Милош Форман -
Биография:Милош Форман (чешск. Milos Forman, наст. имя: Jan Tomas Forman, р. 18 февраля 1932). Чешский и американский кинорежиссер, сценарист.
Томас Ян Форман родился 18 февраля 1932 в чехословацком городке Каслав. Во время Второй мировой войны родители погибли в Освенциме в концлагере. Мальчика воспитывали дядя Болеслав и тетя Анна (сестра отца). Еще в детстве Форман увлекся театром, но, не поступив в пражскую Академию драматических искусств, оказался в Пражской киношколе на сценарном отделении.
Его творческий путь начался в знаменитом театре «Латерна Магика» (Laterna magika), где он работал сценаристом, а в 63-м состоялся кинодебют Формана в качестве режиссера документальных фильмов. Его картина «Конкурс» (Audition) была сделана в стиле документального кино, и показывает ход одного фиктивного конкурса на певицу музыкального театра «Семафор», когда девушки не знали, что конкурс не настоящий. А через год Милош снял свой первый игровой фильм «Черный Петр» (Černý Petr), который получил первую премию на фестивале в Локарно, опередив картины Годара и Антониони. Фильм «Любовные похождения блондинки» (Lasky Jedne Plavovlasky) не только стал событием сам по себе, но и был номинирован на премию «Оскар», в борьбе за который, уступил легендарной картине «Мужчина и женщина» Клода Лелуша. Следующий фильм Формана — «Бал пожарных» (другое название – «Горит, моя барышня»), также был номинирован на «Оскар». В этой картине не было ни одного профессионального актера, 80 тысяч долларов на съемки выделил муж Софи Лорен, продюсер Карло Понти. В довершение всего позже фильм был запрещен цензурой.
Во время подавления советскими войсками пражского восстания летом 1968 года, Форман находился во Франции, он принял решение не возвращаться на родину, а в 1969 году вместе с режиссером Иваном Пассером, Форман отправляется в США. В 1975 году Милош Форман получил американское гражданство.
После несостоявшейся сделки с компанией Paramount, Формана поддержала студия Universal, и в 1971 году он снял с их поддержкой первый американский фильм "Отрыв" (Taking Off). Этот фильм, несмотря на Гран-при жюри Каннского фестиваля и номинацию на Золотую Пальмовую Ветвь, не был обласкан зрительским вниманием и в прокате картина провалилась. В следующем году Милош Форман стал одним из режиссеров, поставивших новеллу «Декатлон» в фильме «Восемь взглядов», рассказывающем о Мюнхенской Олимпиаде 1972.
В 1974 молодой продюсер Майкл Дуглас (сын знаменитого актера Кирка Дугласа) предлагает Форману постановку фильма по бестселлеру Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». На главную роль, МакМерфи, Дуглас пригласил Джека Николсона. Решив, как ему кажется, отдохнуть от тюрьмы, МакМерфи симулирует безумие и попадает в сумасшедший дом, где вступает в конфликт с медсестрой Рэйчет. Это и есть основное содержание как романа, так и фильма. Причины триумфа формановского «Пролетая над гнездом кукушки» (пять премий «Оскар», включая лучший фильм, режиссуру, главные мужскую и женскую роли, сценарий, а также потрясающий успех у зрителя – по итогам кинопроката 1975 года фильм уступил только «Челюстям» Стивена Спилберга) – в нюансах и метафорическом посыле. Макмерфи – это символ неистребимого человеческого духа, сильной и свободной личности. Лечебница и медсестра Рэйчет, в частности, жестокая система, власть, эту свободную личность безжалостно подавляющая. Много раз говорилось о том, что клиника – это модель родной для режиссера социалистической Чехословакии. Так это или нет, но, конечно же, без глубоко личного опыта знакомства с законами тоталитарного государства не обошлось. Помимо второго дна, в кинокартине ярко проявилось безусловное достоинство Формана-постановщика – уникальная работа с актерами. Режиссер добивается от них не только внешней экспрессивной игры, но и тончайших нюансов, характеризующих внутреннее состояние персонажа. Используя ярчайшую творческую индивидуальность Джека Николсона, его уже сформировавшийся экранный образ бунтаря и блестящие литературные детали романа Кена Кизи, Форман комбинирует все это в один из выдающихся характеров мирового кино. В сотне лучших англоязычных фильмов всех времен по опросу Американского Института Кино «Пролетая над гнездом кукушки» занимает 20-е место. После успеха фильма, в 1975 году, Милош Форман становится преподавателем на отделении кино Колумбийского Университета.
В 1979 году Форман подкрепил успех одухотворенной и полной воображения экранизацией популярного бродвейского мюзикла "Волосы", а в 1981 году на экраны выходит и фильм "Рэгтайм", тонкая и лиричная экранизация романа И.Л.Доктороу, рассказ о молодом афро-американском музыканте начала 20 века.
В 1984 Форман снимает картину «Амадей», которая вместе с «Пролетая над гнездом кукушки» по праву входящий в число лучших фильмов мирового кино. В основе кинокартины – пьеса Питера Шэффера, вольно трактующая отношения двух композиторов при дворе короля Австрии конца 18 в. – Сальери и Моцарта. Как и у Шэффера, главный герой здесь не Моцарт, а его гораздо менее талантливый коллега. Сальери – искренне влюбленный в музыку трудяга, но лишенный того дара, которым Бог одарил Моцарта. Амадеус, которому все дается легко, вызывает у Сальери одновременно восхищение и ненависть. Противопоставление гения и посредственности – основная идея «Амадея», воплощенная со всей мощью, на которую способен кинематограф. Форман воссоздал Вену 18 в. в своей родной Праге. Достоверность передачи эпохи и внимание к деталям поражают воображение. Но законченным шедевром этот фильм сделали актерские работы Ф.Мюррея Абрахама (Сальери) и Тома Халса (Моцарт), создавших характеры живые и сложные. В «Амадея» одинаково полноценно работают как реальные персонажи, так и метафорические символы. «Амадей» получил восемь «Оскаров», включая награды за лучший фильм года, режиссуру, адаптированный сценарий и главную мужскую роль (Абрахам). В сотне лучших англоязычных фильмов всех времен по опросу Американского Института Кино «Амадей» занимает 53-е место.
После триумфа «Амадея» Форман берется за другую европейскую историю 18 в. – экранизацию романа Шодерло Де Лакло «Опасные связи». Съемки затягиваются и режиссера опережает англичанин Стивен Фрирз со своей киноверсией романа, вышедшей в 1988 и имевшей успех, как у критики, так и у зрителей. «Вальмон» Формана выходит в следующем году, проваливается в прокате и получает довольно скромные оценки в прессе.
Новый фильм Формана «Народ против Ларри Флинта» выходит на экраны лишь спустя 7 лет, в 1996 году. Режиссер рассказывает историю жизни порномагната, основателя издательского концерна Hustler Ларри Флинта. Форман превращает ее в притчу о праве человека на свободу самовыражения, за какие бы пределы она не выходила. Главный герой (во многом благодаря прекрасной работе актера Вуди Харрелсона – номинация на «Оскар», равно как и Форману за режиссуру) показан сложным, противоречивым, но вызывающим уважение человеком, во многом напоминающем Макмерфи из «Пролетая над гнездом кукушки» и Моцарта из «Амадея». Сам Ларри Флинт сыграл в картине роль судьи. Форман решил, что это будет забавным: Ларри на экране приговаривает самого себя к 25 годам тюремного заключения.
«Народ против Ларри Флинта» взял два приза на церемонии «Золотой глобус» и главную награду Берлинского кинофестиваля.
В 1999 году на экраны вышел еще один смелый проект Милоша Формана «Человек на Луне», история эксцентричного американского комика Энди Кауфмана, ставившего эксперименты над зрителями, чья жизнь и даже смерть превращались в провокационные шоу. Роль Кауфмана блистательно исполнил Джим Кэрри (премия «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль), заставивший говорить о себе, как об актере мощного трагикомического таланта. За режиссуру фильма «Человек на Луне» Милош Форман получил Серебряного медведя на фестивале в Берлине.
После выхода «Человека на Луне» Форман перестает снимать. Во время творческого перерыва он продюсирует фильмы и даже принимает участие в съемках («Сохраняя веру, 2000) в качестве актера.
Спустя семь лет, в 2006 году, Милош Форман снимает историческую драму «Призраки Гойи», пригласив на главные роли Натали Портман и Хавьера Бардема. Продюсером картины выступает Сол Зэнц, с которым режиссер ранее работал над своими лучшими фильмами – «Пролетая над гнездом кукушки» и «Амадей». В «Призраках Гойи» описываются события, происходившие в Испании в 1792 году, свидетелем которых был великий испанский художник Франциско Гойя.
Любопытно, что друзья и коллеги всегда говорили о Милоше Формане как о человеке, чрезвычайно ленивом. Его друг Йозеф Шкворецки вспоминает, что чаще всего ему приходилось видеть Милоша в лежачем положении. Он даже гостей принимал, не вставая с любимой кровати. И хотя многочисленные награды, всеобщее уважение и признание убеждают в обратном, поговаривают, что Форман на съемочной площадке и вне ее, два совершенно разных человека.
Форман был трижды женат и имеет 4х детей от разных браков.
Милош Форман -
Фильмография:2009 Peklo s princeznou ... Erlebub
2008 Челси-отель / Chelsea on the Rocks
2000 Сохраняя веру / Keeping the Faith ... Father Havel
1989 Новогодний вечер / New Years Day ... Lazlo
1986 Ревность / Heartburn ... Dmitri
1957 Dedecek automobil
1954 Stribrny vitr