Аки Каурисмяки -
Биография:Аки Каурисмяки (фин. Aki Kaurismäki) — финский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и монтажер. Всемирная известность пришла к нему после фильма «Ленинградские ковбои едут в Америку».
Ранние годы
Аки Каурисмяки родился 4 апреля 1957 года в Ориматтиле, Финляндия. По словам киноведа Андрея Плахова, «предки Каурисмяки носили фамилию Кузьмины и были выходцами из Карелии, его родители встретились в Выборге». Каурисмяки в переводе с финского означает «холм оленя».
Родители: Йорма и Леена Каурисмяки. В семье, кроме Аки, было ещё трое детей. Отец Аки занимался коммерцией и его работа была связана с постоянными разъездами, а мать работала в туристическом бюро. Так что семья часто переезжала с места на место.
Из Ориматтила семья Каурисмяки переезжает в Лахти, а затем и в Тойяла. Воспоминания этого периода позднее нашли отражение в фильме «Береги свою косынку, Татьяна« (1994).
Начиная с детских лет, главной страстью Аки были книги. Читать он начал рано, с 4–х лет и, уже учась в школе, нередко прогуливал уроки, чтобы в это время прочитать очередную книгу, взятую в школьной же библиотеке.
Музыкальные пристрастия Аки сформировались во многом благодаря Харри Марстио, с которым он жил по соседству в Куусанкоски. Позднее песни самого Марстио прозвучат в фильмах Каурисмяки «Преступление и наказание« (1983) и «Тени в раю« (1986).
В 1973 году Аки заканчивает среднюю школу в городке Канкаанпяя. К этому времени он начинает всерьёз интересоваться кино, становится активным членом киноклубов. Он смотрит по пять-шесть фильмов каждый день, восхищается Годаром, Бунюэлем, Одзу... Но поступить в киношколу не удаётся, его «прокатывают» на экзаменах как «слишком большого циника». Аки поступает в университет Тампере на факультет журналистики, но, проучившись два года, решает уехать.
Дебют в кино
Ему довелось поработать грузчиком, рабочим на стройке, оператором в типографии, почтальоном, художником, журналистом, мойщиком посуды в стокгольмском ресторане.
Начал свою кинематографическую карьеру как ассистент режиссёра Мика Каурисмяки— своего старшего брата. В 1981 г. вместе с братом Микой, который к тому времени закончил киношколу в Мюнхене, они основывают кинокомпанию «Villealfa», названную в честь фантастического фильма Жана-Люка Годара «Альфавиль». Первым детищем свежеиспеченной фирмы становится документальный опус о гастролях трех финских рок-групп по окрестностям озера Саймаа. С тех пор Аки навечно привязан к такому специфическому и экстравагантому музыкальному явлению, как финский рок.
Позднее, в 1986-м, с короткометражного фильма «Рокки-6» начнётся сотрудничество с культовой группой «Ленинградские ковбои» (в то время - «Sleepy Sleepers»), гордо носящей статус «худшей рок-группы в мире».
В начале 1980-х Аки пишет сценарии для двух дебютных фильмов старшего брата Мики («Лжец» (1981) - объяснение в любви годаровскому «На последнем дыхании» и гангстерский «Никчемные» (1982), которые критика сравнила с дыханием свежего ветра). Эти фильмы отмечены также и его актёрскими работами. Позднее Аки участвовал в написании сценария фильма брата «Клан. Рассказ о лягушках» (1984) и диалогов в фильме «Россо» (1985).
Игровым дебютом Аки в режиссуре становится модернизированая версия «Преступления и наказания« (1983). Первый фильм Каурисмяки имел очень большой успех в Финляндии, кинокритики и публика с нетерпением ждали следующей картины молодого режиссёра. Однако Аки опять удалось всех удивить - в 1985 году он снимает абсурдистскую трагикомедию «Союз Каламари», самый что ни на есть «crazy» из его фильмов. А затем вновь возвращается к опыту литературной адаптации в фильме «Гамлет идёт в бизнес» (1987), перенеся классическую трагедию в современный мир большого бизнеса. «Я - шизофреник. Я делаю то серьёзную картину, то что-то из области «ни в какие ворота не лезет», а потом возвращаюсь обратно», - говорит режиссёр.
На его режиссёрский стиль повлияли такие режиссёры как Жан-Пьер Мельвиль, Робер Брессон, Луис Бунюэль, Ясудзиро Одзу, Акира Куросава. Каурисмяки опирается на неброскую актерскую игру и простое кинематографическое повествование. Его фильмы имеют тонкий изящный юмор, отдаленно напоминающий юмор в фильмах Джима Джармуша, который, кстати, играл камео-роль в фильме Каурисмяки «Ленинградские ковбои едут в Америку«. Джармуш, в свою очередь, взял актёров, игравших до этого только у Каурисмяки (Матти Пеллонпяя, Кари Вяянянен и Сакари Куосманен), на роли в своём фильме «Ночь на Земле».
«Трилогия лузеров»
В 1986 году Каурисмяки снимает свой первый «классический» фильм - «Тени в раю», положивший начало «трилогии лузеров», в которую вошли также «Ариэль« (1988) и «Девушка со спичечной фабрики« (1990). Благодаря этим фильмам имя Аки Каурисмяки становится известным в Европе. С начала 80-х годов уже пятая часть всей кинопродукции Финляндии подписана фамилией Каурисмяки.
Начиная с 1981 года Аки снял 18 полнометражных художественных и документальных фильмов, его короткометражки были включены в киноальманахи (последний из них - «У каждого своё кино» - был снят к 60-летию Каннского фестиваля). Главный герой его фильмов почти всегда это прирождённый аутсайдер, который теряет всё, но находит в себе силы подняться. Он бежит к свободе и эта свобода может быть где угодно - в Эстонии, Мексике, Сибири, но - за пределами Финляндии. Актёрский ансамбль в фильмах Аки Каурисмяки практически неизменен.
Творчество
Действие большинства фильмов Каурисмяки также происходит в Хельсинки — родном городе режиссёра. В частности, «Союз Каламари« и его трилогия, состоящая из фильмов «Тени в раю», «Ариэль« и «Девушка со спичечной фабрики». Город Хельсинки в фильмах Каурисмяки показан с предельным реализмом, в его изображении отсутствует какая бы то ни было романтика.
Его фильм «Человек без прошлого» получил Гран-при Каннского кинофестиваля в 2002 году и был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке в 2003. Однако на церемонию в Лос-Анджелес режиссёр не приехал в знак протеста против войны в Ираке.
Заключительный фильм второй пролетарской трилогии Каурисмяки («Дрейфующие облака», «Человек без прошлого», «Огни городской окраины») был показан в конкурсной программе Каннского кинофестиваля 2006 года.
Его фильм «Человек без прошлого» получил Гран-при Каннского кинофестиваля в 2002 году и был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке в 2003.
Классик финского кино, он соединил Запад и Восток, европейский лоск и маргинальное, квазисоветское варварство; придал товарный вид немодным сегодня историям о провинциалах, неудачниках и деклассированных элементах.
На сегодняшний день является самым знаменитым и почитаемым режиссером Финляндии, давно завоевавшим во всем мире статус культового. Каждый год он снимает новую картину, иногда — две.
Ретроспективы его фильмов проходят по всему миру.
Личная жизнь
Он совладелец бара “Москва”, нескольких ресторанов и кинотеатра “Андорра” в Хельсинки (плюс отель в Нумми-Пусуле, западнее Хельсинки). Аки является одним из основателей фестиваля «Midnight Sun» (Соданкюля), единственного в мире кинофорума, проходящего за полярным кругом.
Как правило, каждую осень, Аки, загрузив в фургон трёх своих собак, вместе с женой, художницей Паулой Ойнонен отправляется на полгода в Португалию, где у него дом недалеко от Порто, мастерская, сад и виноградник. Возвращаясь в Финляндию, живёт в своём доме в Карккила, небольшом городке в 65 км от Хельсинки.
Аки Каурисмяки -
Фильмография:2004 Заброшенные / Aaltra ... Le patron Aaltra
1996 Mustasilmä-Susanna ja lepakkoluolan aarre ... Ovimies
1994 Kaurismäki & Kaurismäki (ТВ)
1994 Железные всадники / Iron Horsemen ... Cadillac Man
1985 Союз Каламари / Calamari Union ... Chauffeur
1985 Viimeiset rotannahat ... Ville, сын человека в белом костюме
1983 Apinan vuosi ... Charlotte Corday
1983 Huhtikuu on kuukausista julmin ... Ville Alfa
1982 Никчемные / Arvottomat ... Ville Alfa
1981 Лгун / Valehtelija ... Ville Alfa