вооруженных грабежей в компании сверстников был приговорен к трем годам заключения. Выйдя на свободу, Берри женился, устроился работать на заводской конвейер - словом, вернулся к нормальной жизни. В этот период стали формироваться его музыкальные амбиции. Он снова начал заниматься на гитаре и в 1951 г. сменил свой четырехструнный инструмент на полноценную шестиструнную электрогитару. Помимо самоучителей и уроков, Берри также учился, слушая записи «серьезных» гитаристов, таких, как джазмен Чарли Кристиан, звезда блюза Ти-Боун Уокер и гитарист джамп-блюзового ансамбля Луи Джордона Карл Хоган.
В 1952 г., уже в зрелом возрасте 26 лет, Берри наконец впервые вышел на публику в качестве певца и гитариста группы из трех участников, исполнявшей самый разный репертуар, от простых чикагских блюзов Мадди Уотерса, кумира Чака, до «клаб-блюза» западного побережья Америки, исполнявшегося Нэтом «Кинг» Коулом, и карибских мотивов Гарри Белафонте. Прирожденный шоумэн, Берри мог удивить темнокожую публику, иногда включая в репертуар, помимо блюзов, вещи в стиле кантри, хилбилли, а также баллады. При этом он сознательно старался адаптировать манеру исполнения и дикцию под конкретный стиль и аудиторию любого цвета кожи. Вскоре он возглавил популярную инструментальную группу пианиста Джонни Джонсона, с которой дал аншлаговый концерт в элитном клубе «Cosmopolitan». Это новое трио также исполняло исключительно чужие вещи, при этом Берри развлекал публику, сочиняя на ходу смешные стишки. К 1955 г. Берри был одним из лучших на клубной сцене Сент-Луиса, вместе с опытным Айком Тернером и молодым дарованием Альбертом Кингом. Несмотря на определенный успех в музыке, Берри по-прежнему работал полный рабочий день, чтобы обеспечить жену и детей.
Берри понимал, что если он хочет зарабатывать на жизнь исключительно музыкой, он должен выпускать диски. В Сент-Луисе такой возможности не было, и в мае 1955 г. Берри отправился в Чикаго на выходные, где попал на выступление Мадди Уотерса в одном из клубов. В перерыве Чак подошел к Мадди и спросил, как бы ему сделать запись на студии. Уотерс направил его к Леонарду Чессу, одному из владельцев «Chess Records», ведущего блюзового лейбла в Чикаго. Деловой подход Берри произвел впечатление на Чесса, который согласился прослушать его демо-запись через неделю. Чак промолчал о том, что у него нет никакой демо-записи - Берри, которого впоследствии назовут «поэтом рок-н-ролла», никогда ранее не писал своих песен. Вернувшись домой, Чак быстро скомпоновал несколько текстов и аранжировки, записал все это со своим трио на семидесятидевятидолларовый магнитофон, и, когда через неделю он снова приехал к Чессу в Чикаго, за пазухой у него уже было четыре песни - медленный блюз «Wee Wee Hours» и три вещицы с примесью кантри - «You Cant Catch Me,» «Thirty Days» и «Ida Red». Чессу понравилась последняя из них, которая затем была переименована в «Maybellene.»
Сделав запись, Берри вернулся домой к своей обычной жизни. Хотя контракт с «Chess» был многообещающим, поначалу он ничего не принес. В Сент-Луисе Берри продолжал работать плотником, выступал в клубах, а также учился на парикмахера. Однако уже в июле его жизнь навсегда изменилась, когда «Maybellene» (с «Wee Wee Hours» на второй стороне) стала национальным хитом, заняв пятое место в поп-чартах. Этому успеху прямым образом содействовал влиятельнейший диск-жокей Алан Фрид - человек, которому приписывают изобретение слова «рок-н-ролл». Со стороны Фрида это не было альтруизмом - «Chess», не посоветовавшись с Берри, сделала Фрида соавтором песни, с правом на соответствующий куш авторского гонорара. Берри учился шоу-бизнесу на своем же опыте, но в то же время, посыпавшиеся приглашения и гонорары позволили ему оставить курсы парикмахеров.
В течение нескольких лет после успеха «Maybellene» записываемые Чаком песни о жизни и любви подростков почти постоянно присутствовали в горячей сотне хит-парадов. Один за другим следовали хиты «Roll Over Beethoven,» «School Days,» «Rock and Roll Music,» «Sweet Little Sixteen,» «Johnny B. Goode,» «Carol,» «Back in the USA» и другие песни. Став широко востребованным как гастролирующий артист, Берри уволил менеджера и сам занялся организаторскими делами. Он также избавился от своей аккомпанирующей группы, начав работать соло - нагрянув в очередной город с концертом, он нанимал случайную группу (утверждая при этом, что такие группы ничуть не хуже его собственной), и после выступления вылетал из города со всем гонораром в кармане. Берри появился на экране в нескольких подростковых фильмах, таких как «Rock, Rock, Rock» и «Go, Johnny, Go» и принял участие в гастролях с молодыми звездами Бадди Холли и Джерри Ли Льюисом. В родном Сент-Луисе он стал скупать недвижимость, открыл ночной клуб и построил Берри-парк для семейного отдыха. К концу 50-х его дела шли превосходно.
