Френсис Форд Коппола -
Биография:Детство
Фрэнсис Форд Коппола родился 7 апреля 1939 года в американском городе Детройт в семье композитора и актрисы, но затем семья переехала в Нью-Йорк. Фрэнсису не суждено было веселиться, как другим ребятам, так как в девять лет он оказался прикованным к постели полиомиелитом. Целых полтора года мальчик был изолирован от общества, и после болезни одна нога оказалась немного короче другой. Так что парень навсегда попрощался с бойкими и шумными играми.
Однако Фрэнсис Коппола нашел способ занять свое свободное время: соорудил в подвале некое подобие киностудии. Родители не хотели, чтобы сын пошел по их актерским стопам, но и не запрещали мальчику заниматься в школьном драмкружке. Ведь он был всего лишь осветителем: возился с прожекторами, изобретал простенькие спецэффекты.
После просмотра немой черно-белой картины "Броненосец "Потемкин" юноша окончательно понял, что будет заниматься только кинематографом. С того самого момента Фрэнсис просто "тронулся" на кино. Он продал машину и взамен купил шестнадцатимиллиметровую камеру. Вместе с ней он прямиком отправился на кинофакультет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Начало кинокарьеры
После обучения в Университете Хофстра на факультете драматического искусства, будущий режиссер поступил на работу ассистентом к режиссеру Роджеру Корману. Первой работой Фрэнсиса Копполы стала перемонтированная им же советская картина "Небо зовет".
После просмотра "Психоза" Альфреда Хичкока на Копполу словно нашло наваждение. Снятая за девять дней картина "Безумие 13" – его первая режиссерская работа, произвела впечатление на многих людей, а среди поклонников фильмов ужасов картина стала в некотором роде культовой. Напор и натиск стали фирменными качествами Фрэнсиса Копполы - режиссера.
В последующих кинокартинах Фрэнсиса Форд Копполы "Ты теперь уже большой мальчик" и "Радуга Файниана" с участием Фреда Астера, понемногу начинал вырисовываться и авторский стиль режиссера. Внимание к деталям и тщательной прорисовке полноценных характеров героев проявились и в драме "Люди дождя", вышедшей на экраны в 1969 году и получившей приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Первые картины молодого режиссера не всегда имели коммерческий успех, но были полны эмоций и художественных красок.
И вот странность: именно созданные ненавистным способом, на заказ, фильмы прославили его на весь мир. Но даже тут было не все гладко. Коппола написал много сценариев, но заметили только один, написанный в соавторстве к фильму "Паттон" в 1970 году, повествующий о Второй мировой войне. После этого его кинокарьера вышла на новый уровень. Успех "Людей дождя" у критики и премия "Оскар", полученная Копполой в 1971 году за сценарий к фильму Франклина Шеффнера "Паттон", принесли Копполе известность. В Голливуде заговорили о подающем надежды молодом таланте. Долгожданное признание пришло.
"Крестный отец"
Чиновники киностудии "Парамаунт" в 1971 году предложили талантливому режиссеру постановку фильма по бестселлеру известного писателя Марио Пьюзо "Крестный отец". Книга Фрэнсису Копполе не понравилась, но Форд, в надежде закрепиться в Голливуде в случае его успеха в кинопрокате, рискнул все же снять эту картину. На главную роль Дона Корлеоне была приглашена супер звезда Голливуда - Марлон Брандо, а вот на роль его сына, против выбора киноначальства, Коппола пригласил никому не известного актера Аль Пачино.
В каждом своем фильме Коппола неизменно стремился задействовать членов собственной семьи. Так было и в "Крестном Отце": дочь София Коппола снялась в сцене крестин младенца мужского пола, а восьмилетний сын режиссера Роман Коппола сыграл юного Сонни Корлеоне.
Выйдя на экраны в 1972 году, "Крестный отец" стал одним из самых кассовых фильмов всех времен и обладателем трех премий "Оскар". Рассказ о жизни мафиозного клана стал одним из выдающихся произведений искусства 20 века. Новаторство картины состояло в том, что в привычный жанр гангстерского фильма, в котором действующие лица всегда были "одинокими волками", Коппола ввел столь важную для американцев тему семьи.
Пока не угас шквал восторга от первой картины, чиновники уговорили Фрэнсиса Копполу взяться за продолжение фильма, вышедшего на экраны в 1974 году. Теперь история развивалась сразу в двух временных пластах: молодость Вито Корлеоне (1920-е годы) в исполнении Роберта Де Ниро, вынужденного стать на бандитскую дорожку, чтобы прокормить семью, и зрелость его сына Майкла Корлеоне (конец 1950-х) в исполнении Аль Пачино, утратившего семейную честь и идущего на убийство брата.
Результат превзошел все ожидания и самого режиссера и его начальства. По мнению прессы и кинокритиков картина была более острой по социальной проблематике, чем первая, но имела меньший успех у зрителя. Зато сам Коппола получил целых три "Оскара": как продюсер, режиссер и сценарист. Настал пик его славы.
В конце 1980-х годов Фрэнсис Форд Коппола возвратился к прославившему его эпосу "Крестный отец" и начал работу над третьей частью "Крестного отца". Несмотря на размах постановки и впечатляющие актерские работы, фильм получился чересчур затянутым и тяжеловесным, но картина так же получила признание – номинировалась на премию "Оскар", как лучшая картина года.
"Апокалипсис сегодня"
После "Крестного отца" еще одной значительной работой режиссера стал фильм "Апокалипсис сегодня". В 1975 году студия "Парамаунт" торжественно объявила о начале работы над проектом "Апокалипсис сегодня" по роману Джозефа Конрада "Сердце тьмы". Через год съемочная группа отправилась работать на Филиппины. В качестве исполнителя главной роли пригласили Мартина Шина, а на роль второго плана - зловещего полковника Курца – именитого Марлона Брандо.
В условиях жары и тропических болезней съемки проходили неимоверно сложно. Бывало, Копполу не устраивал сценарий, и он переписывал целые сцены за ночь до их съемки. Более того, группа, включая режиссера, начали принимать наркотики – их подсыпали в еду. Из-за переживаний Мартина Шина госпитализировали с инфарктом. Тем не менее, в конце 1977 года съемки были завершены и спустя два года фильм вышел на экраны.
Фильм снова получил Золотую пальмовую ветвь в Канне и два "Оскара", но сам Фрэнсис Коппола, вложивший в постановку собственные деньги, почти разорился и был вынужден продать свою киностудию. Но факт остается фактом, что после трех лет напряженной работы Коппола создал шедевр кино, произведение искусства, размышление о Зле и разрушающей силе Власти, хотя и каждый из проведенных там 238 дней добавил в бороде режиссера по седому волосу.
1980–е годы
Поставив подряд четыре этапных фильма в 1970-х, в 1980-е Коппола продолжал снимать фильмы, но создалось впечатление, что режиссер утратил контакт с реальностью, остался существовать в своем авторском мире, чуждом новаторских "течений" кинематографа. Все его кинокартины, снятые в тот период профессиональны, но лишены свежести, оригинальности и актуальности.
Лучшей работой Фрэнсиса Копполы 1983 года, несомненно, явилась "Бойцовая рыбка". Это мастерская стилизация под "бунтарские" киноленты 1950-х. Так же в этом году он снял киноленту "Изгои". Хотя картины были и неудачные с финансовой точки зрения, но открыли для кино целый ряд молодых актеров, которые вскоре стали звездами Голливуда: Том Круз, Микки Рурк, Мэтт Диллон, Патрик Суэйзи, Кристофер Пенн и Роб Лоу.
Попытка "скрестить" гангстерский фильм с мюзиклом вылилась в яркий, захватывающий "Клуб Коттон", снятый в 1984 году. Притом, что картина пестрила такими известными актерами, как Ричард Гир, Дайан Лейн и Николас Кейдж, она провалилась в кинопрокате.
Комедия "Пегги Сью выходит замуж" в 1986 году, повествовавшая о случае переноса девочки во времени, получилась приятной и романтической. Имела успех у зрителя, но была не особо запоминающейся. Вместе с Николасом Кейджем, Кэтлин Тернер, Джимом Керри режиссер снял в картине свою единственную дочь Софию Копполу, которая позднее стала также знаменитым режиссером.
1990–е годы
В дальнейшем Коппола поставил много фильмов, но ни один больше так и повторил прежних успехов и не стал творческим достижением художника, хотя фильм "Дракула" 1992 года и принесла хорошие кассовые сборы, и признание актерам, снимавшимся в нем: Гэри Олдману, Вайноне Райдер, Киану Ривзу и Энтони Хопкинсу. Режиссер экранизировал роман Брэма Стокера "Дракула", сделав акцент не на ужасах, а на трагической линии любви.
Следующая картина известного режиссера "Джек" 1996 года, основанная на любопытном сюжете о мальчике, который взрослел в десятки раз быстрее, чем другие, так же имела ограниченный успех в кинопрокате. И лишь экранизация романа Джона Гришема в 1997 году "Благодетель" дала почувствовать руку того великого режиссера, чьи прежние работы оказали огромное влияние как на кинематограф, так и на искусство в целом.
2000-е годы
Режиссер был заворожен новыми достижениями в области техники кино и стремился широко использовать их в своем творчестве. Кроме того, он стал одним из первых режиссеров, сумевшим соединить личное, авторское видение темы с оглушительным коммерческим успехом.
На несколько лет Фрэнсис Форд Коппола ушел с поприща режиссирования для того, чтобы "найти ответ на вопрос - как дать зрителям понять, что думает герой? Как провести границу между реальностью и воображаемым миром?". Помимо съемок 2007 года фильма "Молодость без молодости" с Тимом Ротом, Фрэнсис писал очень амбициозный сценарий под названием "Мегаполис".
Личная жизнь
В Ирландии на съемках фильма, Фрэнсис Форд Коппола познакомился с красивой девушкой - Элинор Нил, художником по костюмам. Обычно тихий и застенчивый, Фрэнсис был на таком подъеме, что наскоком "аврально-нахально" покорил сердце девушки. Причем навсегда. В 1965 году Элинор родила ему первого сына Джан-Карло. Позже родились Роман и София Коппола. Как ни странно, иметь детей Коппола мечтал не менее страстно, чем делать настоящее кино.
Элинор приходилось мириться с изменами мужа, ведь "нервная жизнь Фрэнсиса периодически требовала разрядки", поэтому, пока он "разряжался", она изучала дзен-буддизм и восточную философию. Элинор писала книги о муже, в которых он самолично позволял ей описывать его любовные увлечения. "Надо же ей как-то самовыражаться!" - вот позиция мужа.
Коппола как ребенок радовался, видя своих детей на съемочной площадке, ведь в детстве у него не было такой возможности.
В 1987 году на съемках картины "Сад камней" в результате несчастного случая на катере погиб 22-летний старший сын Копполы - Джан-Карло. Коппола не отменил съемки и никогда больше не говорил о трагедии. Для него и для Элинор стало неожиданным спасением малышка Джиа - дочь Джан-Карло, родившаяся через шесть месяцев после смерти отца. Единственный раз он обмолвился, что пережить случившееся ему помогли жена и врожденная любовь к жизни.
Супруги Копполы живут вдвоем, сейчас их дети Роман и София давно выросли и пошли по стопам родителей. София, например, и дизайнер, и актриса, и именитый режиссер.
Френсис Форд Коппола -
Фильмография:2007 Fog City Mavericks
1981 American Mythologies
1968 Кинематографист / Filmmaker (короткометражный)