Джони Митчелл -
Биография:Певица, композитор, художник, гитаристка и пианистка Джони Митчелл (Joni Mitchell), урождённая Роберта Джоан Андерсон (Roberta Joan Anderson) родилась 7 ноября 1943 года в Форт Маклеод, Альберта, (Fort Macleod, Alberta) Канада. Её отец, Билл Андерсон, служил офицером в Королевских канадских ВВС (Royal Canadian Air Force), а мать, Миртл Андерсон, работала учительницей в школе. Ее отец был норвежско-саамского происхождения, что весьма заметно во внешности певицы. Мама же, судя по девичьей фамилии - McKee, имела шотландские или ирландские корни. В годы войны семья Андерсонов скиталась по различным авиабазам на западе Канады. После войны ее отец начал работать бакалейщиком, и по его работе, семья отправляется в Южную Канаду, в провинцию Саскачеван (Saskatchewan), проживая в городах Maidstone и North Battleford. Когда Роберте было одиннадцать лет, семья окончательно осела в городе Saskatoon, который Джони Митчелл считает своей родиной.
Ранние годы
Уже в семь лет Роберта заинтересовалась музыкой и по собственной инициативе стала осваивать фортепиано, на котором она самостоятельно пыталась подбирать первые мелодии. Безмятежное детство девочки в 9 лет было омрачено тяжелым диагнозом - полиомиелит. Но, нет худа без добра - проходя в больнице многомесячный курс лечения, Роберта начала развлекать других детей, своих коллег по несчастью, импровизированными вокальными номерами. Это были её первые публичные музыкальные выступления.
«Я думала, что больше никогда не встану», - вспоминала позже сама певица. «И вот наступает Новый год, а мы лежим, прикованные к кроватям. И я запела. Тогда я поняла, что это такое - петь для людей».
А к 10 годам, полностью оправившись от болезни, она начала петь в церковном хоре, а заодно и курить (музыка, живопись и сигареты останутся её спутниками на всю жизнь). Учитель английского языка поощрял литературные способности Роберты, и в 13 лет она начала писать стихи. А спустя еще год увлеклась модным рок-н-роллом и на сэкономленные карманные деньги купила укулеле (ukulele). Гитара у нее появилась позже, осваивала её Роберта Андерсон по самоучителю. После окончания школы девушка поступила в колледж искусств в Калгари - больше всего на свете она мечтала стать художницей (рисование было одним из увлечений её детства). Именно здесь Роберта всерьёз стала играть на гитаре, а вскоре она уже выступала с местной фолк-группой, композиции которой пользовались большой популярностью у местной молодежи. Тогда же она стала писать и собственные стихи. «Я не могла петь то, что написали другие. Мне казалось, что это нечестно - петь чужие слова. И я начала петь свои стихи. Я стремилась быть предельно искренней. Мои стихи были тем, что называют "исповедальной лирикой"». Но в колледже искусств она продержалась всего лишь год, занятия казались ей скучными, и Роберта поняла, что живописца из неё не получится. Но за этот год она успела стать своим человеком в клубе «Depression» и по вечерам регулярно выходила на клубную сцену повеселить посетителей. Родители думали, что Роберта станет художницей, но летом 1964 года она объявила матери, что собирается стать фолк-певицей и отправиться в Торонто на поиски счастья. В шоу-бизнесе её, естественно, никто не ждал, поэтому на первых порах девушке пришлось довольствоваться подработками в супермаркетах.
Карьера и личная жизнь
В 1965 году в жизни будущей звезды произошло событие, о котором она рассказала только через тридцать лет. В феврале у неё родилась дочь, отцом которой был её школьный товарищ. С ребёнком на руках, без работы и без какой-либо материальной поддержки, она была на грани отчаяния. Неожиданно свою помощь ей предложил новый знакомый, фолк-певец Чак Митчелл (Chuck Mitchell), с которым они вместе стали исполнять народные песни, а вскоре они поженились. То, что они исполняли тогда - был не фолк и не рок в чистом смысле этого слова, и их песни имели определенный успех, но в весьма ограниченной аудитории. Сразу же после этого артистическая пара - Чак и Джони Митчелл (Роберта к тому времени уже взяла себе этот псевдоним) - перебралась в Америку и обосновалась в Детройте, где их брак вскоре распался. А своего обещания заботиться о ребенке Чак так и не сдержал. В результате, Джони пришлось отказаться от дочери и отдать её в детский дом. Но это не сломило мужественную девушку и, взяв себя в руки, она продолжала заниматься музыкой. Через несколько месяцев о ней уже восторженно писала детройтская пресса, видя в ней перспективного композитора и расхваливая её характерный дымчатый вокал.
