Жан Эпштейн -
Биография:Родился 25 марта 1897 г. в Варшаве, умер 2 апреля 1953 г. в Париже. Изучал медицину и математику в Швейцарии и Лионском университете.
В кино дебютировал в 1920 г. как критик. Работал ассистентом у Л.Деллюка. Самостоятельно снял фильмы "Пастер" (1922, док., совместно с Ж. Бенуа-Леви), "Краснаятаверна" (1923), "Прекрасная нивернезка" (1923), "Афиша" (1924).
Обратил на себя внимание фильмом "Верное сердце" (1923), предвещавшим появление французского "поэтического реализма" 30-х гг.
После нескольких менее удачных фильмов снял "Падение дома Ашер" (1928, по Э. По), под несомненным влиянием немецкого экспрессионизма, один из самых виртуозных фильмов французского авангарда по монтажу, движению камеры, использованию многократных экспозиций. По выражению Анри Ланглуа, фильм представлял собою "абсолютный эквивалент музыки Дебюсси на экране".
Затем Эпштейн обращается к поэтике поэтического документализма, снимая такие классические фильмы, как "Край земли" (1929), "Золото моря" (1931) и особенно "Mor vran" (1930). С появлением звука Эпштейн уходит в коммерческий кинематограф и выходит из забвения лишь однажды, спустя много лет, фильмом "Хозяин ветров" (1947), запоздавшим на полтора десятилетия экспериментом со звуком.
Как теоретик кино Эпштейн развивает теорию фотогении Р. Канудо и Л. Деллюка, первоначально как сверхъестественное свойство крупного плана, "монолога одного выделенного лица" (книга "Здравствуй, кино", 1921), а затем как инструмент познания, с помощью которого открываются неизведанные аспекты природы и которые приведут к революции в области постижения законов, по которым развивается физическая реальность, "тайная символика вещей" ("Lintelligence dune machine", 1946, "Lecinémadu diable", 1947).
Жан Эпштейн -
Фильмография: