Пол Томас Андерсон -
Биография:Пол Томас Андерсон — американский режиссёр, сценарист и продюсер, снявший шесть полнометражных фильмов: «Роковая восьмёрка», «Ночи в стиле буги», «Магнолия», «Любовь, сбивающая с ног», «Нефть» и «Мастер», за которые он номинировался на пять премий «Оскар». Критики говорят о нём, как об «одном из наиболее притягательных и ярких талантов, появившихся в кинематографе в последнее время» и «одном из высших талантов современности». В 2007 году журнал «Total Film» поставил Андерсона на 20-ое место в списке величайших режиссёров всех времен. В 2011 году еженедельник «Entertainment Weekly» назвал его 10-м величайшим режиссёром, назвав его «одним из наиболее динамических режиссёров появившихся за последние 20 лет».
Пол Томас Андерсон родился 26 июня 1970 года в Студио-Сити (штат Калифорния, в семье Эдвины Гоугх и Эрни Андерсона. Эрни Андерсон был теле-актёром, а также работал диктором канала «Эй-би-си» и вел ночное хоррор-телешоу под названием «Гоуларди» на кливлендском телевидении. Пол Андерсон вырос в долине Сан-Фернандо, где он посещал множество школ, включая школу Бакли в Шерман Оакс, школу Джона Томаса Дая, академию Крушинг и Монтиклэр Преп. Также он учился в Нью-Йоркском университете, но вскоре бросил учёбу.
Андерсон занялся кинопроизводством ещё в молодом возрасте, начав снимать на отцовскую видеокамеру в 12 лет. Впоследствии он стал использовать 8 миллиметровую пленку, и осознал, что видео было удобнее. В 17 лет он начал экспериментировать с 16 миллиметровой камерой Bolex. Будучи учеником средней школы, в 1988 году, он снял свой первый получасовой псевдодокументальный фильм под названием «История Дирка Дигглера», рассказывающий историю известного порноактёра. Прототипом главного героя фильма (Дирка Дигглера) стал порно-актёр Джон Холмс, который впоследствии также стал и прототипом главного героя в фильме Андерсона «Ночи в стиле буги».
После краткого курса английского языка в Эмберсон Колледж, и ещё более кратковременного посещения Нью-Йоркского университета, Андерсон начал работать в качестве производственного ассистента на съёмках телевизионных фильмов, музыкальных видеоклипов и телеигры в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. В 1992 году он приступил к съёмкам своей второй короткометражной ленты «Сигареты и кофе», в которую входили пять сценок во время обеда. Фильм был впервые показан на большом экране в 1993 году на фестивале «Сандэнс», где сразу получил признание. Через несколько лет он снял свой первый полнометражный фильм, «Сидни», который был переименован в «Роковая восьмерка». «Роковая восьмерка» впервые была показана в 1996 году в конкурсной программе Канского кинофестиваля «Особый взгляд».
В поворотном для своей карьеры фильме «Ночи в стиле буги» Андерсон возвратился к персонажу Дирку Дигглеру, развив получасовой рассказ дебютной пленки до полнометражного формата. Премьера состоялась 10 октября 1997 года. Драма режиссёра Андерсона была высоко оценена критиками, однако лента не имела большого успеха в прокате. Работа стала одной из наиболее положительно оцененных фильмов года и считается одним из лучших фильмов описывающих деятельность порно-индустрии. Лента возродила карьеру Берта Рейнольдса, который за роль порно-режиссёра Джека Хорнера был номинирован на «Оскар», а также возвела исполнителей главных ролей Марка Уолберга и Джулианну Мур в ранг востребованных и высокооплачиваемых актёров. В итоге фильм номинировался на три премии Американской кино-академии: за лучшую мужскую роль второго плана (Бёрт Рейнольдс), за лучшую женскую роль второго плана (Джулианна Мур) и за лучший оригинальный сценарий.
Следующим фильмом Андерсона стал сюжетный ансамбль, снятый в 1999 году, «Магнолия», который рассказывал о специфическом взаимодействии между людьми живущих в долине Сан-Фернандо, в Калифорнии. Сюжет фильма строился на переплетении девяти различных сюжетных линий, которые преобразовывались в единую картину. В «Магнолии» были использованы довольно долгие операторские планы, что отличало ленту от типичных голливудских фильмов. Как и предыдущий фильм Андерсона «Магнолия» получила три номинации на премию «Оскар»: за лучшую мужскую роль второго плана (Том Круз), за лучшую песню (за песню «Save Me», музыка и слова Эйми Манн) и за лучший оригинальный сценарий. В одном интервью, взятом вскоре после премьеры фильма, Андерсон заявил: «… я и вправду считаю что „Магнолия“, к счастью или нет, является лучшим фильмом, который я когда-либо создам».
После релиза «Магнолии», Андерсон заявил, что он хотел бы поработать с комиком Адамом Сэндлером в ближайшем будущем, и то что его следующий фильм будет длительностью в 90 минут. В итоге его следующим фильмом стала, выпущенная в 2002 году, романтическая комедия, частично основанная на истории Девида Филлипса (также известным, как «Пудинковый парень»), «Любовь сбивающая с ног», в которой снялся Адам Сэндлер. Сюжет фильма повествовал о маленьком бизнесмене (Сэндлер) с проблемами в контроле агрессии, который находясь под гнетом своих семи сестер, встречает свою любовь (Уотсон). Сэндлер получил за исполнение роли положительные оценки от критиков. Фильм стал его первым главным отхождением от мейнстримовых комедий, сделавших его известным. Роджер Эберт в своей рецензии на фильм отметил, что «Сэндлер, освобожденный от ограниченной формулы, неожиданно показывает глубину, как актёра. Смотря этот фильм, можно представить его в ролях Денниса Хоппера. Он имеет темноту, навязчивую идею и власть». На Каннском кинофестивале 2002 года, фильм выиграл приз за лучшую режиссуру и был номинирован на Золотую Пальмовую ветвь.
