Йос Стеллинг -
Биография:Произведения, выходящие из-под пера (если так можно выразиться) Йоса Стеллинга , добродушного седобородого человека в очках, доступны не каждому. Они требуют вдумчивого, любовного просмотра, желательно неоднократного.
Вообще, кино Северной Европы и, в частности, Нидерландов очень отличается как от голливудского, так и от российского. Поэтому неискушенному зрителю стоит приготовиться к необычному киноязыку, к странным, на первый взгляд, характерам и поступкам персонажей, к притчевости и некоторой холодности изложения. Видимо, поэтому за океаном голландцы приживаются редко - можно вспомнить разве что режиссера Пауля Верхувена, оператора Яна де Бонта и актера Рутгера Хауэра (при этом стоит заметить, что стиль каждого из них после переезда в Голливуд кардинально поменялся в сторону "попсы", да простят мне их поклонники).
Стеллинг же являет собой квинтэссенцию голландской школы кино, он не собирается "американизироваться" ради повышения сборов, и хотя последняя его картина несколько проще и современнее по стилю, чем предыдущие, она так же многослойна и мощна по воздействию.
Его фильмы отличаются небольшим бюджетом и зачастую даже не окупаются, хотя случается, что один фильм удается продать и несколько раз с интервалом в несколько лет, поскольку настоящее искусство не стареет. Так произошло, например, со "Стрелочником". Деньги на жизнь и творчество Стеллинг зарабатывает в основном с помощью открытого им кафе и кинотеатра в Утрехте, ставшими местом паломничества любителей кино и студентов со всей Европы.
Режиссера интересуют вечные темы - взаимоотношения мужчины и женщины, двух братьев, отца и сына; влияние судьбы на жизнь человека; борьба злого и доброго начал в душе каждого из нас. Описывать его картины - все равно что описывать шедевры Рембрандта; в них есть множество вещей, не поддающихся пересказу или трактовке. Неслучайно, в самом, пожалуй, неординарном фильме Стеллинга "Иллюзионист" вообще не произносится ни слова. Они там просто мешали бы.
Поэтому, думается, лучше привести некоторые высказывания самого Йоса Стеллинга .
"У меня прямо-таки аллергия на актеров, плачущих и рыдающих в кадре. Мои герои должны всегда ощущать расстояние между собой. Их взаимоотношения похожи на игру в шахматы: Тогда остается пространство для ассоциаций. А фильм - это искусство ассоциаций. Должен быть повод для их разнообразия. Как между северным и южным полюсами удерживается все земное пространство, так между жизнью и смертью, ночью и днем, мужчиной и женщиной располагается все напряжение пространства человеческой жизни. Если актер переступает границу своего пространства, то он забирает себе чужое место".
"Я не люблю говорящие головы в фильмах. Кино ближе к музыке, чем к литературе, потому что если книги апеллируют к разуму, то музыка обращается к сердцу. Интеллект, ум уже не столь важны. И кинозритель, и кинорежиссер, воспринимая и создавая фильм, должны идти от сердца. Диалоги всегда рассудочны. Мозг врет, сердце не обманывает никогда".
P.S. В данное время Йос Стеллинг , по слухам, снимает фильм про отношения русского и голландца с российским актером в главной роли. Называться он будет предположительно "Душка" и, по обещаниям режиссера, должен был быть готов к Московскому кинофестивалю, но, к сожалению, пока лента свет не увидела.
P.P.S. Желающие побольше узнать об этом своеобразнейшем кинодеятеле могут обратиться к журналу "Искусство кино" (№7, 2000), где напечатаны несколько крупных материалов, посвященных Йосу Стеллингу .
Йос Стеллинг -
Фильмография: