Алан Менкен -
Биография:Алан Менкен родился 22 июля 1949 года в нью-йоркском пригороде Нью-Рошель. Его отец был потомственным дантистом, а мать — бывшей актрисой, полностью посвятившей себя воспитанию детей. Алан еще в раннем детстве серьезно заинтересовался музыкой. Этому немало способствовал отец, большой поклонник Бродвея и хороший пианист. Семья часто собиралась вокруг рояля послушать в его исполнении мелодии из классических мюзиклов Ричарда Роджерса, братьев Гершвинов и Ирвина Берлина.
Педагог по фортепьяно, нанятая Норманом Менкеным для сына, очень рано обнаружила у сына дантиста дар импровизации и сделала все, чтобы мальчик мог его развивать. Свою первую мелодию Алан сочинил на одном из таких уроков, после того, как провел целый час за изучением сонат Бетховена.
Когда пришло время выбирать карьеру, Алан Менкен все же решил последовать семейной традиции и записался на подготовительные курсы факультета медицины Нью-Йоркского университета. Однако стены этого учебного заведения он покинул бакалавром музыковедения.
Свою трудовую деятельность Алан Менкен начал как автор музыки к рекламным роликам и аккомпаниатор балетных классов в Еврейском культурном центре Нью-Йорка. Там он встретил танцовщицу Дженис, которая в 1972 году стала его женой. В этом счастливом многолетнем браке родились две дочери.
Несмотря на полученную специальность, Менкен не собирался изучать чужую музыку. Он мечтал сочинять свою, хотя долго не мог решить, какой путь избрать — стать автором-исполнителем поп-песен вроде Билли Джоэла, Питера Алена и Элтона Джона, или же "серьезным" классическим, а быть может, и театральным композитором. Окончательный выбор в пользу сценической музыки Алан сделал во время обучения в мастерской музыкального театра, организованной агентством Broadcast Music Inc и выдающим американским педагогом, дирижером и музыкальным руководителем множества бродвейских постановок 1940-60-х годов Леманом Энгелем Годы, проведенные в мастерской, композитор считает своими главными жизненными университетами. В тот период он сочинил музыку и либретто для нескольких шоу-кабаре, которые были положительно оценены преподавателями и студентами, но света рампы так и не увидели.
В конце 1978 года Менкену позвонил его близкий друг, сокурсник по мастерской BMI композитор Мори Йестон. Он рассказал о том, что либреттист и художественный руководитель маленького манхэттенского театра "The WPA Theatre" Говард Эшман ищет композитора для работы над мюзиклом по роману Курта Воннегута "Благослови Вас Бог, мистер Роузвотер". Хотя Алан планировал сам сочинять тексты для своих шоу, он все же связался с Эшманом, положив тем самым начало успешному творческому дуэту.
За благожелательно встреченным критикой и зрителями спектаклем "Я, Эллиот Роузвотер", поставленным Эшманом на сцене WPA, последовало несколько неудачных проектов, заставивших Менкена задуматься о смене профессии. Но его соавтор не сдавался, генерируя все новые и новые идеи. Наконец, ему удалось заинтересовать Алана музыкальным спектаклем по "черной" кинокомедии 1960 года режиссера Роджера Кормана "Магазинчик ужасов" о незадачливом продавце цветочного магазина, вырастившем на свою голову растение-людоеда.
Мировая премьера мюзикла "Магазинчик ужасов" состоялась 6 мая 1982 года в театре WPA. Маленькую труппу возглавил актер Ли Уилкофом, а режиссером, разумеется, был Говард. На одном из представлений побывал знаменитый музыкальный и кинопродюсер Дэвид Гиффин. Он предложил перенести мюзикл на офф-Бродвей, и 27 июля того же года "Магазинчик" уже принимал публику в театре "Орфиум". В стенах этого театра мюзикл задержался на редкие для офф-Бродвея пять лет и закрылся, имея в своем активе 2209 показов. Спектакль был признан лучшим офф-бродвейским мюзиклом сезона и удостоен множества номинаций и наград, в том числе престижной Drama Desk Award.
В 1986 году на волне популярности "Магазинчика" Гиффин осуществил его экранизацию. После выхода картины в прокат Менкен и Эшман получили первую в своей жизни номинацию на премию "Оскар" за лучшую песню ("Mean Green Mother from Outer Space"). Саундтрек к "Магазинчику" был выдвинут на "Золотой Глобус", однако в качестве автора значился не Алан Менкен, а композитор Майлз Гудман, которому принадлежит всего 9 минут новой музыки, основанной на мелодиях Менкена.
