Джанет Джексон -
Биография:Джанет Джексон родилась 16 мая 1966 года в Гэри, штат Индиана, США. Американская певица, автор песен, продюсер, танцовщица и актриса.
Джанет - младшая из девяти детей Кэтрин Эстер (урождённой Скрузе) и Джозефа Уолтера Джексона. Семья Джексонов принадлежала классу мелкой буржуазии и являлась последователями секты Свидетелей Иеговы. Джексон утверждала, что несмотря на то что выросла в семье иеговистов, со временем она отказалась от коллективной религии и стала выстраивать свои отношения с Богом по принципу «один на один».
Когда Джексон только училась ходить, её старшие братья — Джеки, Тито, Жермен, Марлон и Майкл — уже исполняли музыкальные номера в ночных клубах и театрах, называясь "The Jackson 5". В марте 1969 года их группа подписала контракт со звукозаписывающей компанией «Motown» и к концу того же года они записали первый из четырёх синглов, последовательно занявших в чартах первые места.
Успех квинтета позволил семье переехать в 1971 году в Энсино, пригород Лос-Анджелеса (штат Калифорния), где они поселились в большом особняке под названием Хейвенхёрст. Однако рождённая в семье профессиональных музыкантов Джанет Джексон, чья любовь к лошадям выросла в желание стать профессиональным жокеем, не испытывала никакой тяги к индустрии развлечений. Несмотря на это, её отец решил вопрос карьеры дочери за неё. Позже она призналась, что «никто меня не спрашивал, хочу ли я заниматься шоу-бизнесом… это было ожидаемо».
В 1974 году в возрасте 7 лет, Джексон вышла на сцену в Лас-Вегасе (штат Невада) со своими старшими братьями, выступавшими в регулярном шоу казино MGM. Джейн Корнвелл отметила в биографии певицы, что, когда ей исполнилось 8, Джозеф Джексон, назначив себя её менеджером, потребовал от девочки, чтобы отныне она перестала называть его «папой» и обращалась к нему только по имени — «Джозеф».
Джанет начала свою карьеру в качестве актрисы в эстрадном представлении «The Jacksons Times» на канале CBS, в котором также приняли участие и остальные дети Джексонов: Тито, Ребби, Рэнди, Майкл, Марлон, Ла Тойя и Джеки. В 1977 году Джексон была выбрана продюсером Норманом Лиром на роль Пенни Гордон Вудс в ситкоме «Good Times». С 1979 до 1980 года Джексон снималась в фильме «A New Kind of Family» в роли Джоджо Эштон, а позже присоединилась к актёрскому составу сериала «Diff’rent Strokes», где играла роль Шарлен Дюпрей с 1981 по 1982 год. Кроме того, она сыграла роль Клео Хьюитт в 4 сезоне телесериала «Fame», хотя позже рассказывала, что работа над этим проектом не приносила ей никакой радости.
Хотя Джексон поначалу страшилась начинать музыкальную карьеру, она согласилась принять участие в записях своей семьи. Первым таким опытом стал дуэт с её братом Рэнди — песня «Love Song for Kids», записанная в 1978 году. Когда Джексон исполнилось 16, её отец составил для неё контракт с «A&M Records». Её дебютный альбом «Janet Jackson», продюсерами которого стали соул-исполнители Анжела Винбуш, Рене Мур и Леон Силверс, вышел в 1982 году, а исполнительным продюсером пластинки был отец Джанет — Джозеф Джексон. Альбом достиг шестой строчки в чарте Hot R&B albums журнала «Billboard».
Второй альбом Джанет «Dreem Street» вышел спустя два года. Для помощи в продюсировании её отец нанял своих сыновей — её братьев: Марлон стал соавтором двух песен, а Тито, Джеки и Майкл выступили бэк-вокалистами. «Dreem Street» достиг номера 19 в чарте R&B альбомов, его продажи были ниже дебютного альбома Джанет. Единственный хит альбома «Don’t Stand Another Chance» поднялся лишь до 9 позиции в чарте R&B синглов журнала «Billboard».
В конце 1984 года Джанет сбежала со своим другом детства, певцом R&B Джеймсом ДеБаржем и вышла за него замуж. Однако вскоре после этого они развелись, их брак был расторжен в середине 1985 года.
После выхода «Dream Street» Джексон решила вести свои дела отдельно от семьи. Позже она вспоминала: «Я пыталась сказать отцу, что больше не хочу, чтобы он был моим менеджером. Было бы легче попросить маму сказать ему это за меня, но я должна была сделать это сама». Джексон также заявила, что «просто хотела уйти из дома, из-под гнёта отца, и это было одной из самых трудных задач, которые мне предстояло выполнить: сказать ему, что больше не хочу работать с ним».
Для работы над новым альбомом Джанет управляющий «A&M Records» Джон Макклейн нанял продюсеров Джимми Джема и Терри Льюиса. В течение 6 месяцев они втроём с Джексон записали её третий студийный альбом, «Control». Джексон вспоминала, пока записывался альбом, её однажды напугали мужчины, околачивающие возле её отеля в Миннеаполисе. Она говорила: "Я возвращалась домой, когда двое парней стали преследовать меня на улице… Вместо того, чтобы побежать за помощью к Джимми или Терри, я приняла боевую стойку. И они отступили. Так родились песни «Nasty» и «What Have You Done for Me Lately» — из чувства самозащиты».
Первостепенной задачей Джем и Льюис ставили создание сильной армии поклонников певицы прежде всего среди афроамериканского сообщества. Джем заявлял: «Мы хотели сделать альбом, который будет в каждом чёрном доме Америки… Мы делали чёрный альбом на все времена». Выпущенный в феврале 1986 года, альбом достиг верхней строчки чарта «Billboard 200». В обзоре издания «Newsweek «было отмечено, что альбом стал «альтернативой сентиментальным балладам и напыщенным аранжировкам Пэтти ЛаБелль и Уитни Хьюстон». Роб Хорбургер из «Rolling Stone» утверждал: «Альбом «Control» — лучше всего, что делала Дайана Росс за последние пять лет, и ставит Джанет на позиции начинающей Донны Саммер — нежелающей принять статус новизны и предпринимающей свои собственные шаги, чтобы подняться над этим».
«Control» пять раз был сертифицирован как платиновый, имея всемирные продажи свыше 10 миллионов копий. «Billboard» провозгласил этот альбом пятым по распродаваемости альбомом 1986 года в США. Он завоевал 4 награды из 12 номинаций «American Music Awards» — до сих пор непобитый рекорд, а также был номинирован на звание лучшего альбома года на «Grammy Awards» в 1987 году. Ричард Рипани, автор книги «The New Blue Music: Changes in Rhythm & Blues, 1950—1999» (2006) заметил, что этот альбом стал одной из успешных записей, оказавших влияние на развитие жанра new jack swing, совмещая в себе R&B, фанк, джаз, соул и различные продюсерские техники, появившиеся после середины 80-х. Успех «Control», по мнению Рипани, заполнил брешь между R&B и рэпом.
В сентябре 1989 года Джексон выпустила свой четвёртый альбом, «Janet Jackson’s Rhythm Nation 1814». Несмотря на то, что руководство A&M желало, чтобы альбом был похож на предыдущий, Джексон не хотелось нарушать свою творческую целостность и она намеревалась пропитать свою музыку социальным посылом, который улучшил бы её песни о любви и отношениях. «Я не наивная, — говорила Джексон. — Я знаю, что один альбом или песня не изменят весь мир. Я просто хотела, чтобы моя музыка и танцы привлекали внимание людей и удерживали его достаточно долго, чтобы они услышали текст и то, что я хочу сказать».
Достигнув номера 1 в чарте «Billboard 200», альбом позже стал шестикратно платиновым, с продажами свыше 12 миллионов копий по всему миру. Этот альбом стал единственным за всю историю чарта «Billboard Hot 100», три года подряд занимавший в нём первое место с синглами «Miss You Much» в 1989, «Escapade» и «Black Cat» в 1990 и «Love Will Never Do» («Without You») в 1991 году, а также единственным альбомом, семь синглов с которого побывали в пятёрке лучших того же чарта.
С альбомом «Rhythm Nation 1814» завершился её контракт с «A&M Records». В 1991 году, будучи приглашённой лично владельцем «Virgin Records» Ричардом Брэнсоном, Джанет подписала с этим лейблом многомиллионный контракт, оценивающийся примерно в 30—50 миллионов долларов США, что сделало её самой высокооплачиваемой артисткой современности. В том же году Джексон тайно сочеталась браком со своим давнишним бойфрендом, танцором и автором песен Рене Элизондо-мл. В начале 1992 года для саундтрека фильма «Деньги, деньги, ещё деньги» Джексон записала песню «The Best Things in Life Are Free» с Лютером Вандероссом и при участии Белл Бив Девоу и Ральфа Тресванта.
В мае 1993 года компания «Virgin Records» выпустила пятый студийный альбом Джексон под названием «janet.» (которое можно прочитать как «Джанет, и точка.»), дебютировавший на первом месте чарта «Billboard 200». Певица дала следующие комментарии: «некоторые считают, что я выезжаю за счёт своей фамилии… Вот почему на этом альбоме я разместила лишь своё имя и не стала просить моих братьев писать или продюсировать для меня музыку».
В июле 1993 года Джексон дебютировала в кино на большом экране, снявшись в фильме «Поэтичная Джастис» (англ. «Poetic Justice»). «Rolling Stone» назвал её исполнение «лжедебютом», несмотря на её неопытность, в то время как «The Washington Post» нашёл её «правдоподобно эксцентричной». Ещё несколько рецензий также были отрицательными, например, Оуэн Глеиберман из «Entertainment Weekly» отметил, что она «не неумелая актриса, просто у её личности не больше граней, чем у сыгранного ею образа пластиковой куколки». Баллада «Again», написанная Джексон, вошла в саундтрек фильма и получила номинацию на премию Оскар за лучшую оригинальную песню.
В сентябре 1993 года Джексон, обнажённая по пояс, появляется на обложке журнала «Rolling Stone», где её груди прикрыты руками её тогдашнего мужа Рене Элизондо-мл. Эта фотография, сделанная Патриком Демаршелье, является оригинальной (полной) версией обрезанного изображения, использованного в качестве обложки альбома «janet.»
В тот же период времени брат Джексон, Майкл, оказался в центре скандала, связанного с обвинениями его в сексуальном развращении малолетних, при этом сам он свою вину отрицал. Джанет оказала брату моральную поддержку, опровергла заявления, сделанные в написанной её сестрой Ла Тойей книге «Ла Тойя: Взросление в семье Джексонов» (1991), о том, что её родители обижали её и других своих детей, когда те были маленькими.
В декабре 1994 года она совместно с Майклом работала над главным синглом с его альбома 1995 года «HIStory» — песней «Scream», написанной ими вдвоём в качестве реакции на пристальное внимание со стороны средств массовой информации, возникшее после предъявленных Майклу обвинений в растлении малолетних. Дуэт сразу занял пятую строчку в чарте «Hot 100 singles», став первой песней в истории, дебютировавшей в пятёрке лучших. «Scream» внесена в Книгу рекордов Гиннесса как имеющая самое дорогое музыкальное видео. Клип был снят в мае 1995 года, а затраты на его создание составили 7 миллионов долларов. За него Джексон с братом получили премию «Grammy» 1995 года за лучшее короткометражное музыкальное видео.
В октябре 1995 года «A&M Records» выпустили первый сборник лучших песен Джанет Джексон, названный «Design of a Decade 1986/1996», дебютировавший на третьем месте в чарте «Billboard 200». Главный сингл компиляции, «Runaway», также достиг 3 строчки, но уже в чарте Hot 100. RIAA присвоила сборнику статус дважды платинового, а его продажи по миру превысили 4 миллиона копий.
В январе 1996 года Jackson возобновила контракт с «Virgin Records» с объявленной стоимостью 80 миллионов долларов. Этот контракт утвердил её на тот момент в звании самого высокооплачиваемого записывающегося артиста современности, превзойдя не имевшие тогда себе равных 60-миллионные контракты её брата Майкла Джексона и Мадонны.
Выпущенный в октябре 1997 года «The Velvet Rope» сразу же занял высшую строчку в чарте «Billboard 200». В августе 1997 года первый сингл с альбома, «Got Til It’s Gone», был запущен в радиоэфир и достиг 36 места в чарте «Billboard Hot 100 Airplay». Сингл содержал сэмпл из песни Джони Митчелла «Big Yellow Taxi» и камео рэпера Кью-Типа. «Got Til It’s Gone» получил награду Grammy за лучший видеоклип. Второй сингл «Together Again» стал у Джексон восьмым хитом номер 1 в чарте Billboard Hot 100 singles, что сравняло её с Элтоном Джоном, Дайаной Росс и группой The Rolling Stones. Этот сингл провёл рекордные 46 недель в Hot 100, а также 19 недель в британском чарте синглов. «I Get Lonely» достиг третьего места в Hot 100. The Velvet Rope был продан в количестве свыше 10 миллионов копий по всему миру и получил статус трижды платинового.
