Кен Расселл -
Биография:Кен Расселл родился 3 июля 1927 года в Саутгемптоне, Великобритания. Он четыре раза был женат, имеет пятерых детей и все - от первого брака. В юности Расселл изучал фотографию и учился в балетной студии. В 1945 году он поступил на службу в торговый флот, но был уволен после нервного срыва. В 1946 году служил в Королевских воздушных силах.
Расселл заинтересовался кинематографом во время частого посещения кинотеатров после школьных занятий со своей матерью. В начале своей карьеры он был очень застенчивым и замкнутым. Позже стал экстравагантным и диким - ещё один способ защитить свой внутренний мир. Кен заработал свою репутацию на телевидении, когда занял место Джона Шлезингера в серии программ «Monitor» на BBC.
Во время съемок картины «Барток» бюджета не хватало на дополнительных актеров, поэтому Расселл использовал зеркала, чтобы создать эффект множества музыкантов, хотя было очевидно, что это только один человек.
Его любовь к китчу-монашки, змеи, фаллические символы и марширующие нацисты - означает, что его фильмы изначально были спорны, и позже основная аудитория потеряла к ним интерес. Несмотря на то, что имя режиссера всегда будет ассоциироваться с кинематографом, у него не меньший интерес вызывают музыка, искусство и биографии великих людей.
Режиссер постоянно был занят выбиванием бюджета: «Легко получить 2/3 бюджета, но вот последняя треть это всегда проблема». Его фильмы были очень популярны в Италии.
Кен Расселл практически не зарабатывает на гонораре режиссера. Его доход составляет процент от проката. Кен Расселл, как и многие другие режиссеры, собрал вокруг себя группу людей, которых он постоянно приглашает в свои фильмы. Например, актеры Оливер Рид и Гленда Джексон всегда будут ассоциироваться с его именем.
В 1970 году Расселл привлек внимание общественности картиной «Влюбленные женщины», в которой впервые снялась получившая «Оскар» актриса Гленда Джексон. Фильм получил противоречивые отклики за сцену рэстлинга полностью обнаженных мужчин.
Картина режиссера «Дьяволы» (1971) продержалась на вершине хит-парада в Великобритании 8 недель, а в США была так изрезана цензурой, что провалилась.
В 1975 году он экранизировал рок-оперу группы «The Who» с музыкой вокалиста Пита Тауншенда «Томми», где также снялись Элтон Джон, Эрик Клэптон, Роджер Долтри и Тина Тернер. Картина продержалась 14 недель на 1 месте хит-парада и целый год собирала полные залы по всей Великобритании.
Следующий фильм «Листомания» (1975), с музыкой Рика Уэйкмана (группа «Yes») и посвященный жизни Франца Листа сопровождался предупреждением критиков «Только для поклонников Кена Рассела! Остальные-остерегайтесь!». Картина продержалась две недели на 1 месте хит-парада в Великобритании в ноябре 1975 года.
Пик кризиса карьеры режиссера пришелся на фильм «Валентино», рассказывающий о жизни звезды немого кино Валентино, сыгранного Рудольфом Нуриевым. Картина также была две недели на 1 месте хит-парада в Великобритании, но провалилась в прокате США.
Писателю и сценаристу Педди Чаефски очень не понравился фильм режиссера «Другие ипостаси» (1980), по роману которого он был снят. Писатель так обиделся, что убрал свое имя из титров. После противоречивых откликов на свой фильм «Другие ипостаси», режиссер обнаружил, что ему трудно получить финансирование своих новых фильмов. Тогда он на время отошел от кинематографа и начал ставить оперы на театральных подмостках Италии, Англии, Австралии и Греции.
В семидесятых годах пять фильмов режиссера были на вершине хит-парада в Великобритании: больше не было ни у кого. Эти фильмы продержались на 1 месте больше всего недель среди режиссеров Великобритании, за исключением Гая Хэмилтона, который в 70-х годах снял три фильма про Джеймса Бонда.
Режиссер часто в своих картинах использует огонь, змей, поезда и символы баптистов. Расселл предпочитает актеров, работающих на театральных подмостках. Он считает своим любимым фильмом картину Жана Виго «Атлант» (1934). Расселл был гостем Белградского кинофестиваля в 2003 году.
Расселл написал несколько книг по истории британского кино, пособие по режиссуре, свою автобиографию, а также пять художественных романов. Три - о жизни великих композиторов Брама, Делуиса и Бетховена, и два научно-фантастических произведения.
В 1989 году режиссер снял видеоклип на песню Элтона Джона «Никита». А также клипы для Клиффа Ричарда и группы «Pandora’s Box» («It’s all coming back to me now»). В 2006 году он снял несколько видеоклипов певицы Сары Брайтман (в частности, на песню «Призрак оперы»).
Режиссер дважды пытался работать с Барбарой Стрейзанд. В начале 70-х годов над биографией Сары Бернар, а позднее над музыкальной театральной версией жизни Эвиты.
Режиссер рассказывал, что однажды он встретился за пределами киностудии с Федерико Феллини. Великий режиссер подошел к нему и сказал: «Кен, вы не знаете, что они называют меня итальянским Кеном Расселлом?». Кен ответил: «Теперь я знаю, кто вы, потому что они называют меня английским Федерико Феллини».
В начале 80-х годов он готовился к съемкам картины «Эвита» и был так впечатлен пробами Лайзы Минелли, что отказался снимать картину без нее. Так как продюсеры хотели, чтобы в главной роли снялась Элен Пейдж, то проект был заморожен. Лишь много лет спустя его снял Алан Паркер с Мадонной в главной роли.
Последним фильм режиссера в Голливуде была картина «Преступления по страсти» (1984), после чего Расселл вернулся на родину и, собрав деньги у независимых компаний, снял картину «Готика» (1986).
В 1990 году Расселл появился в довольно значительной актерской роли в картине Фреда Скепси «Русский дом» с Шоном Коннери и Мишель Пфайффер.
Картина режиссера «Dance of the seven veils» (1970), посвященная жизни Ричарда Страусса, вызвала такой гнев, что вопрос о ней был поднят в Парламенте Великобритании, а наследники композитора вернули себе права на музыку и запретили демонстрацию картины по всему миру, что длится по настоящее время.
Кен Расселл номинировался на «Оскар», «Золотой глобус» и приз «BAFTA» за лучшую режиссуру картины «Влюбленные женщины» (1969).
Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину «Различные состояния» (1980) на приз «Сатурн» за лучшую режиссуру.
На Каннском международном кинофестивале Расселл получил технический приз за картину «Малер» (1974), которая также претендовала на «Золотую пальмовую ветвь». Также в Каннах картина «Ария», которую Расселл снял вместе с Николасом Роугом, Робертом Олтманом, Брюсом Бересфордом, Фрэнком Роддамом, Жаном-Люком Годаром и другими режиссерами, претендовала на главный приз.
На кинофестивале «Fantasporto» картины режиссера «Готика» (1986) и «Логово белого червя» (1988) претендовали на Гран-при. На московском международном кинофестивале его картина «Радуга» (1989) номинировалась на Гран-при.
В 2004 году на Стамбульском международном кинофестивале Расселлу вручили приз за вклад в развитие киноискусства.
Кен Расселл -
Фильмография:2011 Zero ... Sam
2010 The Aristofrogs (короткометражный)
2010 Мистер Ганджубас / Mr. Nice ... Russell Miegs
2009 Boudica Bites Back (короткометражный) ... Roman Senator
2006 Пойманные в ловушку / Trapped Ashes ... Dr. Lucy
2006 Мисс Марпл: Перст указующий / Agatha Christie Marple: The Moving Finger (ТВ) ... Rev Caleb Dane Calthrop
2005 Быть Стэнли Кубриком / Colour Me Kubrick: A True...ish Story ... The Man in a Nightgown
2004 Revenge of the Elephant Man (короткометражный)
2004 Ken Russell on Tommy (видео, короткометражный)
2002 Падение дома Ашеров / The Fall of the Louse of Usher ... Dr. Calahari
2000 Пасть льва / Lions Mouth (короткометражный) ... Ken the Clown
2000 – 2011 Воскрешая мертвых / Waking the Dead (сериал) ... Gerry Raistrick
1996 Эротические истории / Tales of Erotica ... Mr. Kirsch
1996 A History of British Art (сериал) ... Music Hall performer
1993 Ненасытная миссис Кёрш / The Insatiable Mrs. Kirsch (короткометражный) ... Mr. Kirsch
1993 Любовник леди Чаттерлей / Lady Chatterley (мини-сериал) ... Sir Michael Reid
1992 The Secret Life of Arnold Bax (ТВ) ... Sir Arnold Bax
1991 Шлюха / Whore ... Waiter
1990 Русский отдел / The Russia House ... Walter
1987 Последний танец Саломеи / Salomes Last Dance ... Cappadocian, Kenneth
1962 Walk with the Damned ... A Hood