Своей бродвейской премьеры "Магазинчик" дождался только в начале XXI века. Постановочный период был сопряжен с многочисленными производственными проблемами, однако они не смогли помешать премьере. Шоу открылось 2 октября 2003 года в театре "Вирджиния" с Хантером Фостером в главной роли. Продержавшись на Бродвее год, постановка отправилась в турне по Северной Америке, которое продолжалось до апреля 2006 года. Осенью того же года мюзикл стартовал в Уэст-Энде, где пользовался большим успехом.
За свою двадцатилетнюю историю "Мазинчик ужасов" был поставлен множество раз. Благодаря небольшому количеству действующих лиц и несложным оркестровкам этот мюзикл особенно востребован любительскими театральными коллективами. В 2008 году студенты РАТИ впервые сыграли этот мюзикл на русском языке.
После театральной премьеры "Магазинчика" пути Алана и Говарда разошлись. Эшман вместе с композитором Марвином Хэмлишем углубился в работу над мюзиклом "Улыбка", а Менкен и его новый соавтор — либреттист Дэвид Спенсер — занялись музыкальной адаптацией романа Мордекая Рихлера "Ученичество Дадди Крэвитца". Но если "Улыбка" шла на бродвейской сцене и даже была записана в студии, то "Дадди Крэвитц" увидел огни рампы лишь однажды — в 1987 году на театральном фестивале в Филадельфии. Любопытно, что незадолго до этого в канадском Эдмонтоне был показан еще один мюзикл по тому же роману Рихлера — "Duddy" Джерри Лейбера и Майка Столлера. При этом писатель выступил соавтором либретто обоих шоу, а главную роль и в Эдмонтоне и в Филадельфии сыграл один и тот же актер — американец Лонни Прайс.
Параллельно с "Дадди Крэвитцом" Менкен вместе с Томом Айном, либреттистом легендарного мюзикла "Девушки мечты", сочинял музыку для очередной истории из жизни закулисья. Шоу называлось "Kicks: The Showgirl Musical" и рассказывало о танцовщицах, развлекавших посетителей кинотеатров в 1940-50-х годах. Том Айн собирался поставить спектакль сам, однако планы нарушила внезапная смерть Айна в мае 1991 года. Мюзикл до сих пор ждет своей очереди на сценическое воплощение, хотя отдельные песни из него известны поклонникам американского театра, поскольку их включали в свои сольные альбомы и концертные программы такие бродвейские звезды как Дебби Шапиро Гравитт, Лори Бичман и Карен Зимба.
Из проектов, с которыми Алан Менкен был связан в конце 1980-х годов, стоит упомянуть одну из первых совместных работ Дэвида Крейна и Марты Кауфман — ревю "Светская хроника", в котором Менкен стал одним из шести авторов музыки. Еще одно произведение этого периода — научно-фантастический мюзикл "Странная любовь" был создан в соавторстве с Дэвидом Спенсером и писателем Аланом Бреннертом по мотивам двух фантастических рассказов — "Девочка, которую подключили" Джеймса Типтри-младшего и "Ее странствующая душа" Алана Бреннерта. Мировая премьера состоялась в 1992 году в театре WPA, со звездой "Магазинчика ужасов" Эллен Грин в главных женских ролях. Благодаря выпущенной записи оригинального состава мюзикла, он получил известность в театральных кругах, в том числе любительских. Когда в 2004 году нью-йоркский "The York Theatre" решил включить "Странную любовь" в репертуар своей популярной ежегодной программы "Musicals in Mufti", Менкен и Спенсер пересмотрели партитуру, добавив несколько новых песен. Полноценной коммерческой постановки, однако, у этого мюзикла нет до сих пор.
Возможно, Алан Менкен так и остался бы одним из многих не слишком успешных театральных композиторов, если бы в его жизни не возник "Дисней".
В середине 1980-х годов в корпорации сменилось руководство, и ее новые руководители — президент Майкл Эйзнер и глава Walt Disney Pictures Джеффри Катценберг посчитали, что настало время возродить популярный когда-то жанр анимационного мюзикла. Пилотным проектом стал провалившийся в прокате мультипликационный фильм "Оливер и компания".
Эта неудача не поколебала решимости Катценберга. Для второй попытки рассматривались три варианта литературной основы — "Русалочка" Ганса Христиана Андерсена (снять фильм по мотивам этой сказки мечтал еще Уолт Дисней), истории о Багдадском воре и автобиография Тины Тернер. Говарду Эшману, автору песенных текстов к "Оливеру и компании", предложили решить самому, за какой из проектов он возьмется. Говард остановился на "Русалочке" и привел на место композитора своего друга Алана Менкена.
Позже Менкен вспоминал, что они с Эшманом подошли к работе над материалом так, как если бы речь шла не о мультфильме, а о спектакле. Не удивительно, что именно песни сыграли решающую роль в коммерческом успехе "Русалочки": лента, стоившая "Диснею" 40 миллионов долларов, собрала по всему миру 222 миллиона. Все престижные награды, полученные картиной, достались Менкену и Эшману – "Золотой Глобус" и "Оскар" за саундтрек, "Золотой Глобус", "Оскар" и "Грэмми" за лучшую песню для фильма ("В мире морском").