Со своими концертами она объездила всё Восточное побережье, включая Бостон и Филадельфию. Приглашения выступить в Нью-Йорке также не заставили себя долго ждать, и вскоре Митчелл становится модной персоной, за которой с интересом следят нью-йоркские газеты, и глаз не сводят коллеги по сцене. Затем Митчелл познакомилась с Дэвидом Кросби (David Crosby, экс-BYRDS), будущим участником супер-группы CROSBY, STILLS, NASH & YOUNG, который в 1967 году помог певице заключить контракт с лейблом Reprise Records, а также предложил ей свою помощь в продюсировании первой записи. Дебютный акустический альбом Митчелл под названием «Joni Mitchell (Song To A Seagull)» увидел свет в 1968 году и надо сказать, не произвел сколько-нибудь значительного впечатления на публику, едва засветившись в поп-чартах.
В 1968 году её композиция «Both Sides Now» в исполнении известной певицы Джуди Коллинз (Judy Collins) стала довольно популярной в Америке. Кроме того, группа FAIRPORT CONVENTION успешно записала кавер её песни «Eastern Rain», а Том Раш (Tom Rush) взял на вооружение её композицию «The Circle Game». Крупным хитом стала и композиция «Woodstock» в исполнении группы CROSBY, STILLS, NASH & YOUNG. Кроме того, Джони Митчелл зарекомендовала себя и как неординарная живая артистка, быстро завоевав симпатии требовательной голливудской публики. Она прекрасно выступила на поп-фестивале в Майами и блеснула в сборном концерте, который проходил в Лондоне.
Гораздо больший успех выпал на долю её второй пластинки «Clouds» (1969), которая на этот раз отметилась в американском Тор 40. Более того, певица была высоко оценена профессионалами: на церемонии Grammy Митчелл наградили за "лучшее исполнение" в категории фолк-музыка. В поддержку своего второго альбома она объездила с концертами всю Америку, открывая концерты своих друзей CROSBY, STILLS, NASH & YOUNG и появляясь на крупнейших музыкальных фестивалях. Её третий альбом, «Ladies of the Canyon» (1970), финалист Тор 30, включал первый настоящий хит певицы «Big Yellow Taxi», занявший в Англии 11-е место. В рецензиях на этот релиз критики отмечали профессиональное взросление Джони Митчелл, которая расцвечивала свои композиции длинными инструментальными пассажами, вводила джазовые импровизации, создавала богатые и сочные аранжировки, используя кларнет, флейту, саксофон, виолончель и перкуссию. Стилистическое разнообразие и богатство настроений - те важные компоненты её творчества, которые получат особенное развитие в будущих записях певицы. Весьма характерно, что с первых шагов на большой сцене артистка не скрывала своих многочисленных талантов. Она была не просто композитором и исполнителем, она выступала также и в качестве гитаристки, и пианистки, и клавишницы, и аранжировщицы и даже оформителя обложки. А «Ladies of the Canyon» стал первым альбомом в её карьере, получившим "золотой" сертификат. В то время Джони сравнивали и с Филом Оксом, и с Бобом Диланом, но она все-таки была несколько в стороне, даже когда пела с CROSBY, STILLS, NASH & YOUNG; она стремилась вырваться из-под их влияния, и оставаться самой собой.
После окончания гастролей в поддержку альбома «Ladies of the Canyon», Джони Митчелл решила устроить себе европейские каникулы, во время которых написала большую часть материала для своего следующего альбома. Пластинка «Blue», изданная в 1971 году, открыла новую страницу в биографии певицы. Критики благосклонно встретили новую работу, хитами в которой оказались три её композиции: "Carey", "My Old Man" и "The Last Times I Saw Richard". Впечатление, которое произвела на ценителей эта блестящая, гармоничная, очень искренняя работа, справедливо называют беспрецедентным. Ярко одаренный музыкант и человек удивительной проницательности, Митчелл становится одной из самых значительных фигур в поп-музыке 70-х. Вскоре артистка начала несколько отходить от традиционного фолка, представленного на альбоме «Blue». Это был первый из множества стилистических поворотов, которые она решится сделать за свою карьеру. Поддержанная исполнителем джаз-рока Томом Скоттом (Tom Scott), Митчелл приступает к записи своего нового альбома «For the Roses» (1972), в котором отдает дань поп-музыке. Пробный образец этих поисков, сингл "You Turn Me On (Im a Radio)", стал еще одним значительным хитом певицы, отметившись в Тор 25 поп-чарта.
Сам альбом заметно улучшил коммерческие показатели своего предшественника, но намного отстал от следующего её релиза «Court And Spark», приземлившегося прямо на 2-й строке американских списков популярности. Этот альбом 1974 года давно уже получил право именоваться классикой фолк-рока. Красивый и сильный диск «Court And Spark», пронизанный джазовыми вариациями, стал самым многотиражным релизом в биографии артистки. Два ударных хита из первой десятки, "Free Man in Paris" и "Help Me" (7-е место в США), - это только часть его достижений. Альбом «Court and Spark» принес Митчелл и новую премию Grammy за "лучшую аранжировку трека" «Down To You». Кроме исповедального характера текстов, посвященных большей частью превратностям любви, пресса отмечала исключительное качество музыки, "убедительной от первой до последней ноты". Стилистика этой пластинки в значительной степени предопределила и всю дальнейшую концепцию творчества Джони Митчелл, в котором начали отчетливо прослушиваться элементы джаза. Этим стилистическим изменениям также способствовало и то, что к участию в своих концертах исполнительница стала привлекать джаз-фьюжн группу L.A.EXPRESS.
Стоит также отметить, что Митчелл стала первой канадской артисткой, чей альбом смог стать хитом №2 в поп-чарте США и провел на 2-й строке четыре недели подряд. Это достижение оставалось не превзойденным еще 21 год, пока Аланис Мориссетт (Alanis Morissette) в 1995 году не вышла в лидеры американского хит-парада. Впечатление о Джони Митчелл на концертной площадке дает живой альбом 1975 года «Miles of Aisles» (№2 в поп-чарте). А вслед за ним в том же 1975 году певица выпустила свой очередной студийный альбом «The Hissing Of Summer Lawns» - очень интересную и сложную работу авангардного характера. Инструментальный ряд отражал её увлечение экзотической музыкой. В треке "The Jungle Line" Митчелл воспроизвела ритмы африканского племени бурунди, сыгранные на военных племенных барабанах. Эту необычную экспериментальную работу певицы в то время отметили лишь несколько серьезных музыковедов, а критики буквально разгромили альбом. Западный мир только лет через десять начнет черпать вдохновение в этнических мелодиях и ритмах, а эта ранняя попытка артистки наглядно продемонстрировала разносторонность музыкальных вкусов Джони Митчелл и многогранность её таланта. Но, почувствовав вкус к экспериментам, Митчелл уже не могла остановиться. Записывать следующую пластинку «Hejira», вышедшую в 1976-м году, певице помогал Жако Пасториус (Jaco Pastorius), бас-гитарист группы WEATHER REPORT. На альбоме «Hejira» минималистская техника получила очевидный приоритет, а музыкальный экстремизм и излишества были отложены до лучших времен. Первый сингл с этого альбома, "Coyote", стал в дальнейшем одним из любимых номеров на концертах Митчелл.
Амбициозный двойной альбом певицы «Don Juans Reckless Daughter» увидел свет в 1977 году. Эта коллекция длинных, частью импровизированных композиций создавалась в компании джазовых музыкантов Ларри Карлтона (Larry Carlton), Уэйна Шортера (Wayne Shorter), Чаки Хан (Chaka Khan), а также целой группы латинских перкуссионистов. Любые, даже самые диковинные эксперименты Митчелл находили своих активных приверженцев, её альбомы годами неизменно фигурировали в чартах. В частности, «Don Juans Reckless Daughter» благополучно добрался до Тор 25 США. Вскоре после выхода этой пластинки, в 1978 году, к певице обратился легендарный джазовый бас-гитарист и композитор Чарльз Мингус (Charles Mingus) с чрезвычайно интересным предложением - записать на пару с ним музыкальную интерпретацию произведения "Four Quartets" знаменитого поэта Томаса Элиота (T.S. Eliot). Джони Митчелл не могла ему отказать не только из благоговения перед его талантом, но и по другой причине - музыкант в то время был смертельно болен гепатитом и знал об этом, и жить ему оставалось считанные месяцы. Мингус написал шесть мелодий, назвав их "Джони I-VI", для которых Митчелл сочинила тексты. Но 5 января 1979 года Чарльз Мингус скончался, так и не успев довести до конца "Four Quartets". Работу закончила одна Джони Митчелл, после чего написала еще ряд композиций, так или иначе навеянных общением с этим легендарным музыкантом, которые объединила на пластинке «Mingus» (1979). Это был первый релиз исполнительницы, покоривший джазовую аудиторию и поднявшийся в Тор 3 рейтинга джазовых альбомов. Параллельно «Mingus» отметился на 17 строке поп-чарта, что для джазового диска было отличным результатом.
