Вверх

Вы вошли на сайт, как Гость






Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Меню

Звёздные новости

п»ї
Случайные знаменитости
Жулиана Паес Жулиана Паес
Анника Кул Анника Кул
Дэйв Батиста Дэйв Батиста
Томми Ли Джонс Томми Ли Джонс
Бетти Филд Бетти Филд
Лена Улин Лена Улин
Джеймс Кайсон Джеймс Кайсон

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Лена Хорн


Фото Лена Хорн Фото Лена Хорн Фото Лена Хорн



Лена Хорн - Биография:

Легендарная американская джазовая певица и киноактриса.
Она родилась в Гарлеме в театральной семье. Ее мать Эдна Хорн была в двадцатые годы одной из ведущих актрис театра “Лафайет”, и Лена буквально с колыбели впитала в себя запах кулис.

В начале тридцатых дела у Эдны Хорн пошатнулись, и, чтобы выправить материальную ситуацию, она обратилась к своей подруге Этель Уотерс с просьбой взять ее шестнадцатилетнюю дочь в свое шоу. Так Лена Хорн переступила порог Коттон-клаба, и уже с первых дней ее пребывания здесь было ясно, что вокальные и пластические данные девушки намного выше, чем это требуется хористке и участнице кордебалета. К тому же светлокожая мулатка была ослепительно красива. Свои первые мемуары “Lena Horn: In Person” она опубликовала в сорок лет. В середине шестидесятых годов я читал эту книгу во Всесоюзной государственной библиотеке иностранной литературы (“Разинке”, как мы ее тогда называли, поскольку она находилась на улице Разина). Дойдя до фотографии шестнадцатилетней актрисы, я долго не мог от нее оторваться. Оглянувшись назад, с изумлением увидел за спиной несколько пар восторженных глаз. Когда через несколько дней мне снова выдали эту книгу, этой фотографии уже не было — она была аккуратно вырезана бритвой...

По причине своих вокальных, пластических и внешних данных Лене предоставили сольный номер. Это была песня Гарольда Арлена “As Long As I Live”, которую юная красавица пела в дуэте с Эвоном Лонгом. Успех был потрясающий. Но проходили годы, репертуар вокалистки не пополнялся, несмотря на ее страстные желания. И она поняла, что песню “Так долго, как я живу” она будет петь так долго, как живет. Нужно было уходить из Коттон-клаба. Но это было сделать очень непросто.

Если музыкант уже свое отработал, то с ним расставались легко, даже если это личность такого масштаба, как Дюк Эллингтон. Но если артист приносил клубу доход, то вырваться из его тисков было почти невозможно. Как-то к руководству клуба пришел отчим певицы, поговорить о расширении репертуара дочери, и был жестоко избит. Выход из создавшегося положения подсказала мать, Лена спокойно доработала до окончания срока контракта и на следующий день в Коттон-клаб не заявилась.

Она стала солисткой оркестра Ноубла Сисла и одной самых замечательных певиц эпохи свинга. В 1933 году коронным номером Коттон-клаба была песня “Штормовая погода”, сочиненная Гарольдом Арленом для Этель Уотерс. Ее также с блеском исполняла Айви Андерсон с оркестром Дюка Эллингтона. Лина Хорн рискнула создать свою версию этой песни и превзошла своих знаменитых коллег. Услышав ее, Элла Фицджеральд заметила: “После Лины Хорн к этой песне лучше не прикасаться”.

Следующим хитом артистки стала песня Винсента Юнанса “Мore That You Know", входящая в антологию легендарных вещей свинга. А дальше была штормовая погода. Певица была что называется нарасхват. Она пела с поразительным лиризмом песни Дюка Эллингтона, Фэтса Уоллера, Кола Портера, вызывая восхищение авторов. С огромным драматизмом исполняла трагический народный блюз “Rainy Kay”. Газеты сравнивали ее голос с каплями меда. Мне это сравнение кажется поверхностным. Оно предполагает некоторую дискретность в то время, как зафиксированные на пластинки исполнения певицы покоряют совершенством фразировки, дополненной в видеозаписях изяществом пластического рисунка. Кроме того, у нее огромный лирический дар, так что каждая фраза — полифония чувств.

В 1940 году Лену пригласил в свой коллектив Чарли Барнет. Это был первый в истории джаза случай, когда цветная вокалистка стала штатной солисткой белого оркестра, хотя “гостящие” негритянские певицы выступали со своими “бледнолицыми” коллегами и раньше. Она работала также с оркестром Арти Шоу.

Оставаясь популярной джазовой певицей, Лена Хорн в сороковые годы становится кинозвездой. В тридцатые годы негритянские артисты приглашались в Голливуд для исполнения либо второстепенных ролей (главным образом слуг), либо вставных музыкальных номеров. В фильме “Панама Хатти” с музыкой Кола Портера, вышедшем на экраны в 1940 году, Лена сыграла одну из главных ролей наряду с белыми коллегами, и этот факт был высоко расценен прогрессивной общественностью. Продолжая сниматься и дальше, певица стала такой же этикеткой мюзиклов фирмы “Метро-Голдвин-Мейер”, как Джуди Гарланд, Дина Дурбин, Джинджи Роджерс.

Она вышла замуж за известного белого голливудского дирижера, пианиста и сонграйтера Ленни Хейтона. Супруги организовали интеллектуальное общество. На его вечеринках хозяин дома вспоминал свою бурную джазовую деятельность в двадцатые годы, дружбу с Баксом Бейдербеном. Но главной темой собраний была проблема расового равенства.

Представленный Дюком Эллингтоном, одним из самых активных членов общества был Билли Стрейхорн, к которому супруги относились как к своему сыну. А далее Дюк пригласил актрису в свой антирасистский спектакль “Прыгай от радости”, где были заняты исключительно негритянские актеры. “Ревюзикл” не имел большого успеха, но сыграл важную роль в формировании гражданского и художественного облика артистки. Работая над своими номерами, Лена советовалась с Полем Робсоном. Правда, сыграла она лишь в нескольких представлениях, а далее вынуждена была отдать свою роль Доротти Дэндридж.

Одним из последствий спектакля стала идея создания фильмов, в которых бы снимались только негритянские артисты. В 1943 году Винсент Минелли решил перенести на экран спектакль “Хижина в небе”, который уже три года с успехом шел в Нью-Йорке в театре Мартина Бека и был охарактеризован критиками как “краеугольный камень американского музыкального театра”. Играли в нем негритянские актеры, но режиссерская группа состояла из белых людей, причем русских. Балетмейстером был Джордж Баланчин, художником Борис Аронсон, а композитором Владимир Дукельский, он же Вернон Дюк.

Спектакль, поставленный по мотивам негритянского фольклора, рассказывал о вознесении на небо цветного парня по имени Литл Джо. Эту роль исполнял Тодд Данкан, прославившийся исполнением заглавной роли в известной опере Гершвина. В праведных делах молодому человеку помогала обаятельная неунывающая Петунья, блестяще сыгранная Этель Уотерс. А сбивала героя с “пути истинного” обольстительная Джорджия Браун, воплощенная на сцене знаменитой балериной Кэтрин Данхем.

Экранизируя спектакль, режиссер переосмыслил образ соблазнительницы, сделав ставку не на пластическую, а на вокальную характеристику героини. Кэтрин Данхем для такой трактовки роли не подходила. По совету Дюка Эллингтона была приглашена Лена Хорн. Картина с успехом шла в США и Франции, но ее негритянский колорит устраивал не всех. Однажды в Монт Плисент (штат Теннеси) толпа расистов ворвалась в кинотеатр и прекратила демонстрацию фильма.

Но зерно было брошено, и конкурирующая с “Метро-Голдвин-Мейер” фирма “Двадцатый век Фокс” почти одновременно с вышеназванной картиной выпустила свою, тоже “всенегритянсккую” — “Штормовая погода”. Фильм не блещет драматическими и постановочными находками. Он сделан по принципу “ах, так?!...”. Ах, у вас оркестр Дюка Эллингтона — так у нас будет Кэб Кэллоуэй. У вас вставной номер Луи Армстронга? Так мы покажем Фэтса Уоллера. У вас танцы? В таком случае мы пригласим братьев Николас, а главную мужскую роль предложим Биллу Робинсону, а женскую, естественно, Лене Хорн. Благодаря этому прагматизму фильм имеет историческую ценность.

Помимо названных артистов, зрители видят в начале фильма прародителя гарлемского джаза Джима Риза. В годы первой мировой войны он, будучи капельмейстером духового оркестра пятнадцатого пехотного полка, первым познакомил французов и англичан с джазом, за что и получил прозвище “Европа”.

В конце шестидесятых годов этот фильм демонстрировался в Москве в Центральном Доме композиторов. Аудитория собралась песенно-академичная, но было немало и композиторских детей. И когда в финале фильма появилась крупным планом Лена Хорн с исполнением титульной песни, публика восторженно зааплодировала.

Сорок третий год явился для артистки кульминацией карьеры, и мэр Нью-Йорка Лагардиа объявил один из дней года "Днем Лены Хорн". С утра до вечера актриса ездила по улицам города на открытом автомобиле, принимая восторженные приветствия жителей. Популярность не избавила певицу от проявлений расизма. Как-то в годы войны она зашла в ресторан для белых, и ее отказались обслуживать. Когда же артистка выходила, один из посетителей попросил у нее автограф.

Фильм "Слова и музыка", вышедший на экраны в 1948 году, принес Лене очередную удачу и хит “Lady Is A Tramp” (музыка Ричарда Роджерса, стихи Лоренца Харта). И снова штормовая погода: мюзиклы, мюзиклы, мюзиклы. В 1957 самым популярным из них явился спектакль “Ямайка” с музыкой Гарольда Арлена, не сходивший со сцены в течение двух лет. Он рассказывал об уроженке Вест-Индии, которая живет в окружении морских волн, пальм, акул и не выходит замуж за своего избранника до тех пор, пока тот не выполняет своего обещания свозить ее в Нью-Йорк. Исполняя эту роль, актриса пела восемь песен в разных жанрах: блюз, баллада, калипсо. И после каждой аудитория взрывалась аплодисментами.

Ведущий театральный критик тех лет Брукс Эткинсон писал в рецензии на спектакль: “Своим ароматом комедия обязана, прежде всего, Лене Хорн. Эта сепиа-леди с блестящими глазами и сочным певческим голосом умеет внести эмоциональность в каждую песню без ущерба своим аристократическим манерам”.

В конце пятидесятых Лена была широко известна не только своими художественными достижениями, но и гражданскими поступками. Она отказалась сниматься во многих фильмах, где негры трактовались по голливудским стереотипам. Актриса расторгала контракты с театрами и концертными залами, если в них не допускались цветные или им разрешалось сидеть только в специально отведенных местах (так называемых “райках”).

Ее социальная активность особенно возросла в шестидесятые годы, когда Америку штормило от смелых действий новых левых. Тогда певицу можно было видеть на политических митинга столь же часто, как и в концертных залах. Она участвовала в Марше на Вашингтон, явившемся кульминацией Третьей негритянской революции. Вспоминая об этих годах, Лена говорила: “Я видела, как белые и черные американцы постепенно стали жить и работать вместе. Это сделало нас лучше”.

В 1958 году певица была номинирована на премию Tony Award за роль в мюзикле «Ямайка», а в 1993 она получила специальный приз премии за автобиографию «Лена Хорн: Леди и её музыка».

Несмотря на свою огромную художественную и социальную занятость, артистка покоряет своих коллег обаянием и удивительной отзывчивостью. В 1959 году в канун своего шестидесятилетия Дюк Эллингтон стал получать посылки от разных музыкантов, где были пластинки с записями его любимых произведений. Радости композитора не было предела. Инициатором акции была Лена Хорн. Дружба с Эллингтоном, начавшаяся еще с Коттон-клаба, сохранилась до последних дней композитора.

Герцог джаза посвятил ей одно из своих стихотворений — вариацию на тему “Sophisticated Lady”, где говорится о том, что все, к чему прикасается Лена, будь то поношенная шляпа или старомодный флакон духов, становится прекрасным. В шестидесятые-семидесятые годы певица принимала активное участие в религиозных концертах бэндлидера.

Лена Хорн известна не только своей музыкальной и актерской деятельностью, она также была активисткой движения за гражданские права и боролась против расовой дискриминации.
Лена Хорн скончалась на 93-м году жизни в нью-йоркской Пресвитарианской больнице.




Лена Хорн - Фильмография:

1978 Виз / Wiz, The ... Glinda the Good
1969 Death of a Gunfighter ... Claire Quintana
1946 Пока плывут облака / Till the Clouds Roll By ... Julie in 'Show Boat' / Specialty
1945 Безумства Зигфилда / Ziegfeld Follies ... 'Love' Number
1944 Broadway Rhythm ... Fernway de la Fer
1943 Дождливая погода / Stormy Weather ... Selina Rogers
1943 Хижина на небесах / Cabin in the Sky ... Georgia Brown
1938 Duke Is Tops, The ... Ethel Andrews

Мы В Контакте Мы на Facebook Лента новостей RSS

Маленький бонус:
Эту информацию могут видеть только зарегистрированные пользователи
Копирование и публикация материалов сайта разрешены только при наличии активной ссылки на источник
2011 - наши дни.. © Контакты | Лого | Реклама на сайте | Вебмастерам