Ричард Флейшер -
Биография:Режиссер Ричард Флейшер (Richard Fleischer) родился 8 декабря 1916 года в нью-йоркском районе Бруклин. Всем своим творчеством Ричард Флейшер старался расквитаться с родителями за слишком счастливое, слишком детское детство. Его отец Макс, дядья Дейв и Льюис были пионерами нью-йоркской анимации 1920-х годов, создателями легендарных масок неунывающего морячка Попая и лупоглазой крали Бэтти Буп. А экранный мир Флейшера был максимально враждебен любой условности и жизнерадостности, срывался в предельную, натуралистическую жестокость. Для Флейшера не существовало запрещенных приемов – достаточно вспомнить ворона, вырывающую глаз герою "Викингов".
Ричард изучал психологию в Университете Брауна, но вскоре его пристрастия изменились и он поступил на театральный факультет Йельского университета. В возрасте 21 года он организовал в университете театральную труппу, а в 26 начал работать в нью-йоркском отделении кинокомпании RKO. Сначала Флейшер монтировал еженедельные новостные киножурналы, а затем сам начал снимать короткометражки. В 1948 году его пригласили в Голливуд на первый полнометражный проект, однако до этого он уже успел получить Осара за свою последнюю документальную работу "Design for Death (Предназначенные к смерти)" (1947).
Следующие работы режиссера "Follow Me Quietly (Тихо следуй за мной)" (1949) и "The Narrow Margin (Узкая грань)" (1952) также обратили на себя внимание критиков. Однако, чувствуя, что дни студии RKO сочтены, Ричард перебрался на MGM, где снял комедию "The Happy Time (Счастливые времена)" (1953).
После неудачной картины "Arena (Арена)" (1953) Флейшер перешел на студию Уолта Диснея. Знаменитый мультипликатор и продюсер дал Ричарду возможность поставить высокобюджентную экранизацию романа Жюля Верна "20000 Leagues Under the Sea (20000 лье под водой)" (1954) с Кирком Дугласом и Джеймсом Мэйсоном. Картина принесла Флейшеру репутацию мастера экшн-фильмов, легко управляющегося со спецэффектами, и его следующие проекты, такие как "The Vikings (Викинги)" (1958) с Кирком Дугласом и Тони Кертисом, "Fantastic Voyage (Фантастическое путешествие)" (1966) и "Tora! Tora! Tora! (Тора! Тора! Тора!)" (1970), получивший в 1971 году премию Оскар за лучшие визуальные эффекты, только подтвердили это.
Кроме того, режиссеру удавались криминальные драмы и фильмы в жанре "нуар" - "Violent Saturday (Жестокая суббота)" (1955) с Сильвией Сидни, "Compulsion (Принуждение)" (1959) с Дином Стоквелом и Орсоном Уэллсом и "The Boston Strangler (Бостонский душитель)" (1968), в котором одну из своих лучших ролей сыграл Тони Кертис.
Коммерческий успех не всегда сопутствовал Флейшеру. Даже такие, как казалось беспроигрышные проекты, как "Doctor Dolittle (Доктор Дулиттл)" (1967) с Рексом Харрисоном и "Che! (Че!)" (1969) с Омаром Шарифом практически провалились в прокате. Флейшер продолжал работать до конца 1980-х, чередуя хиты, такие как "The New Centurions (Новые центурионы)" (1972) и "Conan the Destroyer (Конан-разрушитель)" (1984) - второй фильм из серии фильмов о Конане-варваре с Арнольдом Шварценеггером, со все более частыми неудачами - "Ashanti (Ашанти)" (1979), "The Jazz Singer (Певец джаза)" (1980) с Нилом Даймондом и "Million Dollar Mystery (Тайна ценою в миллион долларов)" (1987).
Великим Флейшер так и не стал, но универсальность его таланта неоспорима – вряд ли еще найдется мастер, работающий в столь разных жанрах. Кино, которое снимал Флейшер, несомненно было коммерческим, но не только. Он был «неприятным» режиссером – злым, тревожащим, интересующимся «патологией повседневности» и никогда не играющим со зрителями в поддавки. Он снимал то, что видел вокруг, выворачивая наизнанку все традиции жанров: его ковбои стреляли в спину и не скрывали, что для них нет ничего важнее денег. Его полицейские, помимо жалованья, зарабатывали на службе непреодолимый страх и безысходную тоску. А бой в Перл-Харборе в его интерпретации из героического эпизода американской истории превращался в странный симбиоз слепоты и глупости военных. Он высказывал свое, нелицеприятное мнение по поводу современного ему общества и афишировал свой пессимизм почти неприличным для Голливуда образом. Он постоянно испытывал на прочность психику своего зрителя, проверяя границы его терпения и чувства юмора.
Флейшер был режиссером, никогда не игравшим со зрителями в поддавки, неприятным, тревожащим, заинтересованным патологией повседневности. Недаром он ставил фильмы о реально существовавших исчадиях ада: "бостонском душителе" (The Boston Strangler, 1968) пожилых женщин или юных хлыщах, поверивших свою "сверхчеловеческую" природу убийством ребенка в "Compulsion" (1959). Он афишировал свой крайний пессимизм почти неприличным и для Голливуда, и для человека его поколения образом. В "Зеленом Сойленте" (Soylent Green, 1973) человечество 2022 года, разбазарившее и воздух, и воду, и здоровую пищу, питалось галетами, изготовленными из трупов стариков. Примечательно, что декорации Нью-Йорка будущего, как и колоссальная декорация человеческого тела, внутри которого пробираются уменьшенные герои в "Фантастическом путешествии" (Fantastic Voyage, 1966), считаются самоценными шедеврами футуристической графики.
Но пока апокалипсис не наступил, Флейшер выворачивал наизнанку традиционные жанры. Картонный мир "пеплума", драм из древней истории, он залил кровью, грязью и потом в "Варраве" (Barabbas, 1962): между Христом и разбойником он, безусловно, выбирал разбойника. В его единственном вестерне "Эта тысяча холмов" (These Thousand Hills, 1959), задолго до Сэма Пеккинпа, ковбои стреляли в спину, наслаждались линчеванием и не скрывали, что для них нет ничего важнее, чем деньги. "Новые центурионы", баллада о полицейских буднях, сочилась страхом и тоской стражей порядка, единственными нажитыми на беспорочной службе чувствами. И даже бой в Перл-Харборе, святая святых, в "Тора! Тора! Тора!" (Tora! Tora! Tora!, 1970) оказывался не героическим эпизодом военной истории, а странной комбинацией слепоты и глупости сражающихся сторон.
Иногда кажется, что Флейшер был тайным вагнерианцем, искателем сверхчеловечности, этаким Стэнли Кубриком для бедных. В нем действительно было что-то от Стэнли Кубрика, и пусть этого чего-то самая малость, но этой толикой причастности к философскому кино никто другой из "коммерческих" режиссеров его поколения даже и похвастаться не мог.
В официальном некрологе губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, которому довелось работать с Флейшером на съемках «Конана-разрушителя», назвал его «настоящей голливудской легендой» и «экстраординарным режиссером».
С 1990-х режиссер оставил работу в кино, а в 1994-м опубликовал сборник воспоминаний и мемуаров под названием "Просто скажите, в каком месте заплакать". Ричард Флейшер скончался 25 марта 2006 в Лос-Анджелесе.
Ричард Флейшер -
Фильмография:2002 Darkness at High Noon: The Carl Foreman Documents
1982 History of the SF Film, The (ТВ) ... Guest