Коммерческий успех Берри, равно как и успех Пресли, объясняется тем, что они смогли перешагнуть через непреодолимый на вид барьер между музыкальной культурой черного и белого населения, взяв от каждой самое привлекательное. Но далеко не все видели в этом положительный результат. Для некоторых людей, особенно в южных штатах, чернокожий исполнитель, поющий о подростковой любви под ритм кантри и хилбилли, был символом аморальности. Хотя рок-н-ролл и смешал расы в единое музыкальное целое, дискриминация до сих пор являлась суровой реальностью и Чак оказался жертвой своей популярности. В 1961 г. после судебного процесса, насквозь пропитанного духом расизма, Берри был снова приговорен к тюремному заключению за то, что «вывез несовершеннолетнюю за границы штата в аморальных целях».
Вместе со свободой Берри лишился возможности выступать и записываться, но не сочинять песни. В течение следующих года и четырех месяцев он придумал «No Particular Place to Go,» «Nadine,» «Promised Land» и другие вещи. Выйдя на волю в 1963 г., он без больших потерь возобновил свою карьеру. В 1966 г. Берри подписал контракт с «Mercury Records», таким образом положив конец «золотому десятилетию» с «Chess», но хотя теперь он получал более крупные гонорары, все это было в основном благодаря его старым хитам. Ко времени воссоединения с «Chess» волшебство полностью развеялось. Единственным значительным результатом повторного союза был новый хит 1972 года «My Ding-a-Ling,» единственная запись Берри, достигшая №1 в чартах, но имевшая недолгий успех. В конце 70-х Берри снова оказался в тюрьме, на этот раз за неуплату налогов.
Несмотря на перерывы в записях и гастролях, влияние Чака Берри на следующие поколения рок-музыкантов от «Битлз» и «Роллинг стоунз» до Брюса Спрингстина было столь велико, что его личность выдержала проверку временем. В 1986 году его имя было внесено одновременно в Зал Славы Рок-н-ролла и поэтов-композиторов, а запись «Johnny B. Goode» была послана за пределы Солнечной системы на космическом корабле «Вояджер» как образец творения человеческого духа. В 1987 г. Берри выпустил свою автобиографию, и целое созвездие рок-музыкантов приняло участие в фильме «Hail, Hail, Rock and Roll» как дань уважения его музыке. Последнее десятилетие было относительно спокойным для Берри, но его музыка по-прежнему громко и отчетливо говорит за него.
СТИЛЬ И ПРИЕМЫ ИГРЫ
Чак Берри не изобрел рок-н-ролла, но он, несомненно, внес свой вклад в его развитие. Подобно Элвису, он смешивал блюз с кантри, создавая новый музыкальный стиль, который был уже не белым или черным, а просто американским.
Отличным примером такого смешения является «Maybellene». Берри играет кантри-ритм, как в ПРИМЕРЕ 1, а Вилли Диксон «шлепает» по струнам контрабаса. Приблизительно то же самое можно услышать на ранних записях Пресли. То, что вещи Чака Берри попадали в хит-парад в номинацию «ритм-энд-блюз», а вещи Элвиса - в раздел «кантри», больше имеет отношение к цвету кожи их исполнителей, чем к самой музыке.
На ряде записей, в частности «Johnny B. Goode,» рок-н-рольная, полная драйва гитара Берри играет соло или ритм прямыми восьмыми, в то время как ритм-секция исполняет пунктирный свингующий ритм, что создает невероятный эффект. Надо отметить, что большинство исполнителей, делавших кавер-версии песен Берри, пренебрегали таким сочетанием, и в их интерпретациях ритм-секция играет синхронно с гитарой. Помимо рок-н-рольных вещей, которыми Берри знаменит в первую очередь, он также записывал песни с латиноамериканскими ритмами («Havana Moon», «Brown Eyed Handsome Man») и баллады («Wee Wee Hours», «Deep Feeling»), а в песне «Memphis» улавливается ритм наподобие будущего регги. Подобно Бо Дидли, тоже записывавшемуся на «Chess», Берри приходилось преодолевать закрепившиеся за ним стилевые стереотипы, что он делал, воспринимая и творчески перерабатывая идеи других исполнителей.
ГИТАРА И ОБОРУДОВАНИЕ
С начала работы на профессиональной сцене Чак Берри всем другим гитарам предпочитал «Гибсоны». Одним из его ранних инструментов был Les Paul Custom с двумя датчиками P-90. Параллельно Берри играл на Super 400, имеющим полый корпус и вышеупомянутые датчики, а также на ES-150T, гитаре с более тонким полым корпусом и парой хамбакеров. Позже он переключился на ES-355, полуакустическую гитару также с двумя хамбакерами. Что до усилителей, то на протяжении почти всей своей карьеры Берри использовал то, что попадалось под руку, когда он собирался где-нибудь играть, что вполне соответствует его оригинальной и так много значащей для рок-н-ролла личности.
Чак Берри -
Фильмография:2005 Electric Purgatory: The Fate of the Black Rocker ... хроника
1998 Chuck Berry: Rock and Roll Music (видео)
1984 Rock and Roll: The Early Days (видео)
1975 – 2009 Субботним вечером в прямом эфире / Saturday Night Live (сериал) ... Musical Guest
1957 Долгожданная ночь / This Could Be the Night ... Cameo appearance