Наиболее известным фильмом Андерсона стала вольная адаптация романа Эптона Синклера «Нефть!». Хотя в оригинале фильм был назван цитатой из Библии «И будет кровь», но в российском прокате он вышел под названием «Нефть». Фильм был довольно успешен в прокате: при бюджете в 25 миллиона долларов, в мировом прокате он собрал 76,1 миллион долларов. До начала съёмок режиссёр упоминал, что хотел бы поработать с английским актёром Дэниелом Дэй-Льюисом, который в итоге за исполнение главной роли в фильме получил свой второй «Оскар», также за роль Илая Санди в фильме Пол Дано (который также играл и брата Илая, Пола Санди) был номинирован на премию BAFTA за лучшую мужскую роль второго плана. Сам Андерсон номинировался на премию гильдии режиссёров Америки. Помимо этого фильм выдвигался в общем на соискании восьми статуэток «Оскар», конкурируя с фильмом братьев Коэнов «Старикам тут не место». Лично Андерсон выдвигался в трех номинациях: лучшая режиссура, лучший фильм года и лучший адаптированный сценарий (во всех трех случаях награды отошли братьям Коэнам за их фильм). Фильм получил в целом положительные оценки критиков и был назван одним из лучших фильмов десятилетия.
В декабре 2009 года журнал «Variety» сообщил, что Андерсон работает над новым сценарием, который носит рабочее название «Мастер» и повествует о «харизматичном интеллектуале» который основывает свою религию в 1950-х годах. Хотя в фильме отсутствуют отсылки на само религиозное движение предполагается, что оно основано на Саентологии. Сообщалось, что актёр Филип Сеймур Хоффман, который довольно часто появлялся в фильмах режиссёра, должен будет сыграть в фильме главную роль. По слухам вместе с Хоффманом в фильме должны были сыграть Риз Уизерспун и Джереми Реннер, что позже, однако, было опровергнуто. В сентябре 2010 года, Джереми Реннер заявил, что проект был отложен на неопределенный срок. Позже он заявил, что более не участвует в работе над фильмом. В апреле 2011 года стало известно, что актёр Хоакин Феникс участвовал в переговорах по участию в фильме и сыграет в фильме второстепенную роль, впоследствии Андерсоном был полностью переписан сценарий, где главным персонажем стал Фредди Куэлл в исполнении Хоакина. Премьера ленты состоялась в сентябре 2012 года на 69-м Венецианском кинофестивале, где Андерсон удостоился «Серебряного льва» за лучшую режиссёрскую работу.
Также из ряда источников сообщалось, что Андерсон работает над экранизацией романа Томаса Пинчона «Врождённый порок», где в главной роли будет снова сниматься Хоакин Феникс. В феврале 2011 года стало известно, что Мэган Эллисон (дочь миллиардера Ларри Эллисона) возможно станет финансировать оба текущих проекта Андерсона.
Режиссёрский почерк
Андерсон, наравне с Квентином Тарантино, Стивеном Содербергом, Ричардом Линклейнером и Спайком Джонсом, является одним из представителей поколения «режиссёров-самоучек», которые изучали режиссёрское ремесло не в киношколах, а просматривая тысячи фильмов на видеокассетах. Андерсон называет Мартина Скорсезе, Макса Офюльса, Стэнли Кубрика, Орсона Уэллса, Роберта Олтмена и Джонатана Демма своими главными вдохновителями в режиссуре.
Фильмы Андерсона узнаваемы прежде всего тем, что их действие происходит в долине Сан-Фернандо с большим числом действующих лиц, имеющих довольно реалистичные и порочные характеры. Среди предметов, с которыми имеют дело персонажи его фильмов прослеживаются такие темы, как дисфункции семейных отношений, отчуждение, сожаление, одиночество, шанс и судьба, поиски места, которое можно назвать «домом» и призраки прошлого. Андерсон подчеркивает взаимосвязи среди своих героев, на основе того, как изменчивые обстоятельства затрагивают хрупкие стороны их жизни.
Стиль Андерсона узнаваем благодаря развернутому изложению, визуальному особому стилю, несбалансированному пониманию сути, постоянно движущейся камере, визуальной задержке долгих планов, основанных на системе стедикам, зачастую использование запоминающейся музыки и аудиовизуальные образы, которые не придерживаются законов физической природы.
В первых четырёх художественных фильмах у Андерсона фигурировал схожий набор актёров. Так актёр Филип Сеймур Хоффман появился почти во всех работах Андерсона, за исключением работы над фильмом «Нефть»; Мелора Уолтерс, Луис Гузман, Филип Бейкер Холл и Джон Кристофер Рэйли снялись в трех, а остальные исполнители ролей «Ночи в стиле буги», такие как Уильям Мэйси и Джулианна Мур также снялись в «Магнолии». За исключением Пола Ф. Томпкинса, у которого была второстепенная роль в «Магнолии», в «Нефти» был набран абсолютно новый состав актёров. Интересно, что Роберт Элсвит был оператором во всех полнометражных работах Андерсона, за исключением «Мастера», где его сменил Михай Малаймер-младший.
Личная жизнь
Пол Томас Андерсон состоит в браке с бывшей участницей актёрского состава передачи «Субботним вечером в прямом эфире», Майей Рудольф. В браке они завели трёх детей: Перл Минни (родилась в октябре 2005 года), Люсиль (родилась 6 ноября 2009 года) и сын Джек (родился 3 июля 2011 года).
Пол Томас Андерсон -
Фильмография: