Пол Верховен -
Биография:Детство Верховена, сына школьного учителя, прошло в осажденной немцами Гааге, который регулярно бомбили союзнические войска. Верховен часто рассказывал, что его самые яркие детские воспоминания – это горящие дома и трупы людей на улицах, перепрыгивая через которые он бежит в бомбоубежище. Биографы и критики режиссера любят цитировать эти слова как объяснение вызывающей опасения склонности Верховена к натуралистичному изображению насилия в своих фильмах.
Верховен так же утверждает, что в детстве его любимым занятием было рисовать черно-белые картинки, изображающие всевозможные извращенческие виды пыток над людьми.
После войны Пол днями и ночами пропадал в местном кинотеатре, репертуар которого состоял полностью из американских фильмов. По его словам, он раз десять смотрел «Войну миров» 1953 года выпуска – фильм, определивший его представление о том, каким должен быть настоящий кинематограф.
После школы Верховен поступает сразу в два высших учебных заведения: знаменитый Лейденский Университет и Нидерландскую Академию Кино. Ему удается не только совмещать учебу на двух совершенно различных факультетах, но и закончить их с успехом, получив два диплома: математика и режиссера.
Сняв несколько короткометражных и ничем особо не примечательных фильмов, Верховен начинает работать на ТВ. Сначала он делает пару документальных фильмов, а затем снимает телесериал «Флорис» (1969): смесь истории и фэнтези. Надо отметить, что в главной роли снимался тогда еще не известный ни в Европе, ни в США актер по имени Рутгер Хауер.
Первый полнометражный фильм для большого экрана Верховен сделал в 1971, картина не оставила заметного следа в истории, чего нельзя сказать о его следующей работе: психологической драме «Турецкие наслажденья» (1973). Фильм рассказывал историю любви художника (Рутгер Хауер) и девушки из провинции, которые пытаются преодолеть трудности в общении, вызванные разницей в их социальном происхождении.
Лента не только имела успех в прокате, но и попала в пятерку претендентов на Оскар в категории «Лучший иностранный фильм».
Верховен продолжал взбираться по карьерной лестнице: его фильмы попадают в конкурсные программы европейских фестивалей, идут в американском прокате, номинируются на престижные премии: антивоенная драма «Оранжевый солдат» (1979) номинируется на Золотой Глобус.
В 1980 режиссер выпускает ленту «Лихачи» - своеобразный парафраз классического американского фильма «Лихорадка субботним вечером». Главное, что отличало голландскую версию истории от оригинала – количество насилия на экране явно превышало среднестатистические показатели, а постельные сцены (в том числе немыслимые для тогдашней Америки гомосексуальные) были шокирующе откровенны.
Когда Верховен в середине 1980-х заявил о своем желании уехать в Голливуд, он объяснил свое решение очень просто: там больше денег и больше возможностей. Начиная с первого фильма, сделанного Верховеном по ту сторону Атлантики, сумрачной исторической драмой «Плоть и кровь» (1985), весь «американский» период режиссера можно охарактеризовать как время многобюджетных фильмов на фантастические сюжеты, которые нравились зрителям и заставляли морщиться критиков.
«Робот-полицейский» породил целую моду на фильмы, эксплуатирующие тему искусственного интеллекта, хотя критики были недовольны количеством сцен насилия на экране; «Вспомнить все» стал для своего времени техническим прорывом: так много средств и сил было затрачено на создание впечатляющей картины жизни на Марсе. Одновременно, картина вошла в число самых дорогостоящих кинопроектов в истории Голливуда.
Обе картины получили премию Оскар в технических номинациях: «лучшие спецэффекты» и «лучший звук».
Снятую в 1992 ленту «Основной инстинкт» фантастической назвать нельзя, но это был не менее увлекательный и провокационный проект, который вывел в мегазвезды Шарон Стоун и вернул на экраны порядком подзабытого Майкла Дугласа. Фильм номинировался на Оскар за лучший монтаж и музыку.
Картина 1995 года «Стриптиз» (название настолько точно передает суть ленты, что уточнять сюжет не имеет смысла) с треском провалилась в прокате и получила приз «Золотая малина» как худший фильм года. Верховен произвел сенсацию, лично явившись на церемонию вручения «малиновых» наград, которая обычно проходит в присутствии журналистов и при полном отсутствии номинантов. Он стал первым за всю историю награды режиссером, который лично получил премию.
Возвращение к жанру фантастики было очень удачным: фильм «Звездный десант» о битве человечества с гигантскими жуками из космоса сделал отличные кассовые сборы и вновь получил номинацию на Оскар за пиротехнику. Критики вновь указали на навязчивую потребность Верховена показывать сцены гибели героев крупным планом, а одно прогрессивное издание обозвало фильм «имперским бредом», возмутившись финальной сценой, в которой десантники водружают на далекой планете американский флаг.
Отработав 20 лет в США, Верховен вернулся в Нидерланды, где его приветствовали как героя. К тому моменту его картина «Турецкие наслажденья» была признана по результатам опроса кинокритиков самым лучшим фильмом за всю историю голландского кинематографа.
Верховен, к вящей радости голландцев, снял на родине фильм «Черная книга» (2006), который получил три высшие кинопремии Нидерландов, в том числе в номинации «лучшая режиссура».
В дальнейших планах режиссера - детектив "Афера Томаса Крауна 2".
Режиссёрский стиль
Верховен весьма критически относится к Америке и её капиталистическим ценностям, о чём неоднократно заявлял в интервью. Его американские фильмы населяют до абсурда амбициозные персонажи, зачастую психологически одномерные, словно герои комиксов. Подобно датчанину Дугласу Сёрку в 1950-е годы, Верховен сгущает и заостряет голливудские штампы до такой степени, что широкая публика начинает принимать их за чистую монету. К примеру, более простодушные рецензенты «Звёздного десанта» обрушились на режиссёра за неприкрытый милитаризм, в то время как синефилы трактовали фильм как мизантропическую антивоенную сатиру в духе «Доктора Стренджлава».
«Вероятно, самый дерзкий и уверенный сатирик Голливуда, единственный, кому удаётся снимать высокобюджетные жанровые фильмы, насчёт серьёзности коих никто не может поручиться», — пишет о Верховене М. Аткинсон. «Натурализованный голландец стал для Голливуда новым Фрицем Лангом — мастер усовершенствованного комикса, вкрадчиво брутальный поставщик зубодробительной киномакулатуры» (Дж. Хоберман). «Он обожает клише: в его фильмах есть нечто от комикса, наподобие Лихтенштейна», — высказался про Верховена ветеран французской новой волны Жак Риветт, назвавший «Шоугёлз» одним из лучших фильмов девяностых[
Постоянные сотрудники
Плеяда актёров, начавших работать с Верховеном ещё в Нидерландах, включает Рутгера Хауэра, Дерека де Линдта, Йеруна Краббе. Все трое позже последовали за ним в США. Наиболее успешно сложилась голливудская карьера у Рутгера Хауэра. Так, ещё в 1980 году Хауэр снялся с Харрисоном Фордом в фильме «Бегущий по лезвию» и Сильвестром Сталлоне в боевике «Ночные ястребы». Успех 1980 годов сменился спадом в 1990-е, когда Хауэр, поссорившись с Верховеном, фактически оказался без протекции режиссёра. С началом 2000 годов в карьере Хауэра произошли изменения к лучшему, он снялся у Джорджа Клуни в «Признаниях опасного человека», у Роберта Родригеса в «Городе грехов» и смог постепенно восстановить свои позиции.
В сотрудничестве с Верховеном получил признание кинооператор Ян Де Бонт. Он бессменно работал с режиссёром более 20 лет. Сам Верховен утверждал, что «смотрит на мир глазами Яна», поэтому можно считать, что отличительный визуальный ряд картин Верховена — результат его совместного творчества с де Бонтом. В 1994 году де Бонт в качестве режиссёра снял блокбастер «Скорость» с Сандрой Буллок и Киану Ривзом.
Пол Верховен -
Фильмография:2002 De ridder en de fakir (видео, короткометражный) ... Zichzelf