Хулио Медем -
Биография:Испанский режиссер Хулио Медем с легкостью тореадора управляется с горячими психологическими экзерсисами, пылкой нагой фактурой, неприступными пейзажами райской красоты, квазифилософскими и мистическими сюжетами. За ним укрепилась репутация мастера широкого профиля, которому по плечу пасторальные поэмы, остросюжетные мистерии, знойные мелодрамы. При этом кино Медема существует несколько над жанром - привкус его историй неизменно отдаёт ароматом магического реализма и сытной фабульности.
Он родился в Сан-Себастьяне 21 октября 1958 года. По отцовской линии в нём течёт валенсийская и германская кровь, предки по материнской линии жили во Франции и испанской половине Страны Басков. Юный Медем получил первый опыт самостоятельных съёмок ещё в отроческие годы – отец снимал на 8-мм камеру семейные праздники. К моменту полнометражного дебюта за плечами режиссера был опыт ведения киноколонки и актив из нескольких короткометражных лент, отмеченных бодрыми отзывами локальной критики.
В 1985 году он окончил Университет Страны Басков, где изучал медицину и общую хирургию. Еще будучи студентом, Медем сотрудничал с ежедневной баскской газетой, где вел колонку о кино, он также выступал автором и соавтором ряда статей о кино и телевидении, опубликованных в других изданиях, в том числе в «Cinema 2002». В 1975 году Хулио Медем начал снимать экспериментальные фильмы на камеру «Super-8», и результатом стал ряд короткометражек. В 1985 году кинематографист начал снимать короткометражные ленты на 35-миллиметровую камерой, а в 1991 году состоялся его полнометражный дебют, он поставил фильм «Коровы», демонстрировавшийся впоследствии на кинофестивалях в Токио, Турине и Александрии.
Дебютная работа Коровы (1991) до сих пор остается непревзойденным произведением в биографии испанца. История про вражду двух баскских семей получилась одновременно изысканной и простой, барочной и фольклорной. Горячие отношения трёх поколений двух соседских кланов вернее всего было ожидать в социально-политическом аспекте, но дебютант делает почти невозможное, предлагая кино забытого ныне романного размаха (новеллистская структура была выражена ещё и делением фильма на главы). Медем вступает в мир большого кино уверенной поступью. Он не опускается до морализаторства, а поддерживает чудесный миф об идиллическом крае Гипускоа, нетронутая природа которого уподоблена столь же первозданным человеческим отношениям. Автор показывает быт и войну зрением коровы, в зеленом зрачке которой, растиражированным на постерах к фильму, отражаются любовь и ненависть, добродетели и пороки, жизнь и смерть божьих тварей. Отстранённый подход делает кинотекст не просто историческим романом, но и попыткой прикоснуться к абсолюту, который не ведает мира и войн, костра амбиций и бытовых дрязг. Автор Коров сразу был причислен к сонму знатных киноиспанцев (Эрисе, Саура, Берланга), чьи фильмы содержат мысль и изобразительную свободу, отмечены широким дыханием. Тем не менее, Коров проморгали все крупные отборщики - фильм прошёлся по фестивалям второго эшелона (Токио, Турин, Монреаль, Москва), получив восторженную прессу и главные призы; на родине Медем удостоился "Гойи" как лучший дебютант.
Через год Каннский фестиваль призвал Медема и поощрил 35-тилетнего режиссёра "Призом юности" за мистическую историю Рыжая белка (1993). Второй фильм - о запутанных лирических отношениях с сексуальным влечением, бременем памяти и взбрыком гендерной темы - дал понять, что певцам темпераментного кино, таким, как Педро Альмодовар и Бигас Луна, придётся потесниться. Медем проявил себя иначе, нежели в Коровах, акцентируя внимание на оттенках чувств и таинственной подоплеке романа девушки, потерявшей память в автокатастрофе, и случайного очевидца происшествия, который использовал травму, чтобы навязаться ей в любовники. Кажется, что герои заигрывают не столько друг с другом, сколько со зрителем – динамика сюжета и стихийность событий удачно сочеталась с европейской рефлексией о проблемах взаимопонимания.
Режиссер и продюсер короткометражек на 35 мм:
«Лапы на голове» (Patas en la Cabeza)(1985), Большая Премия баскского кино, Фестиваль в Бильбао
«Ровно шесть» (Las seis en punta) (1987), Премия Теленорте лучшему короткометражному испанскому фильму, Фестиваль в Бальбао
Помощник режиссера и монтажер копии полнометражного фильма (драматический документальный фильм), «Хроника Второй Карлистской войны» (Cronica da la II Guerra Carlista), Хосе Мария Тудури.
Элиас Керехета и TVE явились продюсерами короткометражного фильма на 35 мм «Мартин» (Martin) (1988), шестой части серии работ молодых кинорежиссеров, «Семь следов, семь» (Siete huellas, siete).
В 1989 был режиссером короткометражного фильма с педагогическими целями «Баскский ежедневник» (El Diario Vasco).
В 1992 состоялась премьера первого полнометражного фильма на 35 мм: Коровы (Vacas) – фильм был сразу же замечен европейскими критиками и получил множество призов на европейских кинофестивалях. Хулио Медем получил премию «Гойя» за лучший режиссерский дебют.
В 1993 году состоялась премьера второго полнометражного фильма режиссера «Красная белка» (La Ardilla Roja). Этот фильм был так же благосклонно воспринят критиками и отмечен многочисленными призами европейских кинофествалей.
В 1994, совместная работа с Икаром Боллаин по созданию сценария к его первому полнометражному фильму, «Привет, ты одна?» (Hola, estas sola?)
В том же году Медем выступил продюсером видео-клипа Антонио Вега «Oceano de Sol»
В 1996 состоялась премьера третьего фильма Медема «Земля» (Tierra). Этот фильм вошел в конкурсную программу Каннского кинофестиваля 1996 года, был отмечен призами европейских кинофестивалей.
В 1998 году вышел в свет четвертый полнометражный фильм «Любовники Полярного круга». Этот фильм стал участником международных кинофестивалей, таких как Санденс, Венецианский кинофестиваль, кинофестиваль Нуса в Австралии и многих других, был отмечен премией «Гойя». Получил премию «Еl mundo» Баскского кино 1999 в категориях лучший фильм, лучший режиссер, лучшая женская роль (Нахва Нимри).
Хулио Медем -
Фильмография:1997 Подушка с дурманом / Airbag