Едва закончив "Русалочку", Эшман и Менкен приступили сразу к двум новым анимационным проектам — "Красавица и Чудовище" и "Аладдин". Работу над ними омрачила новость, которую Говард сообщил Алану после триумфальной церемонии вручения "Оскаров" — у него обнаружили СПИД. Эшман опасался за свою репутацию в глазах соседей и работодателей (он был исполнительным продюсером всех трех мультфильмов, над которыми они с Менкеным работали). Говард взял с Алана обещание хранить эту новость в секрете, и композитор сдержал слово. Коллеги узнали о болезни его соавтора только тогда, когда тот уже не вставал с постели. Эшмана не стало весной 1991 года.
Кассовые сборы побили все рекорды — при бюджете в 20 миллионов долларов фильм принес своим создателям 400 миллионов. Работа студии "Дисней" была высоко оценена киноакадемией: "Красавица и Чудовище" — единственная в истории премии "Оскар" анимационная лента, который был представлен в номинации "Лучший игровой фильм". Картина выиграла две статуэтки — за лучшую песню и саундтрек. Ей также были присуждены три "Золотых Глобуса" ("Лучший игровой фильм", "Лучшая музыка к фильму", "Лучшая песня для фильма") и четыре "Грэмми" — за "Лучший альбом для детей", "Лучшую инструментальную композицию для фильма" и "Лучшую песню для фильма". Песня "Beauty and the Beast", звучащая на финальных титрах в исполнении Селин Дион и Пеабо Брайсона, была удостоена премии за "Лучшее вокальное исполнение дуэтом или группой".
У музыки к мультфильму "Алладин" судьба была менее счастливая. Руководство "Диснея" забраковало первоначальный сценарий, на который опирались Говард и Алан, сочиняя песни, а в утвержденном варианте нашлось место только для трех номеров из уже готовых восьми.
Алану, оставшемуся без соавтора, предстояло написать три новых песни, и если с мелодиями проблем не возникло, то своими поэтическими опытами Менкен был очень недоволен. Он обратился за помощью к британскому поэту и либреттисту Тиму Райсу. Райс отшлифовал тексты двух песен и предложил новые стихи для третьей. Это был знаменитый дуэт Алладина и принцессы Жасмин "Целый новый мир".
Премьера "Алладина" состоялась 25 ноября 1992 года, и снова это был кассовый триумф. Фильм улучшил результаты, достигнутые "Красавицей", заработав в прокате 500 миллионов долларов при стоимости производства в 28 миллионов, а Менкен уже третий раз подряд получил по два "Золотых Глобуса" и "Оскара" за лучшую музыку к фильму и лучшую песню ("Целый новый мир").
По мере роста популярности анимационных картин на музыку Алана Менкена, руководство "Диснея" все больше связывало коммерческий успех своей продукции с именем композитора. В 1992 году "Дисней" в очередной раз положился на эту магию, выпустив на экраны игровой мюзикл "Продавцы газет" с музыкой Менкена и текстами Джека Фелдмана. Картина, ставшая режиссерским дебютом хореографа фильма "Грязные танцы" Кенни Ортеги, прошла совершенно незамеченной критикой и зрителями, зато пополнила список самых дорогостоящих провалов в истории студии. Только после DVD-релиза и трансляции на диснеевском телеканале "Продавцы газет" получили свою долю зрительской любви.
В 1994 году "Дисней" пришел на Бродвей. Руководствуясь лестным отзывом влиятельного театрального критика Фрэнка Рича о "Красавице и Чудовище" ("Лучший бродвейский мюзикл этого года вышел не на Бродвее"), корпорация начала свою экспансию с адаптации именно этой анимационной ленты.
Менкену и прежде доводилось перерабатывать свои саундтреки для сцены — к 1994 году в диснеевских парках развлечений с успехом показывали сорокаминутные театрализованные версии "Русалочки" и "Красавицы". Однако теперь ему вместе со сценаристом фильма Линдой Вулвертон и поэтом Тимом Райсом предстояло сделать из анимационного фильма полноценное двухчасовое шоу. Для спектакля были написаны 5 новых песен и добавлен номер "Human Again" на слова Эшмана, не вошедший в первое издание мультфильма.
Премьера мюзикла "Красавица и Чудовище" на Бродвее состоялась 18 апреля 1994 года в театре "Палас". Главные роли исполнили Сюзан Иган и Терренс Манном. Критики отнеслись к новому шоу довольно прохладно, но бешеный успех у зрителей, которые в первую же неделю скупили билеты на несколько месяцев вперед, показал, что в современном бродвейском театре слово критика не стоит почти ничего. Постановка закрылась 27 июля 2007 года, выдержав 5464 представления.
Конец 1994 года был ознаменован еще одной театральной премьерой — специально для концертного зала "Madison Square Garden" Алан Менкен, драматург и режиссер Майк Окрент и поэт Линн Аренс написали мюзикл по мотивам повести Чарльза Диккенса "Рождественский гимн". Эта версия была признана самой удачной из всех существующих интерпретаций книги Диккенса, и вот уже много лет играется в Рождественские праздники на Мэдисон-Сквер. В 2004 году мюзикл был экранизирован для телевидения (на российском DVD-рынке он известен под названием "Призраки Рождества").
16 июня 1995 года стартовал мировой прокат очередного проекта "Диснея" и Алана Менкена — мультфильма "Покахонтас". Тексты песен написал театральный композитор и поэт Стивен Шварц. На премьере, которая прошла на открытом воздухе в нью-йоркском Сентрал-Парке, присутствовало около 100 тысяч человек. Историю любви индейской девушки Покахонтас и английского колониста Джона Смита зрители встретили восторженно, а Американская киноакадемия в четвертый раз подтвердила качество музыки Алана Менкена, присудив ему двух "Оскаров" — за саундтрек и песню "Цвет ветра".
Следующая полнометражная анимационная лента с участием Менкена и Шварца — фильм 1996 года "Горбун из Нотр-Дама" — задумывалась как экранизация романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". Однако, желая удержать картину в рамках рейтинга "для семейного просмотра", сценаристы превратили мрачную историю в сказку со счастливым концом. Фильм вызвал бурную реакцию критиков, которые обвиняли создателей в неподходящей для семейной аудитории тематике, а главное, в неполиткорректном названии мультфильма. По этой причине в некоторых странах "Горбун" вышел в прокат под названиями "Звонарь из Нотр-Дама" или "Колокола Нотр-Дама". Тем не менее, кассовые сборы были отличными, и лента окупилась троекратно. Алан Менкен был вновь номинирован на "Оскара", однако впервые за свою "диснеевскую" карьеру остался без награды.
В 1999 году "Дисней" поручил американскому режиссеру и драматургу Джеймсу Лепайну переделать мультфильм в готический мюзикл. Проект не предназначался для англоязычной аудитории, мировая премьера мюзикла "Звонарь из Нотр-Дама" состоялась в Берлине. Автором немецкого текста был известный переводчик и либреттист Михаэль Кунце. Спектакль пользовался успехом у публики и продержался на сцене три года. Несколько лет назад появились сообщения о том, что корпорация собирается подготовить англоязычную версию спектакля и экранизировать его в рамках своего телевизионного проекта "Чудесный мир Диснея", однако эти планы пока не реализованы.
14 июня 1997 года вышла анимационная лента с музыкой Алана Менкена — "Геркулес". Это была вольная интерпретация мифов о Геракле, где коктейль из историй о древнегреческом герое были приправлены современными реалиями. Песни к фильму Алан Менкен писал в соавторстве с поэтом Дэвидом Зиппелем, и одна из них, "Преодолеть путь", была номинирована на "Оскар", однако не выдержала конкуренции с финальной балладой из "Титаника" "My Heart Will Go On".
В середине 1990-х годов организаторы торжеств, посвященных тысячилетию Иерусалима, заказали Алану Менкену и Тиму Райсу хоровое произведение по мотивам истории библейского царя Давида. Однако когда оратория "Царь Давид" была закончена, заказчики, сославшись на финансовые затруднения, от нее отказались. На произведение обратил внимание "Дисней". Компания приобрела права на постановку и летом 1997 года устроила концертное исполнение оратории в недавно открывшемся после капитального ремонта театре "Нью-Амстердам". Позднее запись этого концерта с Маркусом Ловиттом в заглавной роли была выпущена на компакт-диске. С тех пор "Царь Давид" несколько еще раз исполнялся силами региональных хоровых коллективов. Не так давно в одном из своих интервью Менкен сообщил, что они с Тимом Райсом рассматривают возможность переработки оратории в полноценный мюзикл.
Затем театральное подразделение корпорации объявило о своих планах перенести на бродвейскую сцену мультфильм "Русалочка". На превращение Ариэль в героиню мюзикла заняло пять лет. В этот период Алан был занят своим седьмым анимационным мюзиклом "Не бей копытом!". Тексты песен сочинял Гленн Слейтер. Композитору настолько понравилось работать с этим молодым талантливым поэтом, что он предложил ему присоединиться и к работе над "Русалочкой". Автором либретто стал драматург Дуг Райт.
Алан Менкен -
Фильмография: