Кинг Видор -
Биография:Кинг Уэллис Видор (англ. King Wallis Vidor) — американский кинорежиссёр, сценарист. Кинг Видор, по мнению некоторых, один из величайших режиссеров Голливуда, чья карьера охватила почти 7 десятилетий.
Ранние годы
Кинг Видор родился 8 февраля 1894 года в Галвестоне (Техас). Кинг Видор пережил сильный галвестонский ураган 1900 года, опустошивший окрестности, который 8 сентября 1900 года унес от 6 000 до (по некоторым оценкам) 12 000 жизней, что составляет в полной мере одну треть от общей численности населения.
Сын преуспевающего владельца фабрики пиломатериалов из Техаса, он был влюблен в кино с юных лет. После окончания школы сбежал из дому. Работал вначале билетером в кино, потом перепробовал и освоил все кинематографические профессии — от проявщика пленки, киномеханика, оператора и актёра до режиссёра-монтажёра.
Через год вернулся домой, откуда родители послали его учиться в Военную академию в Сан-Антонио, штат Техас, впрочем, эту учебу он вскоре бросил.
Поработав фотографом–любителем, он начал съемки материала кинохроники событий в своем районе Техаса и продавал их производителям кинохроники. Внештатный кинохроник, кинооператор и киномеханик, он дебютировал как режиссер в 1913 году, сняв короткометражный документальный фильм о том самом урагане - «Ураган в Галвестоне» (Hurricane in Galveston).
Карьера в кино
В 1915 вместе с молодой женой Флоренс Арто направился на завоевание Голливуда. В отличие от жены, ставшей кинозвездой, Флоренс Видор сам снимался в массовке, работал студийным клерком, без успеха писал сценарии и работал в кинохронике. Начав в Голливуде с должности статиста, он медленно, но упорно шел к цели, работал оператором, сценаристом, был помощником режиссера. За это время он пишет, режиссирует, и играет в нескольких коротких комедиях.
В 1919 дебютировал фильмом «Поворот на дороге» (The Turn In The Road). До 1923 снимал недорогие психологические драмы с участием жены для своей независимой компании. Видор скоро начал работать вместе с Флоренс под эгидой своего производственного подразделения, называемого «Vidor Village», создавая фильмы по своим сценариям с Флоренс Видор в главной роли, в том числе «Элис Адамс» (Alice Adams, 1923). Он продюсирует «Семейная честь» (The Family Honor, 20) и «Человек со складным ножом» (The Jack-Knife Man , 20). Далее он ставит «Воздушный пилот» (The Sky Pilot 1921) с Коллин Мур и «Пег в моем сердце» (Peg o' My Heart, 1922) с Лоретт Тейлор. До 1923 снимал недорогие психологические драмы с участием жены для своей независимой компании, которую организовал в 1920 году со своей женой. Кинг реализовал в это время фильмы «Настоящее приключение» (Real Adventure, 1922), «Dusk to Dawn» (1922) и «Завоевывая женщин» (Conquering the Woman, 1922). К этому времени, однако, их брак расстроился, они были юридически разделены, и разведены годом позже, студия тоже была закрыта.
Присоединившись к MGM, в 1925 завоевал репутацию большого режиссера антивоенной драмой «Большой парад» (The Big Parade), передав как эпический размах военных действий, так и агонию личности, чей наивный оптимизм не выдерживает реалий бессмысленной войны. Успех картины объяснялся также и оригинальностью режиссуры — смелостью многоплановых композиций кадра, ритмического монтажа и использованием кинометафор. После этого успеха Видор снял еще два фильма с главным актером своего успешного проекта Джоном Гилбертом – «Богема» (La Boheme, 1926) с участием звезды немого экрана Лилиан Гиш и костюмную драму «Бэрделис великолепный» (Bardelys the Magnificent, 1926), в котором принимала участие жена Видора Элеонор Боэрдмэн, после чего ушел на полтора года в творческий перерыв. Однако оба фильма тоже имели большой успех, и этот успех сделает его одним из лучших режиссеров MGM на ближайшие десятилетия.
Американский юмор, сентиментальность и известная наивность не испортили следующей большой ленты Видора — «Толпа» (The Crowd, 1928), своеобразной истории Золушки навыворот. Фильм стал важным шагом в развитии реалистического направления в кино США и в освоении выразительных возможностей монтажного кинематографа.
Кинг Видор одним из первых американских кинорежиссёров включился в производство звуковых фильмов. Первая его звуковая постановка — «Аллилуйя»; в ней, впервые в Голливуде, снимались настоящие негры. В первых звуковых работах режиссера, такие как «Аллилуйя», (Hallelujah, 1929); «Уличная сцена» (Street Scene, 1931); «Хлеб наш насущный» (Our Daily Bread, 1934), сохраняется интерес к значительным проблемам и продолжаются эксперименты с использованием монтажа и звука.
Однако Видор снимает также и популярные картины разных жанров, такие как «Чемпион» (The Champ, 1931); «Стелла Даллас» (Stella Dallas, 1937); «Северо-западный проход» (Northwest Passage (Book I-Rogers' Rangers), 1940); «Дуэль на солнце» (Duel In The Sun, 1946), но ни одна из этих профессиональных картин не поднимается до уровня его ранних постановок.
Как ни странно, самым известным фильмом, в котором Видор принимал участие, стал фильм, где его нет в титрах и который считали провалом в то время: «Волшебник страны Оз» (Wizard of Oz, The, 1939). Видор был одним из нескольких режиссеров, которые работали над различными частями картины, когда официально утверждённый режиссер Виктор Флеминг по тем или иным причинам был недоступен для съемок. Видор снимал сцены в Канзасе «Волшебника страны Оз», когда режиссер Виктор Флеминг вынужден был заменить Джорджа Кьюкора на съемках «Унесенные ветром». В частности, это именно Кинг Видор снял культовую для американского кино сцену (которую чуть было не вырезали из фильма), где Джуди Гарланд поёт «Over The Rainbow».
В 50-е годы Видор осуществил (при участии М. Солдати) небесспорную, но запоминающуюся удачным актерским исполнением и массовыми сценами экранизацию «Войны и мира» (War And Peace, 1956), а после провала фильма «Соломон и царица Савская» (Solomon And Sheba, 1959) переходит на преподавательскую работу на кинофакультете Калифорнийского университета, создает экспериментальные ленты.
На оскаровской церемонии в 1979 награжден почетной премией за «беспрецедентные кинематографические достижения творца и новатора». Лауреат юбилейных призов на МКФ в Москве-79 и Венеции-82.
Видор опубликовал свою автобиографию «Дерево есть дерево» в 1953 году. В 1978 году написал книгу «Кинг Видор о кино».
Личная жизнь
Видор был женат три раза.
На актрисе Флоренс Арто – с 1917 по 1924 гг., в этом браке родилась дочь Сюзанна (1918). Позже, после развода, Флоренс позже вышла замуж за Яшу Хейфица, великого скрипача из Российской империи, который удочерил Сюзанну.
Второй женой стала популярная актриса Элеанор Боэрдмэн, с которой он познакомился на съёмках фильма «Три мудрых дурака» (Three Wise Fools, 1923). Их брак продолжался с 1926 по 1931 г. Она родила ему двух дочерей – Антонию (род. 1927) и Белинду (род. 1930). Кстати, была запланирована двойная свадьба, второй парой должны были стать актеры Джон Гилберт и Грета Гарбо, но Гарбо в последнюю минуту передумала.
Снимая в 1930–х годах трилогию – «Райская птица» (Bird of Paradise, 1932), «Хлеб наш насущный» (Our Daily Bread, 1934) и «Цитадель» (Citadel, The, 1938) – Видор встретил свою третью и последнюю жену, Элизабет Хилл, которая работала с ним на большинстве его последующих независимых работ. Они прожили вместе до дня его смерти. «Цитадель» снимали в Англии, и Кинг был выдвинут на Оскар в номинации Лучший режиссер.
Помимо кинематографа увлекался живописью и много рисовал.
Умер Кинг Видор 1 ноября 1982 от сердечной недостаточности в Пасо-Роблес, штат Калифорния.
Режиссер имеет звезду на Голливудской Аллее Славы.
Кинг Видор -
Фильмография:1982 Любовь и деньги / Love & Money ... Walter Klein
1934 Хлеб наш насущный / Our Daily Bread ... фермер, орущий: 'Let It Go!', в титрах не указан
1916 Интрига / Intrigue, The ... Undetermined Role, в титрах не указан