Сара Бернар -
Биография:Сара Бернар – величайшая театральная актриса XIX века. “Божественная, несравненная и неповторимая!”- так отзывались о ней искушенные театральные критики, репортёры газет. В её списке значились только самые яркие роли. Она играла таких великих женщин, как Клеопатра, Адриенна Лекуврер и Жанна д’Арк. Театральные постановки, в которых принимала участие Сара всегда имели оглушительный успех. В её амплуа были в основном серьёзные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара».
Ранние годы
Её настоящее имя — Анриэтта-Розина Бернар. Она родилась в Париже, на улице Факультета Медицины, в доме № 5 в VI округе 23 октября 1844 года. Сара была незаконнорождённой дочерью голландской еврейки, учительницы музыки и, по совместительству, красавицы–куртизанки Юдит ван Харт (Жюли) и французского юриста Эдварда Бернара. Мать постоянно посещала светские рауты Парижа. Нередко Юдифь брала в высший свет и свою маленькую дочку. Но Саре были не по душе все эти светские сплетни. Она бунтовала. Устраивала истерики любимой маман. Будущая известная актриса росла своенравной, скандальной и эпатажной девчонкой. Справиться с ней было невозможно.” Бунтарка, бесенёнок”, – так прозвало её светское общество.
А однажды Сара закатила грандиозный скандал своей матери на одном вечере. Девушка просила, плакала и умоляла Юдифь отпустить её в обитель. При этой сцене присутствовал покровитель Жюли герцог де Морни, сводный брат императора Наполеона III. «Да этой девочке дорога не в монастырь, а прямиком на сцену!» – воскликнул циник и умница де Морни. В тот же вечер они вместе с Александром Дюма-отцом отвели Сару в театр «Комеди Франсэз», где давали «Британника». Расин потряс ее. Она рыдала, испускала пронзительные вопли, публика шикала, а Дюма утешал впечатлительную девушку.
По протекции де Морни и Александра Дюма-отца 16-летнюю Сару приняли в Национальную академию музыки и декламации. После двух лет обучения в академии Сара получила ангажемент в «Комеди Франсэз», хотя у директора труппы ее кандидатура вызвала некоторые сомнения. «У нее все чрезмерно, – высказался директор о Саре. – Чересчур тонкая талия, слишком густые волосы, сверх-выразительные глаза!»
Карьера
Сара Бернар была чертовски красива. Копна рыжих волос, горящие глаза, узкое бледное лицо, точёная фигура. 1 сентября 1862 года на углу улиц Дюфо и Сент-Оноре на тумбе появилась афиша: «Дебют Мадемуазель Сары Бернар в «Комеди Франсэз» в трагедии Расина «Ифигения в Авлиде». «Эта молодая дебютантка столь же красива, сколь невыразительна», – пренебрежительно отозвалась критика на ее дебют.
Заметили Сару лишь через год, и то из-за глупейшего закулисного скандала. Она дала пощечину одной актрисе — неслыханное дело со времен Мольера! Из «Дома Мольера» она была изгнана на 10 лет и пошла на подмостки театра «Жимназ» (Gymnase) на Больших Бульварах. Оттуда она перешла в театр «Порт-Сен-Мартен», а затем в «Одеон». Именно здесь по-настоящему проявился ее талант – в роли менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе (1869 г.) Эта первая роль травести предваряет целую вереницу — Керубино из «Женитьбы Фигаро», Лорензаччо, Гамлета, Орленка (сына Наполеона Бонапарта)…
Вечером 16 января 1872 года на сцене «Одеона» Сара играла королеву в пьесе Гюго «Рюи Блаз». После спектакля за кулисы ворвался седовласый пэр Франции – Виктор Гюго – и опустился перед ней на колени: «Мадам! Вы изумительны в своем величии, – воскликнул Гюго. – Вы взволновали меня так, что я зарыдал. Я преклоняюсь перед вами и дарю вам ту слезу, что вы исторгли из моей груди…» Слеза была не фигуральная, а бриллиантовая, и она венчала цепочку-браслет.
Станиславский считал искусство Бернар примером технического совершенства. Бернар обладала красивым голосом, отточенной дикцией, пластичностью; однако виртуозное мастерство, изощрённая техника, наблюдательность, художественный вкус сочетались у Бернар с искусственностью, нарочитой эффектностью игры. «Каждый вздох Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра,– писал Чехов, – есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок».
Слава
Сара Бернар вернулась в «Дом Мольера» будучи признанной примадонной, с гордо поднятой головой. На подмостках «Комеди Франсэз» она играла Андромаху, Дездемону, Корделию, Федру. В роли величавой Федры и запечатлел ее ваятель Франсуа Сикар, воздвигнув ей памятник на площади Генерала Карриу.
В конце XIX века Сара Бернар – в зените славы. Распрощавшись с «Комеди Франсэз», актриса едет на гастроли в Канаду, Америку. В России она побывала трижды – в 1881-м, 1898-м и 1908-м. Во время ее первого появления в Санкт-Петербурге император Александр III явился к актрисе, чтобы выразить свое восхищение. Она склонилась перед монархом в реверансе, но он поднял ее со словами: «Это я должен преклониться перед вами».
В 1893 году Сара Бернар приобрела театр «Ренессанс», а спустя 5 лет возглавила театр «Наций», переименованный впоследствии в «Театр Сары Бернар» (пл. Шатле, д. 2). Она играла в своем театре 24 года. Эдмон Ростан, посвятивший ей три пьесы, описал рабочий день актрисы, которая не покидала сцены, даже чтобы поесть, и завтракала прямо среди декораций. «Это и есть истинная Сара Бернар», — говорил Ростан.
Любопытно, что Бернар, как никто из актрис, играла много мужских ролей. В её репертуаре был даже Гамлет; говорят, что её исполнением роли датского принца восхищался сам Константин Сергеевич Станиславский. В марте 1900 года, когда она на 56-м году жизни играла 20-летнего сына Наполеона, Сару 30 раз вызывали на бис. А в 70-летнем возрасте Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту.
Кино. Литература
Она стала одной из первых театральных актрис, кто решился сыграть в кино. Это произошло в 1900 году, в Париже: тогда была продемонстрирована фонорама, обеспечивающая синхронную проекцию изображения и звука, и Сара Бернар была заснята в сцене «Дуэль Гамлета». Сара Бернар одной из первых среди выдающихся актрис поняла роль и перспективность кино. В 1911 она нашла время для съемок в фильмах «Королева Елизавета» и «Дама с камелиями».
На склоне лет Бернар стала писать пьесы, издала «Мемуары одного стула» и романизированную автобиографию «Моя двойная жизнь», в которых отразились ее владение словом и тонкий, сочный юмор. Эта книга снискала небывалую популярность у авторов и литературных критиков. ” Слишком откровенно, открыто, но потрясающе,”- так оценивали они её произведение.
Инвалидность
В 1905 году, во время гастролей в Рио-де-Жанейро Сару постигло несчастье. Она неудачно упала и серьезно травмировала ногу. Через десять лет ногу пришлось ампутировать.
Став инвалидом, Бернар не оставила театр. Не забросила и светские рауты. Запирать себя в четырёх стенах она не хотела. Из-за травмы пришлось лишь внести некоторые изменения в репертуар. Теперь Сара играла, находясь на одном месте, или же её выносили на сцену на специальных носилках, как в роли царицы Аталии. В период Первой мировой войны Сара Бернар умудрялась выступать даже на фронте. А последний раз на сцену актриса вышла в 1922 году, меньше чем за год до своей смерти.
Реклама
Сара была первопроходцем среди знаменитостей, кто решился участвовать в рекламных кампаниях. Актриса за большие гонорары участвовала в съёмках рекламы шоколада, чая и мыла. Рекламными плакатами с её изображениями были оклеены улицы Парижа. Этот выгодный коммерческий шаг принёс Саре ещё больше популярности, ну и конечно же, неслыханных денег по тем временам. Владельцы известных марок, брендов наперебой умоляли Бернар разрекламировать их товары. Стать их ” лицом”, “визитной карточкой”.
Личная жизнь
Сара Бернар была эпатажной, экстраординарной особой. Чудачкой. Так известно, что ёе спальню на бульваре Мальзерб украшали скелеты. А сама она спала в гробу с толстым матрасом из любовных писем. В ее гостиной на софе возлежала пума, у камина грелся лев, из-под постели мог выползти боа, а то и крокодил…
Не скупилась она и на эксцентричные поступки. Она обожала, когда о ней говорили репортёры, известные личности и простые смертные. Во время Всемирной выставки 1878 года Сара отважилась на полет на воздушном шаре, позавтракав на высоте 2 300 м гусиным паштетом и шампанским. Актриса нередко становилась объектом насмешек для прессы. Карикатуры, едкие шаржи на её персону то и дело мелькали в парижских газетах. Но Саре эти ” детские шалости” были безразличны.
В первый приезд в Россию в 1881 году Бернар задержалась в Петербурге не только из-за театральных гастролей. В северной столице у неё начался бурный роман с греческим дипломатом Жаком Дамала, который был младше ее на 11 лет. Роман закончился браком в 1882 году. Выбор Сары оказался крайне неудачным, её избранник был пьяницей, наркоманом, картежником и отпетым повесой. Все её попытки наставить его на путь истинный результатов не принесли. Аристидис, которого современники описывали как что-то среднее между Казановой и маркизом де Садом, открыто щеголял своими изменами и получал огромное удовлетворение, если ему удавалось унизить Сару публично. Они развелись через несколько месяцев, но в последние месяцы его жизни Сара заботливо опекала его, умирающего от морфия и кокаина. Умер Аристидис в 1889 году.
В личной жизни Саре всегда не везло, хотя романов у неё было немало. Еще на заре своей карьеры в Испании она познакомилась с бельгийским принцем Анри де Линем. Принц был без ума от Сары и хотел жениться, но при условии, что она бросит сцену. Понятно, что «сбежались тут соседи короли…», скандал замяли, а у Бернар 22 декабря 1864 года родился сын. Впоследствии принц хотел официально усыновить мальчика, но Сара этому воспротивилась. Был ли принц настоящим отцом ребенка, так и осталось неизвестным.
О Саре Бернар ходило множество легенд и невероятных мифов. Один из них – что темпераментная парижанка соблазнила чуть не всех глав европейских государств. Среди её поклонников значились наследник английского престола, ставший позже королем Эдуардом VII, император Австрии Франц-Иосиф I, короли Испании Альфонсо, Италии Умберто, Дании Кристиан IX. А когда спрашивали, кто отец её сына Мориса, она беззаботно ответствовала: «Кто его знает, может, Гюго, а может, Мирбо».
В возрасте 66 лет во время турне по Америке Сара Бернар знакомится с американским актёром голландского происхождения Лу Теллегеном, который был младше ее на 35 лет. Их любовная связь продолжалась более четырех лет. Уже в старости этот мужчина признал, что годы с Сарой Бернар были самыми лучшими годами в его жизни.
Сара Бернар скончалась 26 марта 1923 года, на 79-м году жизни. На её похороны собрался весь Париж. Десятки тысяч почитателей ее таланта шли за гробом розового дерева, провожая в последний путь «Королеву сцены». Этот путь от бульвара Мальзерб до кладбища Пер-Лашез был усыпан камелиями – ее любимыми цветами.
Библиография Сары Бернар:
Ма double vie / Моя двойная жизнь / Mémoires de Sarah Bernhardt. Париж, 1907.
L’art au théâtre. Париж, 1923.
В русском переводе: Мемуары Сары Бернар, СПб, 1908.
Сара Бернар -
Фильмография:1923 La voyante
1917 Французские матери / Mères françaises
1915 Наши / Ceux de chez nous
1915 Жанна Дорэ / Jeanne Doré ... Jeanne Doré
1913 Адриенна Лекуврер / Adrienne Lecouvreur ... Adrienne Lecouvreur; короткометражка
1912 Королева Елизавета / Les amours de la reine Élisabeth ... Queen Elizabeth I; короткометражка
1911 Дама с камелиями / La dame aux camélias ... Marguerite Gauthier
1900 Дуэль Гамлета / Le duel d'Hamlet ... Hamlet; короткометражка