Вверх

Вы вошли на сайт, как Гость






Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Меню

Звёздные новости

п»ї
Случайные знаменитости
Вивиан Су Вивиан Су
Эрвин Ледер Эрвин Ледер
Бенуа Жако Бенуа Жако
Изабель Юппер Изабель Юппер
Джофф Густафссон Джофф Густафссон
Стив Талли Стив Талли
Пётр Адамчик Пётр Адамчик

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Роберт Олтмен


Фото Роберт Олтмен Фото Роберт Олтмен Фото Роберт Олтмен



Роберт Олтмен - Биография:

80-летний Роберт Олтмен – режиссер уникальный не только для американского, но и для мирового кинематографа. Трудно назвать другого режиссера, который так упорно и кропотливо на протяжении многих лет и многих фильмов создавал бы кинообраз своей страны, как это делает уже 35 лет – Роберт Олтмен для Америки. Он изображает Америку прошлую и настоящую, Америку столичную и провинциальную, Америку воюющую, работящую и веселящуюся, Америку белых, черных, индейцев. Он показывает американских солдат, врачей, джазменов, политиков, бандитов, рабочих, продюсеров, художников, студентов. В его фильмах действовали персонажи комиксов, и даже появлялся чисто американский призрак.

Иногда Олтмен, кажется, устает от своей страны, и тогда он снимает фильм о Ван Гоге «Винсент и Гео» или подчеркнуто английский детектив «Госфорд-парк». Но это, скорее, исключения. Пока что ему хватает материала.

В своей стране (последний фильм – «Компаньоны» - снят об исполнителях кантри-музыки) Олтмен снял несколько десятков фильмов, среди них много откровенно проходных. Он не был перфекционистом, и говорил, что для режиссера гораздо хуже – долго не снимать, чем сделать слабый фильм. Но среди его фильмов и несколько общепризнанных шедевров, и много просто очень хороших работ. Олтмен принадлежит к американским шестидесятникам – и по времени прихода в большое кино (1969), и по своему творческому поведению. Он всегда старался быть «автором» фильма (в европейском понимании этого слова), работал вне традиционной голливудской системы жанров, много экспериментировал.

Но, в отличие от большинства режиссеров-шестидесятников, Олтмен никогда не был ни романтиком, ни бунтарем. Сняв первый полнометражный фильм в 45 лет, он всегда смотрел на мир трезвым (но не циничным) взглядом очень взрослого человека. Впрочем, начал Олтмен неудачно. Его первый полнометражный фильм «Холодный день в парке» был почти не заметен (и те критики, что заметили - обругали). Зато уже картина 1971 г. «МЭШ» (M. А. S. H.)(Передвижной военно-полевой госпиталь) не только получает золотую Пальмовую ветвь в Каннах, но и очень быстро становиться классикой американского кино. Этот фильм, рассказывающий о работе американских врачей на войне в Корее, принято относить к серии антивоенных черных комедий«, которыми американский кинематограф отреагировал на Вьетнамскую войну («Уловка-22», Николса, «Бойня №5» Хилла). В. «МЭШ» Олтмен использует структуру, признанную в последствии, «типично олтменовской». Вместо главного героя – группа персонажей, вместо классического сюжета – цепочка ситуаций, в которых эти персонажи проявляют себя. Так построены и общепризнанные шедевры режиссера («Свадьба», «Нэшвилл», «Короткий монтаж») и просто хорошие фильмы («Готовое платье», «Госфорд-парк»), и откровенные неудачи («Труппа»), фильм превращается в групповой портрет – американской армии, провинциального города, мира моды или балетной труппы.
После «МЭШ» Роберт Олтмен снимает ретро-фильм «Маккейб и м-с Миллер», где демонстрирует свой подход к жанровому кино: соединять несоединимое. «Маккейб…» - это вестерн в ритме элегии, это любовная история, герои которой – владельцы конкурирующих борделей, это рассказ об американской захолустье конца XIX века, откоментированный песнями великого рокера, канадского еврея – Коэна.
И все это прекрасно соединилось, и все это рассказано с неповторимой олтменовской интонацией – жесткой, но не жестокой, откровенной, но не циничной, ироничной, но не глумливой, трогательной, но не сентиментальной.

70- годы были лучшими для Олтмена. Он обращался к американской истории («Буффало Билли и Сидящий Бык») к фантастике, к семейной психологической драме («Свадьба»), к роад-муви о 30-х («Воры как мы») - и был успех у зрителей, были призы кинофестивалей. (Надо отметить: Олтмен – один из двух современных режиссеров, победивший на всех 3-х главных кинофестивалях – Каннском, Венецианском, Берлинском. Второй режиссер, кстати Антониони).

Сняв в 1978 г. «Нэшвилл», соединивший музыкальный фильм, политическую сатиру и любовно-ироническое описание американской провинции, Олтмен делает заявку на авторство «великого американского фильма» (с ударением на слово «американский»). В эти же годы он замахивается на святое – снимает по Гандлеру «Нуар», «Долгое прощание», вступая, таким образом, в соревнование с Хоуксом и Богардом. (Соревнование Олтмен проиграл, доказав, что «чистый» жанр не его стихия. В 90-е гг. он снимает триллер «Леший» снова неудача. Видимо, у всякого таланта, даже огромного, есть свои пределы).

В 80-е Олтмен снимает много – следуя своему принципу: «ни года без фильма», не отказывается даже от переноса на экран телеспектаклей и эстрадных шоу – а настоящих удач мало. Биографы пишут о проблемах с алкоголем (впрочем, в 70-е гг. пристрастие к марихуане не мешало создавать шедевры), о независимости характера, выродившуюся в неуживчивость и агрессивность. Впрочем, в самых слабых работах Олтмена что-то есть: в них хоть на минуту – виден автор «МЭШа» и «Нэшвилла». И вот в 90-е гг. режиссер, которому уже перевалило за 60 лет, демонстрирует мастерство и энергию недоступную никакому из молодых. Он снимает «Короткий монтаж» - образцовый фильм – «Паззл» - составленный из десятков микроисторий портрет большого города. Прием стал моден, но даже лучшие образцы (например, «Магнолия» Андерсона) не достигают уровня олтменовского шедевра. Удачным оказывается и групповой портрет – на этот раз мира высокой моды в «Готовом платье».

А снятый в 1992 г. «Игрок» критики вообще считают одним из лучших в фильмографии режиссера. На этот раз Олтмен портретирует свой мир – мир кино, мир Голливуда. И портрет получился одновременно смешным. Страшноватым и привлекательным – как, впрочем, почти всегда у Олтмена.

Последние годы Олтмен снимает много, но ничем особенно не удивляет. Не удивляет, но восхищает: по-прежнему безупречным режиссерским мастерством (в «Госфорд-парке он словно дает мастер-класс: вот как надо снимать настоящий английский детектив).

Восхищает способностью в 80 лет после абсолютной неудачи балетного фильма «Труппа» как ни в чем не бывало найти материал для очередного «группового портрета» (фильм «Компаньоны» о кантри-музыке; в фильме к тому же появляется совершенно необычным для Олтмана персонаж-призрак погибшей женщины).

Один из немногих более-менее объемных текстов об Олтмене на русском языке озаглавлен «Олтмен – американский европеец». Трудно придумать более неудачный заголовок. Конечно, он – «режиссер-автор», но с конца 60-х годов, с легкой руки критика Сарриса, концепция авторского кинематографа вполне укоренилась в США. Олтмен же – главный претендент на звание «самого американского режиссера» нашего времени (Конкуренцию могут составить разве что Иствуд и Масвик). Не говоря даже о том, что большинство фильмов режиссера прекрасно объединяются под заголовком «Жизни американцев», но энергия, амбициозность, масштаб творчества Олтмена, его умение возрождаться после неудач – все это соразмерно его великой стране.

Великий американский режиссер Роберт Олтмен умер в клинике Лос-Анджелеса. Ему был 81 год.




Роберт Олтмен - Фильмография:

1981 Бесконечная любовь / Endless Love ... Hotel Manager
1970 События / Events ... Bob
1947 Тайная жизнь Уолтера Митти / Secret Life of Walter Mitty, The ... Man Drinking

Мы В Контакте Мы на Facebook Лента новостей RSS

Маленький бонус:
Эту информацию могут видеть только зарегистрированные пользователи
Копирование и публикация материалов сайта разрешены только при наличии активной ссылки на источник
2011 - наши дни.. © Контакты | Лого | Реклама на сайте | Вебмастерам