Джексон пожертвовала часть доходов, полученных от продаж сингла «Together Again», в Американский Фонд Исследования СПИДа.
В июле 2000 года Джексон появляется в своём втором фильме, «Чокнутый профессор 2: Семья Клампов», в роли профессора Дениз Гейнс, её партнёр по съёмочной площадке — Эдди Мёрфи. Эта кинолента стала для неё второй занявшей первое место по кассовым сборам, принеся в первый уикенд проката примерно 42,7 миллионов долларов. Её песня «Doesn’t Really Matter», вошедшая в саундтрек фильма стала её девятым синглом на первой строчке чарта Billboard Hot 100 single. В том же году муж Джексон подал на развод. Джефф Гординьер из Entertainment Weekly писал, что восемь из тринадцати лет, на протяжении которых она и Элизондо знали друг друга, «[они] были женаты — факт, который им удавалось скрывать не только от международной прессы, но даже от собственного отца Джексон». Элизондо выдвинул многомиллионный иск против Джексон (по оценкам, на сумму от 10 до 25 миллионов долларов), мирное соглашение по которому не было заключено до 2003 года.
В марте 2001 года Джексон получила высшую награду American Music Awards — «За заслуги» — за её «изящно созданные, принятые критиками и социально значимые мультиплатиновые альбомы». Она также стала первым лауреатом вновь учреждённой премии mtvICON, «ежегодного признания артистов, совершивших значительный вклад в музыку, музыкальное видео и поп-культуру, оказав громадное влияние на поколение MTV».
Седьмой альбом Джексон, «All for You», был выпущен в апреле 2001 года, стартовав с первой позиции в чарте «Billboard 200». Проданный в количестве свыше 605000 копий за первую неделю, он стал первым подобным достижением певицы за всю её карьеру.
Заглавный трек, «All for You», стартовал в чарте Hot 100 на 14 месте, что стало лучшим результатом для сингла, не выпущенного в продажу. Тери ВанХорн c MTV присвоил Джексон титул «Королевы радио», поскольку этот сингл вошёл в историю радоэфира, «попав на все популярные, ритмические и урбанистические радиостанции, отписывающиеся в национальном журнале «Radio & Records» в первую же неделю после выхода. Сингл поднялся до верхней строчки чарта «Hot 100», где продержался 7 недель. За «All for You» Джексон получила в 2001 году награду Grammy в номинации «Лучшая танцевальная запись». Второй сингл, «Someone to Call My Lover», содержащий гитарный сэмпл из композиции «Ventura Highway» группы America, достиг третьей позиции в чарте Hot 100. Альбом «All for You» был продан тиражом более семи миллионов по всему миру и сертифицирован как дважды платиновый.
В феврале 2004 года на шоу во время перерыва между таймами чемпионата Супер Боул XXXVIII Джексон исполняла попурри из песен «All for You» и «Rhythm Nation», после чего к выступлению присоединился Джастин Тимберлейк со своей песней «Rock Your Body». Спев строчку «gonna have you naked by the end of this song» (русск. «чтобы ты была голой к концу этой песни»), Тимберлейк дёрнул Джексон за верхнюю часть костюма и, оторвав кусок, оголил её правую грудь с украшенным пирсингом соском. После выступления певица извинилась, назвав произошедшее несчастным случаем, и пояснила, что Тимберлейк должен был дёрнуть бюстье так, чтобы лишь обнажить её лифчик. Кроме того, она заявила: "Я действительно очень сожалею, если кого-либо обидела. Это правда произошло не по моей вине…
В результате этого случая CBS поставила условие, лишь при выполнении которого Джексон и Тимберлейк смогли бы появиться на 46-й церемонии вручения наград «Grammy», — они оба должны были принести публичные извинения телесети, при этом не оправдывая инцидент какой-либо «неисправностью гардероба». Тимберлейк извинился, но Джексон отказалась. Вследствие этого Джермен Дьюпри отказался от своего места в комитете «Grammy». Кроме того, этот конфликт расстроил планы Джексон сняться в телевизионном байопике певицы Лины Хорн для канала ABC-TV. Хотя, как сообщают, Хорн была недовольна случившимся на Супер Боуле и настаивала на том, чтобы ABC выгнали Джексон из проекта, по словам представителей самой Джексон, она отказалась от участия по собственной воле.
В марте 2004 года вышел восьмой студийный альбом Джексон, «Damita Jo», дебютировавший на втором месте чарта Billboard 200. Стив Джонс из USA Today писал, что «альбом, носящий второе имя "Джексон", показывает несколько сторон её личности». Во время интервью, певица отметила, что «альбом — о любви… Дамита Джо это один из персонажей, живущих внутри меня». Стивен Томас Эрлвайн из «Allmusic» описал альбом как «слуховой эквивалент жёсткой порнографии — ничего не оставляет для воображения и бесконечно скучен». Между тем в рецензии, написанной Энн Пауэрс из журнала «Blender», утверждается: «Художественно структурированный и бессовестно нецензурный, «Damita Jo» эротичен своими дружелюбием и сбалансированностью. Этот час с гаком тантрического потока даже стирает в памяти нелепое оголение груди Джексон на Супер Боуле».
К концу месяца альбом получил статус платинового и на тот момент насчитывал свыше двух миллионов проданных копий по всему миру. Хотя альбом и стартовал со второй строчки, его четыре сингла так и не вошли в чарт лучших 40 хитов. Кейт Кофилд из «Billboard» прокомментировал это следующим образом: «для такой артистки, как Джексон, чьи синглы на протяжении её карьеры 27 раз входили в десятку лучших чарта «Hot 100 singles», среди которых 10 — под номером один, это, пожалуй, разочарование». Кловер Хоуп из «Billboard» признал, что «Damita Jo» «оказался в густой тени фиаско на Супер Боуле» и что Джермен Дьюпре, тогдашний президент отдела урбан-музыки Virgin Records, выразил «чувство неподдержки со стороны лейбла».
В ноябре 2004 года организация «100 Black Men of America, Inc.» наградила Джексон как «афроамериканский образец для подражания», вручив ей награду за артистические достижения, за «карьеру, приведшую от успеха к огромному успеху». Несмотря на то, что «New York Amsterdam News» писал о том, что «многие присутствующие выразили недоумение по поводу награждения 38-летней исполнительницы» из-за инцидента на Супер Боуле, президент организации Пол Уильямс отвечал что, «о достоинстве личности нельзя судить по единственному моменту из жизни этого человека».
В июне 2005 года, Джексон была награждена премией за человеколюбие организациями Human Rights Campaign и AIDS Project Los Angeles в знак признательности за её работу и участие в сборе денег для благотворительных организаций по борьбе со СПИДом.
На сегодняшний день Джанет Джексон выпустила 10 альбомов.
По данным журнала «Billboard Джанет» входит в список самых продаваемых исполнителей за всю историю современной поп музыки, продав по всему миру более 100 миллионов своих записей. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний определила её на 11 строчку в рейтинге самых продаваемых американских исполнительниц.
Джанет Джексон -
Фильмография:2010 Песни о любви / For Colored Girls ... Jo, Red
2010 Зачем мы женимся снова? / Why Did I Get Married Too? ... Patricia
2008 Janet Jackson: 2008 Rock Witchu Tour (видео, короткометражный)
2007 Зачем мы женимся? / Why Did I Get Married? ... Patricia
2002 – ... Американский идол: Поиск суперзвезды / American Idol: The Search for a Superstar (сериал) ... Performer
2000 Чокнутый профессор 2: Семья Клампов / Nutty Professor II: The Klumps ... Denise
1995 Michael Jackson: Video Greatest Hits - HIStory (видео) ... Zombie
1993 Поэтичная Джастис / Poetic Justice ... Justice
1989 The Royal Variety Performance 1989 (ТВ)
1982 – 1987 Слава / Fame (сериал) ... Cleo Hewitt
1978 – 1986 Различные ходы / Diffrent Strokes (сериал) ... Charlene DuPrey
1977 – 1987 Лодка любви / The Love Boat (сериал) ... Delia Parks
1975 – ... Субботним вечером в прямом эфире / Saturday Night Live (сериал) ... Condoleeza Rice
1974 – 1979 Добрые времена / Good Times (сериал) ... Millicent Penny Woods