После такого грандиозного успеха последовали многочисленные интервью, в одном из которых американскому журналу Rolling Stone Джони сказала: «Это очень просто - стать королевой рок-н-ролла или еще какого-нибудь направления в музыке. И если ты на этом остановишься, если твоя цель - всего лишь "золотой", "платиновый" диск - тогда тебе конец. Ты скоро вылетишь, а это очень больно. Моя цель - постоянный интерес к музыке. Вот почему я так рада была работать с Чарльзом Мингусом. Это был шанс поучиться у великого артиста и у великого человека. Он знал, что болен, мы об этом никогда не говорили, но однажды он сказал мне: "Я умираю, девочка. Раньше мне казалось, что я знаю, как это делается, а теперь я не уверен". Вот это мужество. Каждый артист должен быть мужественным и идти своей дорогой. Об этом я и написала в стихах. Мои песни для меня как дети. Я выпускаю их в мир на позор или на славу. Некоторые могу петь только я, некоторые уже живут отдельно от меня, но они все - мои дети. А нормальный человек не может отказываться от своих детей».
Откатав насыщенную концертную программу и отчитавшись перед поклонниками живым альбомом «Shadows and Light» (1980), в записи которого приняли участие бас-гитарист из WEATHER REPORT Жако Пасториус (Jaco Pastorius) и известный джазовый гитарист Пэт Метени (Pat Metheny), певица сделала небольшой перерыв в своей интенсивной студийной работе. Три года отделяли «Mingus» от следующего её альбома «Wild Things Run Fast» (1982). При всем уважении публики к её записям, с громкими хитами дела у Митчелл как-то не ладились. Только в 1982 году, после долгих лет отсутствия, первый сингл с нового альбома, наконец-то, отметился в поп-чарте. Это была кавер-версия хита Элвиса Пресли "(Youre So Square) Baby, I Dont Care". Вскоре после этого релиза Джони Митчелл вышла замуж за басиста и звукоинженера Ларри Клейна (Larry Klein), с которым она уже не раз сталкивалась по работе, а с 1982 года ставшим частым гостем её студийных сессий. В том числе Ларри помогал певице записать альбом 1985 года «Dog Eat Dog», сопродюсером которого выступил Томас Долби (Thomas Dolby). И хотя этот диск так и не поднялся в чартах выше 63-й строки, зато больше года продержался в первой сотне журнала Billboard, а отличный трек с него - "Good Friends", даже добрался до Тор 30 в рок-чартах. В конце 80-х годов Джони Митчелл пытается освоить новую для себя сферу электронной музыки. Отражением этих опытов явился альбом «Chalk Mark in a Rain Storm», записанный в 1988 году. В студийных сессиях приняли посильное участие несколько очень интересных музыкантов - Питер Гэбриэл (Peter Gabriel), Вилли Нельсон (Willie Nelson), Том Петти (Tom Petty) и Билли Айдол (Billy Idol). С началом 90-х годов Митчелл чувствует острое желание вернуться к своим музыкальным корням, к старому доброму фолк-року. В 1991 году она выпускает альбом «Night Ride Home» - подборку простых и откровенных песен, озвученных её великолепным голосом под аккомпанемент верной акустической гитары.
Второй брак певицы тоже оказался недолговечным. Незадолго до начала записи лонгплея «Turbulent Indigo», который был готов в 1994 году, они с Ларри Клейном расстались. Однако это не помешало ему стать сопродюсером записи, которая реанимировала широкий интерес к творчеству Митчелл и заслужила похвалы даже самых суровых критиков. Организаторы церемонии Grammy вручили артистке сразу две премии, назвав «Turbulent Indigo» "лучшим поп-альбомом года". А в марте 1995 года Джони Митчелл стала героиней церемонии награждения журнала Billboard. Она удостоилась почетной награды за выдающиеся творческие достижения Billboard Century Award, которая до этого вручалась всего трем артистам - Джорджу Харрисону (George Harrison), Бадди Гаю (Buddy Guy) и Билли Джоэлу (Billy Joel). Августовский номер журнала Mojo в своем списке 11 величайших альбомов всех времен назвал две работы Джони Митчелл: «Blue» (№18) и «Hissing of Summer Lawns» (№78).
В 1996 году, к 30-летию своей профессиональной карьеры, Джони Митчелл подготовила две компиляции лучших треков - "Hits" и "Misses". Первая включала синглы, фигурировавшие в американских хит-парадах, а вторая - любимые вещи самой певицы, недооцененные публикой. В 1996 году артистку ждал еще не один сюрприз. Во-первых, она была названа лучшей акустической гитаристкой на церемонии Orville H. Gibson Awards. Во-вторых, приняла престижнейшую награду =Polar Music Prize=, которую называют "Нобелевской премией по музыке". А спустя год имя Джони Митчелл со всеми почестями появилось в символическом Зале славы рок-н-ролла. Следующий студийный альбом певицы «Taming the Tiger» последовал в 1998 году, однако эта запись оказалась далеко не самой интересной в её дискографии. А через два года вышла подборка стандартов «Both Sides Now» (2000). Бывший муж, а ныне сопродюсер и музыкальный директор Ларри Клейн в примечаниях к альбому пояснил, что Митчелл попыталась рассказать современную историю любовных отношений посредством песен, написанных еще в 30-40-е годы. Аранжировщику Винсу Мендозе (Vince Mendoza) пришлось управляться с гигантским оркестром из 70 музыкантов, который исполнял четыре из 12 треков. Продюсировала же запись и оформляла альбом сама Митчелл.
В начале 2002 года, когда артистка готовила следующий релиз «Travelogue», она заявила, что это будет последней студийной попыткой в её карьере. В октябре она официально сообщила, что готова уйти на заслуженный покой, потому что устала от шоу-бизнеса, тем более, что ей предстояло в то время отметить вскоре 60-летний юбилей. Однако ко времени выхода двойного альбома «Travelogue» Митчелл перекипела и решила не предпринимать кардинальных шагов. Её новый релиз вполне мог бы стать последним - она перезаписала 22 своих любимых песни, издававшиеся в 70-е - 90-е годы. Студийные сессии проходили при участии 70 оркестрантов, а также джазовых легенд Хэрби Хэнкока (Herbie Hancock), Уэйна Шортера, Кенни Уилера (Kenny Wheeler). На вкладыше к альбому нашлось место не только для интересных комментариев к песням, но и для репродукций многочисленных картин Митчелл - ведь заниматься живописью она не переставала никогда.
Джони Митчелл до сих пор остается в современной музыке живой легендой. Такие разные артисты, как Тори Эймос (Tori Amos) и Seal, Энни Леннокс (Annie Lennox) и Принс (Prince) называли её среди артистов, оказавших на них ни с чем не сравнимое влияние. В любви к ней признавались и Мадонна (Madonna), и Сара Маклахлен (Sarah Mclachlan) и Шон Колвин (Shawn Colvin). В списке 100 величайших женщин в рок-н-ролле, составленном издателями журнала "Women Who Rock" Джони Митчелл комфортно обосновалась на 7 месте между двумя замечательными певицами - Аретой Фрэнклин (Aretha Franklin) и Патти Смит (Patti Smith). 3 ноября 2004 года канадская певица Джони Митчелл была награждена высшей гражданской наградой страны - Орденом Канады. Награда была учреждена в 1967 г. и вручается за заслуги перед Канадой. Митчелл получила орден в знак признания её успеха в музыкальной индустрии. В заявлении для прессы генерал-губернатор Канады Адриенн Кларксон отметила: «От йорквилльских кофеен до заграничных сцен, и дальше - к золотым альбомам, премиям "Джуно" и "Грэмми", Залам славы, она привлекала и вдохновляла слушателей и музыкантов в течение 40 лет».
Джони Митчелл -
Фильмография: