Герберт фон Караян -
Биография:Ге?рберт фон Карая?н (нем. Herbert von Karajan) — австрийский дирижёр. Работал с Берлинским филармоническим оркестром на протяжении 35 лет. Оставил после себя одну из самых обширных дискографий.
Происхождение. Ранние годы
Герберт фон Караян родился в Зальцбурге в семье потомка эмигрантов (возможно аромунского происхождения) из греческой провинции Македония, при рождении был наречён Херибертом. Документально фамилия Караян в форме «Караяннис» впервые упоминается в 1743 году в греческом городе Козани. В 1792 году его прапрадед Георгий Караяннис, являвшийся крупным торговцем в саксонском городе Хемнице, получил от курфюрста Фридриха Августа III рыцарский титул - риттер. Греческая фамилия была усечена до формы «Караян» и к ней была добавлена приставка «фон». Поэтому полное имя фон Караяна при рождении — Хериберт Риттер фон Караян (нем. Heribert Ritter von Karajan).
Вкус к музыке ему привил отец – хирург, который безмерно любил музыку и в свое время хотел стать музыкантом. По воспоминаниям дирижера, «мама не так много знала, но многое чувствовала изнутри. Она была настоящей вагнерианкой». Уже в 4,5 года он выступил перед публикой. Показательно, но первым его конкурентом и мерилом сравнения стал старший брат. Герберт не хотел уступать ему ни в знаниях, ни в умении игры на фортепиано. «Быть во всем лучше, совершеннее» – этот принцип зародился в детские годы и стимулировал будущего маэстро всю жизнь.
В 1912 году начал обучение игре на пианино. Из–за неправильного развития пальцев в дальнейшем ему пришлось переквалифицироваться с пианиста на дирижёра, хотя он до конца своих дней оставался хорошим пианистом.
С 1916 года по 1926 год учился в консерватории «Моцартеум» в Зальцбурге, где получил импульс к изучению искусства дирижирования.
В 18 лет он официально заступил на свой первый дирижерский пост и до конца жизни не выпускал палочку из рук. Его первый полноценный дебют состоялся в 1929 году – Караян дирижировал оперой Рихарда Штрауса «Саломея» в Фестивальном театре Зальцбурга. Спустя четыре года состоялся его дебют уже собственно на Зальцбургском фестивале, где он исполнил музыку к «Вальпургиевой ночи» из оперы «Фауст» Шарля Гуно, а в следующем году впервые встал за пульт Венского филармонического оркестра. Затем он получил пост дирижера в провинциальном немецком городке, и следующие 16 лет стали для него самой лучшей школой: руководя в Ульме, а затем Аахене и симфоническим оркестром, и оперным, он научился всему: управлять коллективом, пестовать музыкантов, репетировать с певцами, воспитывать и подчинять людей. Эти годы стали необходимым багажом, за который Караян впоследствии был благодарен судьбе.
Карьера
С 1929 по 1934 был первым Капельмейстером в городском театре города Ульма в Германии.
В 1933 состоялся его дебют на Зальцбургском фестивале, где он дирижировал музыкой к «Вальпургиевой ночи» (нем. Walpurgisnacht Scene) из оперы «Фауст» Шарля Гуно в постановке Макса Райнхардта. В следующем году там же, в Зальцбурге, впервые встал за пульт Венского филармонического оркестра.
В 1933 фон Караян вступил в Национал-социалистскую партию; это произошло 8 апреля 1933 года в Зальцбурге спустя два месяца после прихода к власти Адольфа Гитлера в Германии.
С 1934 года по 1941 год дирижировал оперными спектаклями и симфоническими концертами в оперном театре Аахена.
В 1935 фон Караян стал самым молодым Генеральным музыкальным директором (нем. Generalmusikdirektor) Германии, выступал в качестве приглашенного дирижера в Брюсселе, Стокгольме, Амстердаме и других городах.
В 1937 состоялось первое выступление фон Караяна с Берлинским филармоническим оркестром и в Берлинском государственном оперном театре в опере Бетховена «Фиделио». Огромный успех в 1938 году получило его исполнение оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда», берлинская критика назвала его «Чудо-Караян» (нем. Das Wunder Karajan). Он заключил контракт со звукозаписывающей компанией «Дойче Граммофон» (нем. Deutsche Grammophon), первой записью стала увертюра к опере Моцарта «Волшебная флейта» (нем. Die Zauberflöte) с Берлинской государственной капеллой.
Послевоенный период
В 1946 году в Вене с Венским филармоническим оркестром состоялся первый послевоенный концерт Караяна. Затем советские власти наложили запрет на его выступления в качестве дирижера вследствие его членства в НСДАП. Летом этого года он анонимно участвовал в работе Зальцбургского фестиваля. В следующем году ему было разрешено возобновить работу в качестве дирижера.
В 1948 Караян стал художественным руководителем Общества друзей музыки (нем. Gesellschaft der Musikfreunde) в Вене. Дирижировал также в оперном театре «Ла Скала» в Милане. Однако, самой значительной в этот период была его работа с недавно созданным оркестром «Филармония» (англ. Philharmonia Orchestra) в Лондоне. Благодаря ему, этот оркестр вошел в число лучших оркестров мира.
В конце 40-х годов начался еще один знаковый период в его жизни, которому музыкант будет фанатично верен до конца своих дней. Караян открыл для себя звукозапись. Для увековечивания караяновских шедевров в Лондоне был специально создан оркестр «Филармония» – несколько лет Караян руководил этим коллективом, который и сегодня считается одним из самых признанных в мире.
В 1951 и 1952 годах дирижировал спектаклями в Байрейтском оперном театре.
В 1955 был назначен пожизненным музыкальным руководителем Берлинского филармонического оркестра как преемник Вильгельма Фуртвенглера (нем. Wilhelm Furtwängler). С 1957 года по 1964 год являлся художественным директором Венской государственной оперы, был тесно связан с Венским филармоническим оркестром и Зальцбургским фестивалем, где он основал Пасхальный фестиваль.
Музыка дала ему всё
Необходимо отметить эксцентричность Караяна. Культ собственной личности и стремление к безграничной власти были неотъемлемыми частями художественной личности Караяна. Когда он дирижировал Вагнером в Метрополитен опера, он поднял дирижерский подиум, чтобы быть на виду у публики; в Вердиевских оперных записях он изменял баланс звучания оркестра, перенося работу со звуком на стадию монтажа. Критики сравнивали его с Леонардом Бернстайном, указывая, что оба дирижера «были непревзойденными мастерами устраивать театральный спектакль на подиуме». Также он часто дирижировал с закрытыми глазами, уверенный в том, что под его управлением находится один из величайших оркестров новейшей эры. В одном он был схож с Бернстайном: если ему не слишком нравилось сочинение — а в «не немецкой» музыке было очень много произведений, которым он не симпатизировал, — это было слишком явно видно в его подходе к исполнению этого произведения.
Пренебрегая всеми правилами дорожного движения, его машина должна была подаваться прямо к выходу из здания. В Берлинской филармонии служащие должны были выстраиваться вдоль лестницы, и, проходя мимо, он царственно подмахивал документы. И самое главное – он почти требовал, чтобы его называли Шеф.
В его постоянной свите состоял боксер-тяжеловес, несколько телохранителей, бесчисленное количество помощников, собственные фотографы. А отношение к музыкантам находилось на грани полнейшего участия (Шеф посещал свадьбы и юбилеи своих подчиненных) и ненависти в периоды яростных припадков. Бытовал анекдот: во время неудачной репетиции Караян вспылил: «Знаете, чего мне хочется, господа? Обвязать вас всех веревкой, облить керосином и поджечь. – «Но тогда вы нас лишитесь», – ответил один из музыкантов». – «Ах, да, об этом я не подумал».
Хотя благодаря Караяну стоимость дирижерской профессии заметно возросла, он никогда не завышал своих гонораров. Приблизительное состояние в 500 млн. немецких марок он делал другим способом. По неофициальным данным, он владел частью акций «Columbia Artists Management Inc.», а потому часть гонораров артистов, которые выступали, скажем, по его настоятельной рекомендации в том же Зальцбурге, поступала в его карман. Доход Караяна складывался из роялти от продаж около 900 его записей, разошедшихся в количестве 115 млн. копий, вышедших в основном на лейблах Deutsche Grammophon и EMI.
Караян мудро использовал, например, репетиционное время как сеанс звукозаписи, что позволяло сэкономить время и удвоить заработок музыкантов: оркестранты Берлинского филармонического ездили на «Мерседесах» и покупали дома в Альпах. Сам дирижер окружал себя только лучшим и самым дорогим: собственный самолет, роскошная яхта, «Мерседес» последней модели, красавица жена – в его случае действительно «музыка дала ему все».
Начиная с 1982 года его отношения со своим оркестром Берлинской Филармонии становятся натянутыми в результате конфликта из–за кларнетистки Сабин Мейер (Sabine Meyer). Вопреки мнению коллектива оркестра, до того дня чисто мужского, Караян взял её в оркестр, но её быстро исключили общим голосованием. В связи с этим последние годы он больше времени проводил с Венским оркестром, нежели с Берлинским.
Продолжал дирижировать и записываться вплоть до своей смерти в 1989 году.
Личная жизнь
В 1938 году Караян ненадолго женился в первый раз на певице оперетты Эльми Хольгерлоф (Elmy Holgerloef), старше него на 11 лет.
В 1942 году вторым браком женился на Аните Гютерманн (Anita Gütermann), девушке из богатой буржуазной семьи. Её дед был евреем, поэтому сама она считалась «на четверть еврейкой». Некоторое время она занималась связями с общественностью фон Караяна. Они развелись в 1958 году.
В 1958 году фон Караян женился на французской манекенщице Эльетт Муре (Eliette Mouret), которой в тот момент было 19 лет. У пары родились две дочки: Изабель (1960) и Арабель (1964).
Умер от сердечного приступа в возрасте 81 года в своём загородном доме в Анифе, недалеко от Зальцбурга.
Герберт фон Караян -
Фильмография: