Альфред Хичкок -
Биография:Альфред Хичкок (Alfred Joseph Hitchcock) родился 13 августа 1899 года в Англии, в местечке Лейтонстоун (Leytonstone) - в то время относившемся к графству Эссекс (Essex), а сейчас ставшем частью Лондона (East London, Londons East End). Он происходил из католической семьи (что было необычно для протестантской Англии) и был младшим сыном мелкого торговца Уильяма Хичкока (William Hitchcock, 4 сент. 1862 - 12 дек. 1914) и Эммы Джейн Хичкок, урожд. Уилэн (Emma Jane Hitchcock, born Whelan, 1863 - 26 сент. 1942). Кроме него в семье еще были старший брат Уильям (1890 - 4 янв. 1943) и сестра Эллен Кэтлин (14 сент. 1892 - ?).
В дальнейшем у Хичкока с ними не было близких контактов. Уильям после смерти отца перенял его дело, их отношения с Альфредом были напряженные, а в 1943 году он скоропостижно скончался от сердечной недостаточности вследствие приема наркотика. Сестра в 1929 году вместе со своей семьей уехала из Лондона и ее общение с Альфредом прекратилось.
Из Лейтонстоуна в дальнейшем семья неоднократно переезжала - в 1907 году в Поплар (Poplar), графство Эссекс, в 1910 - в лондонский квартал Степни (Stepney). С 1910 по 1913 год Хичкок воспитывался в иезуитском колледже святого Игнатия (St. Ignatius College), который находился в лондонском квартале Стэнфорд Хилл (Stanford Hill). В 1914 году родители отдали его в инженерно-навигационную школу, где Хичкок изучал механику, электричество, акустику и навигацию. Затем он пытался уйти добровольцем на фронт в Первую Мировую войну. Но из-за непомерной полноты его зачислили в резерв, где обучали подрывному делу. На фронт Хичкок так и не попал и в 1915 году устроился электриком в телеграфную компанию Хенли (Henley Telegraph and Cable Company), параллельно изучая живопись в Лондонском университете. Так как он неплохо рисовал, то вскоре его перевели на должность художника в рекламный отдел компании. Примерно в это же время он заинтересовался кинематографом. (Хичкок: "Я обожал и кино, и театр, и часто ходил на премьеры. С шестнадцати лет я регулярно читал киножурналы. Не массовые издания, а профессиональные. А поскольку я изучал искусство в Лондонском университете, Хенли перевел меня в отдел рекламы, где я получил возможность рисовать.)
В 1920 году по объявлению Хичкок устроился дизайнером титров для немых фильмов в лондонский филиал американской компании Famous Players - Lasky (будущая студия Paramount), который был открыт в Ислингтоне (Islington, London). Вскоре он возглавил отдел титров, а затем состоялся его режиссерский дебют в фильме Номер тринадцать, который остался не законченным из-за закрытия студии в 1923 году. Хичкок переходит работать к Майклу Бэлкону (Michael Balcon) одному из родоначальников английского кинематографа, основавшему "Gainsborough Pictures" в 1924 году. Он пробует себя в роли сценариста, художника-постановщика, ассистента режиссера. Наконец, в 1925 году он снимает свой дебютный фильм - совместную англо-немецкую картину Сад наслаждений. Это был первый фильм, в титрах которго значилось Directed by Alfred Hitchcock (режиссер - Альфред Хичкок). На студийном просмотре Бэлкон заметил, что по своим блестящим техническим качествам картина напоминает скорее американский, чем европейский фильм. (В сентябре 2003 года на территории студии Гейнсборо, на севере Лондона был открыт памятник Хичкоку. Памятник под названием "Мастер саспенса" представляет собой гигантскую голову Хичкока размером с трехэтажный дом.)
2 декабря 1926 года Хичкок женится на Альме Ревилль (Alma Reville, 14 авг. 1899 - июль 1983), монтажере компании Famous Players - Lasky, с которой он познакомился в 1921 году. (7 июля 1928 года родилась их единственная дочь Патрисия (Patricia Alma). В будущем она подарит Хичкоку трех внучек (1953 - Мэри, 1954 - Тереза, 1959 - Кэтлин - от замужества с Joseph E. OConnell). В 1927 году выходит фильм Жилец - первый настояший фильм Хичкока по выражению самого режиссера. В этом фильме он впервые обратился к жанру триллера и столь любимой в будущем теме - преследование невиновного человека, использовал для развития сюжета прежде всего визуальные средства, а также впервые появился на экране в крошечной эпизодической роли - камео - которые в будущем стали визитными карточками его картин. В последующие два года Хичкок снял еще несколько фильмов, совершенно не похожих по стилю на фильмы Хичкока в полном смысле этого слова. По наклонной плоскости, Легкое поведение, Ринг, Шампанское и др. - все это были картины, больше напоминающие мелодрамы. В 1929 году выходит первый звуковой фильм Хичкока (а также первый звуковой фильм в истории британского кино) - Шантаж - вновь возврат к жанру триллера. Вначале он снимался как немой, затем после закупки в Америке оборудования часть сцен была переснята с синхронным звуком. Снятые вслед за Шантажом фильмы (Зов Элстри, Нечестная игра, Юнона и павлин, Венские вальсы и др.), за исключеннием разве что Убийства, тоже по стилю не были фильмами Хичкока. Хичкок: "Я по всем статьям вышел в тираж в 1933 году, когда поставил такую ерунду, как "Венские вальсы". Но все же талант мой не сгинул, раз я тогда же приступил к съемкам "Человека, который слишком много знал", который восстановил мою творческую репутацию." Этот фильм принес Хичкоку самый большой успех в ряду других британских фильмов. Человек... и следующие за ним 39 ступеней, Секретный агент, Саботаж, Молодой и невинный, Леди исчезает - классические фильмы Хичкока, в которых уже явно определяется стиль Хичкока - это триллеры, построенные на саспенсе, юморе, ярких визуальных сценах, в них используется МакГаффин, развивается тема преследования невиновного человека и т.п. Во время съемок фильма Леди исчезает Хичкок получил телеграмму от Дэвида Селзника (David O. Selznick) - продюсера фильма Унесенные ветром - с предложением приехать в Голливуд для съемок фильма о гибели Титаника.
Закончив фильм, Хичкок в августе 1937 года впервые отправился в Америку на десять дней. Там он заключил контракт с Селзником, который вступал в силу с апреля 1939 года. Этот проект не состоялся, т.к. не удалось найти корабль для потопления, но Хичкок остался в Америке и начал снимать другие фильмы. В Европу, где началась Вторая Мировая война, он так и не вернулся. Его первой американской лентой стала Ребекка. Эта психологическая драма с элементами триллера получила “Оскар” как лучший фильм года (“Оскар” этот достался Сэлзнику). Контракт с Селзником истекал в 1947 году, но знаменитый продюсер после постановки Унесенных ветром в 1939 году долгое время не снимал фильмы и Хичкок по договоренности снимал фильмы в сотрудничестве с другими продюсерами (в результате сотрудничества с Уолтером Уонгером появился фильм Иностранный корреспондент, с Джеком Скирболлом - Тень сомнения). В это время Хичкок начинает сотрудничество с двумя из четырех своих самых известных актеров - Кэри Грантом и Ингрид Бергман. Селзниковский период творчества Хичкока известен такими шедеврами мастера, как Завороженный, Дурная слава. Во время войны Хичкок снял также два короткометражных пропагандистских фильма для британского Министерства информации (Bon Voyage, Adventure Malgache) - это были небольшие картины о Французском Сопротивлении. Еще будучи связанным контрактом с Селзником, Хичкок и его давний друг Сидни Бернштейн (Sidney Bernstein) в конце Второй Мировой войны основали компанию Transatlantic Pictures, чтобы самостоятельно производить фильмы - их Хичкок снял всего два - Веревка и Под знаком козерога. Веревка - знаковая картина в карьере режиссера - это его первый цветной фильм, первый фильм, который он самостоятельно продюсировал, первый фильм, в котором снялся у Хичкока Джеймс Стюарт, и наконец, первый фильм, в котором Хичкок экспериментировал с техникой съекми (если в обычном фильме около 600 планов - т.е. кусков, полученных в результате непрерывной съемки без монтажа, и длительность каждого плана составляет от пяти до пятнадцати секунд, то в Веревке каждый план длится ровно десять минут - именно такова длина одной кассеты с пленкой, заправляемой в кинокамеру).
Несмотря на все это, независимые фильмы Хичкока не имели большого успеха, и он вынужден был закрыть свою компанию, заключив договор с Warner Bros. на четыре картины - ими стали Страх сцены, Незнакомцы в поезде (фильм, восстановивший репутацию Хичкока), Я исповедуюсь и Для убийства набирайте "М" (фильм, с которого началось сотрудничество Хичкока с его любимой актрисой Грейс Келли - она снялась подряд в трех его фильмах). В 1953 году студия Paramount предложила Хичкоку контракт, который тот принял, выторговав себе с помощью своего агента Лео Вассермана (Lew Wasserman) права на негативы некоторых своих лент. Права на эти фильмы (а среди них - Окно во двор, Человек, который слишком много знал, Головокружение) Хичкок включил в наследство своей дочери и они долгое время после релиза были не доступны публике. 20 апреля 1955 года Хичкок принимает американское гражданство. В этот же год на телевидениии начинается показ телевизионного шоу Альфред Хичкок представляет (Alfred Hitchcock Presents) - результат сотрудничества Хичкока и Вассермана. В течение 7 лет (1955-1962) оно транслировалось на каналах CBS и NBC в получасовом формате, а затем еще три года (1962-1965) уже в часовом под названием Час Альфреда Хичкока (The Alfred Hitchcock Hour).
Тогда же свой знаменитый профиль Хичкок сделал символом сериала и своей торговой маркой. (Хичкок говорил, что рисовал свой профиль вместо подписи в письмах к друзьям еще, когда жил в Англии). Все права на телешоу принадлежали компании Shamley Production, которую основал Хичкок. 50е годы - это время вершины творчества Хичкока в голливуде, когда были сняты такие знаменитые картины, как Окно во двор, Поймать вора, римейк Человека, который слишком много знал, Головокружение. В 1959 году выходит комедийный триллер На север через северо-запад, который сконденсировал в себе творческий опыт, приобретенный Хичкоком в Америке. Единственный в его творчестве фильм ужаса, Психоз был снят на небольшой бюджет, с использованием телевизионной техники, под эгидой собственной компании Хичкока Shamley Producrion, так как крупные студии отказались от столь жесткого материала. Psycho занимает первую строчку в списке ста самых захватывающих триллеров 20 века по результатам опроса Американского Института Кино. Начиная с Птиц, все картины Хичкока снимались на студии "Universal", во главе которой стоял близкий друг Хичкока Лео Вассерман. Хичкок продал права на некоторые свои фильмы и серии телевизионного сериала студии в обмен на значительное количество акции, что сделало его одним из крупнейших акционеров "Universal". По воспоминаниям Трюффо, Хичкок не был доволен ни одним фильмом, снятым после Психоза.
В 1978 году он активно работает над сценарием фильма Короткая ночь (Short Night), занимается подбором актеров. Но вскоре признает, что еще один фильм он уже не снимет никогда. Хичкок начинает злоупотреблять алкоголем, окончательно подрывая свое здоровье (он был очень толст, страдал артритом, в 1974 году ему был имплантирован кардиостимулятор и проведена операция по удалению почечных камней). В марте 1979 года он получил от Американского Института Кино (American Film Institut - AFI) почетную награду - За достижения всей жизни (Life Achievement Award ), а в декабре - орден Британской Империи и Рыцарский титул от английской королевы Елизаветы II. Утром 29 апреля 1980 года он умирает от хронической сердечной недостаточности в своем доме в Бель Эйр. Дочь Патрисия записала последние слова отца: "Я чувствую, что гаснет свет. Наконец-то я смогу по-настоящему отдохнуть и отоспаться...". 1 мая его тело было кремировано, а прах развеян. Альма умерла спустя три года, в июле 1983.
Хичкоку ни разу не достался "Оскар" (хотя он был номинирован 5 раз как лучший режиссер за фильмы Ребекка, Спасательная шлюпка, Завороженный, Окно во двор, Психоз), лишь в 1968 он был награжден призом Ирвинга Талберга, присуждаемым продюсерам. Имя Хичкока увековечено на голливудской Аллее Славы (Walk of Fame).
Альфред Хичкок -
Фильмография:2004 Le fantôme dHenri Langlois ... хроника
1976 Семейный заговор / Family Plot ... Silhouette at office of Vital Statistics, в титрах не указан
1972 Безумие / Frenzy ... Spectator at opening rally, в титрах не указан
1969 Топаз / Topaz ... Man in wheelchair at airport, в титрах не указан
1966 Разорванный занавес / Torn Curtain ... Man in hotel lobby with baby, в титрах не указан
1964 Марни / Marnie ... Man leaving office, в титрах не указан
1963 Птицы / The Birds ... Man walking dogs out of pet shop, в титрах не указан
1960 Психо / Psycho ... Man in Cowboy Hat, в титрах не указан
1959 К северу через северо-запад / North by Northwest ... Man Who Misses Bus, в титрах не указан
1958 Головокружение / Vertigo ... Man walking past Elsters office, в титрах не указан
1956 Не тот человек / The Wrong Man ... Prologue narrator, в титрах не указан
1956 Человек, который знал слишком много / The Man Who Knew Too Much ... Man in Morocco marketplace, в титрах не указан
1955 Неприятности с Гарри / The Trouble with Harry ... Man walking past Sams outdoor exhibition, в титрах не указан
1955 Поймать вора / To Catch a Thief ... Man sitting next to John Robie on bus, в титрах не указан
1954 Окно во двор / Rear Window ... Man winding clock in songwriters apartment, в титрах не указан
1953 Я исповедуюсь / I Confess ... Man crossing the top of long staircase, в титрах не указан
1951 Незнакомцы в поезде / Strangers on a Train ... Man boarding train carrying a double bass, в титрах не указан
1950 Страх сцены / Stage Fright ... Man Staring at Eve on Street, в титрах не указан
1949 Под знаком Козерога / Under Capricorn ... Man at Governors reception, в титрах не указан
1948 Веревка / Rope ... Man walking in street after opening credits, в титрах не указан
1947 Дело Парадайна / Paradine Case, The ... Man carrying cello case, в титрах не указан
1946 Дурная слава / Notorious ... Man Drinking Champagne at Party, в титрах не указан
1945 Завороженный / Spellbound ... Man leaving elevator, в титрах не указан
1943 Тень сомнения / Shadow of a Doubt ... Man on train playing cards, в титрах не указан
1942 Диверсант / Saboteur ... Man in front of NY drugstore, в титрах не указан
1941 Подозрение / Suspicion ... Man mailing letter, в титрах не указан
1941 Мистер и миссис Смит / Mr. & Mrs. Smith ... Man passing David Smith on Street, в титрах не указан
1940 Иностранный корреспондент / Foreign Correspondent ... Man with newspaper on street, в титрах не указан
1940 Ребекка / Rebecca ... Man outside phone booth, в титрах не указан
1938 Леди исчезает / Lady Vanishes, The ... Man in London railway station, в титрах не указан
1937 Молодой и невинный / Young and Innocent ... Reporter, Photographer outside Magistrates Court, в титрах не указан
1935 39 ступеней / The 39 Steps ... Littering man near music hall, в титрах не указан
1930 Убийство! / Murder! ... Man on Street, в титрах не указан
1929 Шантаж / Blackmail ... Man on subway, в титрах не указан
1928 Легкое поведение / Easy Virtue ... Man with stick near tennis court, в титрах не указан
1927 Квартирант / Lodger, The ... Extra in newspaper office, в титрах не указан